на главную страницу

16 Декабря 2003 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Новый «тигр»с новыми «когтями»

Владимир КУЗАРЬ


















     

     Боевой корабль под звездно-полосатым флагом эффектно развернулся и бросил якорь. А через несколько минут матросы американского эсминца «Вандергрифт» сошли в порту Хошимина. Это произошло впервые после того, как почти 30 лет назад американские войска под ударами вьетнамской армии вынуждены были покинуть и этот город, называвшийся в то время Сайгоном, и сам многострадальный Вьетнам. За освобождение своей страны от агрессоров вьетнамцы заплатили огромную цену. Достаточно назвать Сонгми – деревню, которую американцы сожгли вместе со всеми ее жителями. Но и изгнав агрессоров, вьетнамцы продолжали гибнуть от ядохимикатов, которыми американцы заразили огромные площади джунглей и рисовых полей и которые не только уничтожали растительность, но и вызывали у людей такие заболевания, как рак и диабет. Потери же США в этой войне составили около 60 тысяч человек. Судьба еще 1.800 американцев, без вести пропавших в ходе боевых действий, неизвестна до сих пор.

     
Свято место пусто не бывает

     За последние десять лет американские военные корабли не раз посещали с официальным визитом крупнейший порт на севере Вьетнама – Хайфон. Тем не менее отношения между двумя странами, особенно в такой чувствительной сфере, как военная, оставались замороженными. Визит «Вандергрифта» в Хошимин, состоявшийся в конце прошлого месяца, встречи его моряков с местным населением и вьетнамскими коллегами должны, очевидно, привести к окончательному «таянию льда» в двусторонних связях. Во всяком случае средства массовой информации Вьетнама назвали этот визит «знаменательным событием», а аналитики считают, что Вашингтон с помощью «Вандергрифта» протянул Ханою руку дружбы, которая не будет отвергнута.
     При этом они подчеркивают, что американский корабль появился во Вьетнаме всего лишь через полтора года после того, как Москва, передав Ханою пункт передового базирования в Камрани, по сути, отказалась от военного присутствия в этой стране. Впрочем, такое развитие событий было очевидным: с одной стороны, американцы, как известно, прекрасно усвоили, что свято место пусто не бывает, и давно уже положили эту простую истину в основу своей внешнеполитической доктрины, а с другой – Вьетнам всегда был для США не просто местом, а лакомым кусочком, с потерей которого они никак не могли примириться.
     Попытки возвратить Вьетнам, с территории которого можно контролировать не только Юго-Восточную Азию, но и стратегические проходы с Тихого в Индийский океан, в лоно американской политики Вашингтон начал, по существу, с развалом социалистического лагеря. Причем, осознавая наличие в стране серьезных антиамериканских настроений, предпочтение было отдано налаживанию торгово-экономических отношений. В 1994 году США сняли с Вьетнама торговое эмбарго, а еще через несколько лет между Вашингтоном и Ханоем было заключено торговое соглашение. Эти меры предоставляли Вьетнаму возможность торговать с Америкой по тем же низким тарифам, которые имели и другие ее иностранные партнеры. Что, естественно, вызвало рост вьетнамского экспорта в США и открыло дорогу во Вьетнам американским товарам. В 2000 году Ханой с официальным визитом посетил президент США Билл Клинтон, которого сопровождала большая группа американских бизнесменов, заинтересованных в открытии своих предприятий на территории Вьетнама и готовых импортировать в эту страну различные товары.
     Воспользовавшись изменением международной ситуации, произошедшей в связи с терактами 11 сентября 2001 года, США, чтобы закрепить свое мировое лидерство, значительно активизировали свою политику по многим направлениям. В том числе и в отношении Вьетнама. Американский интерес к этой стране подогревала и ее географическая близость к Китаю, которому, по общей оценке, отводится роль главного стратегического конкурента США в нынешнем веке и которого Вашингтон стремится окружить военными базами. В этой связи развитие только торгово-экономических отношений с Ханоем уже не устраивало американцев – требовалось укрепление политических и военных двусторонних связей.
     Визит министра обороны Вьетнама генерала Фам Ван Ча в США, состоявшийся в прошлом месяце, дал богатую почву для размышлений по этому поводу. И не только потому, что впервые за всю 58-летнюю историю существования нынешнего Вьетнама его столь высокопоставленный военный представитель посетил США. Или то, что по кабинетам Пентагона, госдепартамента и конгресса расхаживал ветеран и герой войны, в которой Америка потерпела поражение, – молодой офицер Фам Ван Ча был участником многих сражений, а его отец командовал ударной группировкой войск, освобождавшей Сайгон. Важнее то, о чем вели речь на переговорах с ним американские собеседники. А это были госсекретарь Колин Пауэлл, министр обороны Дональд Рамсфелд и председатель объединенного комитета начальников штабов вооруженных сил генерал Ричард Майерс.
     Как свидетельствуют американские СМИ, переговоры были посвящены преимущественно одной теме – развитию отношений стратегического партнерства, составной частью которых должно стать укрепление военных и военно-технических связей. Первым конкретным шагом на этом пути, очевидно, можно считать визит на юг Вьетнама «Вандергрифта». Другим проявлением достигнутых в ходе переговоров договоренностей станет обучение в США вьетнамских офицеров. Не исключено также, что во Вьетнам станет поступать американское вооружение. Вернее, оно уже есть там – во время войны вьетнамцы захватили значительное количество танков и бронетранспортеров, полевых и зенитных орудий, авиатехники – всего на сумму порядка 4,5 млрд. долларов. Конечно, все это вооружение уже морально и физически устарело, однако для американцев важно, что есть задел. Теперь они предлагают модернизировать некоторые виды этого оружия, а некоторые заменить на более современные, причем на выгодных для Вьетнама условиях.
     Еще одним направлением американо-вьетнамского сотрудничества может стать участие США в ликвидации последствий применения во Вьетнаме дефолианта Эйджент Орандж. Ханой уже давно настаивает на компенсации ущерба, нанесенного стране химическим оружием, но Вашингтон только сейчас согласился обсудить этот вопрос. Для Пентагона он носит еще и прикладное значение: в естественных условиях можно изучить последствия применения химического оружия и отработать методику их преодоления.
     Однако наибольшую заинтересованность американцы проявили к использованию военной базы Камрань вооруженными силами США. Она прямо-таки ложится в планы Вашингтона по значительной передислокации американских войск в Азиатско-Тихоокеанском регионе. В частности, сообщается, что Пентагон намерен сократить американское военное присутствие в Японии и Южной Корее, перепоручив часть своих задач вооруженным силам этих стран, а высвободившиеся соединения перебросить в другие азиатские районы. Официально эти планы объясняются необходимостью усиления борьбы с международным терроризмом. На самом же деле передислокация американских войск в этом регионе связана, как считают эксперты, с подготовкой США к сдерживанию Китая. Среди возможных новых территорий для размещения американских военных баз числится и Вьетнам. По словам собеседников Фам Ван Ча, предоставление Камрани для нужд ВМС и корпуса морской пехоты США стало бы наилучшим проявлением стратегического партнерства между двумя странами.

     
Компьютеры от дядюшки Хо

     Ханой неизменно заявляет, что не намерен передавать Камрань какой-либо стране, а собирается использовать существующую здесь инфраструктуру «исключительно в целях социально-экономического развития страны». Вместе с тем нельзя не заметить, что установление с США отношений стратегического партнерства в значительной степени соответствует планам Ханоя по превращению страны в нового азиатского «тигра».
     По этому пути Вьетнам идет уже немногим более десяти лет и добился неплохих успехов в изменении своего облика. Причем небезынтересно, что в проведении широкомасштабных реформ во многом заимствован опыт северного соседа – сочетание рынка и планирования. Как заявил премьер-министр Вьетнама Фан Ван Кхай, создание рыночной экономики не противоречит цели строительства социализма в стране, потому что конечная цель одна – построение Вьетнама с богатым народом и демократическом обществом.
     Уже сейчас Вьетнам вышел на второе место в мире по экспорту риса, увеличил в десятки раз товарооборот с соседними и дальними странами. Заканчивающийся год должен стать еще одним ярким свидетельством тому. Так, 17 из 20 основных товаров вьетнамского экспорта по объему продаж на внешнем рынке преодолели «планку» в 100 млн. долларов. Наиболее удачными статьями экспорта, за каждую из которых Вьетнам выручил более 3 млрд. долларов, оказались текстиль, одежда и сырая нефть. За ними в числе наиболее прибыльных товаров для внешней торговли оказались морепродукты, обувь, рис, кофе, каучук, изделия из дерева, произведения художественных ремесел, а также уголь, овощи и фрукты, электрические провода и кабели, велосипеды и др. Общий объем экспортных операций Вьетнама за 2003 год составит, по прогнозам, 20 млрд. долларов.
     В свете вышесказанного особенно впечатляющим видится развитие двусторонней торговли между Вьетнамом и Соединенными Штатами. В этом году прирост вьетнамско-американской торговли по сравнению с прошлым годом составит девяносто процентов, а ее объем достигнет отметки почти в пять миллиардов долларов. Вьетнам сумел многократно расширить свое присутствие на американском рынке. В настоящее время СРВ поставляет в США порядка двадцати видов товаров, наибольшим спросом из которых пользуются текстильные изделия, обувь, морепродукты, а также компьютеры и бытовая электроника. За несколько последних лет доля Вьетнама в двустороннем товарообороте возросла до шестидесяти процентов.
     И Вашингтон, и Ханой дорожат расширением и развитием контактов в торгово-экономической сфере. Для первого это дает возможность и дальше внедряться во Вьетнам, в том числе и по военной линии. Для второго эти контакты представляются дополнительной гарантией для еще большего притока в страну иностранного капитала, в чем сейчас прежде всего и нуждается Вьетнам. Зарубежные инвестиции необходимы ему для выполнения десятилетней программы модернизации и индустриализации. Главное внимание в ней отводится реструктуризации экономики, повышению конкурентности товаров путем улучшения их качества и снижения себестоимости, внедрению в производство высоких технологий. Кстати, к 2010 году Ханой рассчитывает вывести страну на передовые позиции в Юго-Восточной Азии по уровню телекоммуникационной инфраструктуры. К тому времени валовой объем услуг в этой области должен составить порядка 5,5 млрд. долларов.
     Еще одно приоритетное направление вьетнамской политики – укрепление обороноспособности страны. Вооруженные силы Вьетнама относят к числу самых многочисленных и боеспособных армий мира. В докладе, представленном в 2001 году аналитическим управлением ЦРУ конгрессу США, Вьетнамская народная армия (ВНА) названа лучшей в Азии. Личный состав воспитан на полувековой истории побед Вьетнама над Японией, Францией, США и «сайгонским режимом», войне с Китаем. Число резервистов достигает 14 миллионов человек, мобилизационный ресурс страны – почти 22 миллиона. «Под ружьем» постоянно находятся 962 тысячи кадровых офицеров, солдат и сержантов срочной службы. 80 процентов легкого и тяжелого стрелкового оружия, самолетов и вертолетов, бронетехники и автотранспорта, ствольной и реактивной артиллерии, катеров и эсминцев, состоящих на вооружении ВНА, – советского производства.
     Вместе с тем большая часть этой техники изготовлена еще в 1970-е годы, она давно устарела и нуждается в замене либо ремонте. И это, естественно, не может устроить будущего нового азиатского «тигра», который хотел бы иметь более крепкие «когти». Именно на это направлена реализация долгосрочной программы реформирования вьетнамской народной армии, закончить которую планируется к 2010 году. Целью этой программы объявлено создание относительно немногочисленных вооруженных сил, оснащенных самым современным оружием и способных надежно выполнять как внешние, так и внутренние функции. Причем частично задачу перевооружения армии Ханой намерен решать силами отечественной производственной базы. Например, для военно-морских сил на вьетнамских верфях будут построены 6 малых боевых кораблей. Однако большую часть военной техники и вооружений вьетнамцы собираются покупать и уже покупают за рубежом.
     В этой связи Вьетнам представляется для многих поставщиков оружия весьма заманчивым рынком. Об американском интересе речь уже шла выше. Свои услуги в некоторых областях вооружений предлагают англичане и французы, на вьетнамский оружейный рынок претендуют и украинцы. Однако пока более предпочтительными видятся здесь позиции России. В марте 2001 года находившийся с официальным визитом во Вьетнаме Президент России Владимир Путин заявил, что Москва готова помочь Ханою модернизировать вооруженные силы страны, поставив новейшее вооружение. «Вьетнам нуждается в вооружении новейшими образцами техники, и мы готовы сотрудничать в этом направлении», – подчеркнул Владимир Путин.

     
Удастся ли наверстать упущенное?

     Военно-техническое и военное сотрудничество стало цементирующим моментом в развитии отношений между Россией и Вьетнамом на новом их этапе. До этого более десяти лет, после нескольких десятилетий «всеобщей любви и дружбы», наши связи находились в застое. Кто-то в Москве к концу 1980-х, по-видимому, посчитал, что не стоит размениваться на какой-то там Вьетнам, когда «новое мышление» раскрывает нам американские объятия, а Ханой, оставшийся без социалистического лагеря, в свою очередь погряз во внутренних делах, пытаясь как-то выкарабкаться из создавшейся ситуации. В результате во взаимодействии наших стран возникла пауза. Хотя, в отличие, например, от Северной Кореи или Кубы, Советский Союз, а затем Россия из Вьетнама полностью не ушли, что и уберегло отношения между нами от резкого охлаждения.
     Где-то в середине 1990-х в поисках валютных поступлений Москва невзначай вспомнила о далекой стране, набитой советским оружием, которое нуждается в замене и ремонте. В 1998 году между Россией и Вьетнамом было подписано соглашение о развитии военно-технического сотрудничества. Согласно ему были возобновлены поставки российских современных вооружений во Вьетнам и запчастей для старой боевой техники. Ханой сразу же проявил интерес к закупке боевых кораблей и катеров, самолетов, в том числе новейших, таких как Су-30, ЗРК и ПЗРК различных типов, радиолокационных станций и автоматических систем управления ПВО, другой военной техники. Так, Вьетнам стал третьей после Китая и Кипра страной, купившей российский зенитно-ракетный комплекс большой дальности С-300. Сейчас Вьетнам занимает шестое место в списке основных стран-покупателей российского оружия. Однако это далеко не предел, так как, по обоюдному мнению, у наших стран есть прекрасные перспективы в этой области.
     Торговля оружием подстегнула и другие направления российско-вьетнамского сотрудничества. Тем более что в Москве вернулось понимание важности Вьетнама в проведении внешнеполитического курса России в Азии, отстаивании российских интересов в АСЕАН. Да и Ханою важна политическая и экономическая поддержка России. А она, например, выразилось и в том, что при реструктуризации вьетнамского долга Москва повела себя исключительно благородно и списала его львиную долю. Из 11 млрд. переводных рублей и 27,6 млн. долларов Вьетнам теперь должен России всего 1,5 млрд. долларов, которые ему придется отдавать по 100 миллионов долларов в год, а остальное Москва согласилась взять инвестициями и поставками товаров.
     В ходе визита Владимира Путина в Ханой в 2001 году Россия и Вьетнам продекларировали обоюдное стремление и далее динамично развивать многоплановый комплекс двусторонних отношений, придав им характер стратегического партнерства. Однако сделать это будет не легко. Совершенно очевидно, что на нашем сотрудничестве негативно будут сказываться упущенные годы. Так, объем двусторонней торговли вышел всего лишь на уровень 400 млн. долларов (сравните с американо-вьетнамским товарооборотом), что, естественно, не может устраивать ни одну из сторон. Однако опаснее другое: сейчас стратегическое партнерство России и Вьетнама будет конкурировать с таким же партнерством, но уже Вьетнама с США. И трудно сказать, сможет ли оно выдержать эту конкуренцию.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service