Указом Президента РФ № 1374 от 22 ноября гвардии подполковник Дейнеко, командир воздушного корабля Ту-160, потерпевшего катастрофу под Саратовом, посмертно удостоен звания Героя России. Члены экипажа награждены орденом Мужества.Указом Президента РФ № 1374 от 22 ноября гвардии подполковник Дейнеко, командир воздушного корабля Ту-160, потерпевшего катастрофу под Саратовом, посмертно удостоен звания Героя России. Члены экипажа награждены орденом Мужества.Указом Президента РФ № 1374 от 22 ноября гвардии подполковник Дейнеко, командир воздушного корабля Ту-160, потерпевшего катастрофу под Саратовом, посмертно удостоен звания Героя России. Члены экипажа награждены орденом Мужества.
Командир корабля гвардии подполковник ДЕЙНЕКО Юрий Михайлович. Родился 6 марта 1963 года. В 1984 году окончил Тамбовское высшее военное авиационное училище летчиков (ВВАУЛ), а в 1996 году - ВВА имени Ю. А. Гагарина. Военный летчик 1-го класса. Общий налет - 1.296 часов.
Помощник командира корабля гвардии майор ФЕДУСЕНКО Олег Николаевич. Родился 12 ноября 1969 года. В 1990 году окончил Тамбовское ВВАУЛ. Штатная должность - помощник командира корабля. Военный летчик 2-го класса. Налетал 579 часов.Помощник командира корабля гвардии майор ФЕДУСЕНКО Олег Николаевич. Родился 12 ноября 1969 года. В 1990 году окончил Тамбовское ВВАУЛ. Штатная должность - помощник командира корабля. Военный летчик 2-го класса. Налетал 579 часов.
Штурман корабля гвардии майор КОЛЧИН Григорий Афанасьевич. Родился 25 декабря 1958 года. В 1980 году окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (ВВАУШ). Штатная должность - штурман авиаполка. Военный штурман-снайпер. Общий налет - 2.150 часов.
Второй штурман гвардии майор СУХОРУКОВ Сергей Михайлович. Родился 19 сентября 1972 года. В 1993 году окончил Челябинское высшее военное авиационное училище штурманов (ВВАУШ). Штатная должность - штурман корабля. Общий налет - 510 часов.
Наша справка.
Сверхзвуковой (до 2.200 км/час) авиационный комплекс Ту-160 - самый современный самолет дальней авиации российских ВВС. Он имеет изменяемую геометрию крыла и систему дозаправки в воздухе. Ту-160 по многим параметрам превосходит новейший американский ракетоносец стратегической авиации США В-1В, в других же странах ему аналогов нет.
На Ту-160 установлено 44 мировых рекорда. Ракетоносец имеет межконтинентальную дальность действия, большую энерговооруженность, способен выполнять самые разнообразные задачи в широком диапазоне скоростей и высот, независимо от метеоусловий, времени суток и района земного шара. На Западе, в соответствии с натовской классификацией, его окрестили «Блэк Джек». Российские летчики за белоснежную окраску и удивительную красоту полета называют Ту-160 «белым лебедем». Все эти российские ракетоносцы - именные. Ту-160, на котором выполнял полетное задание экипаж Юрия Дейнеко, носил имя прославленного советского летчика - «Михаил Громов».
Генерал-лейтенант Игорь ХВОРОВ, командующий 37-й воздушной армией Верховного главнокомандования (стратегического назначения):
- В условиях сложнейшей, быстроменяющейся обстановки экипаж действовал грамотно и безукоризненно, но не смог спасти самолет. На месте падения Ту-160 были найдены все средства объективного контроля - «черные ящики» и записи переговоров экипажа. Мы восстановили последние секунды полета. Командир корабля сначала катапультировал членов экипажа, а потом катапультировался сам. Но крайне неблагоприятное стечение обстоятельств не позволило пилотам выжить.
Характер военной службы по своей сути связан с риском, необходимостью в экстремальных условиях принимать единственно верное решение. Особенно это относится к военным летчикам, труд которых в мирное время сопряжен с огромными физическими и психологическими перегрузками при выполнении учебно-боевых задач. Так случилось и 18 сентября нынешнего года во время полетов в полку стратегических ракетоносцев дальней авиации Ту-160, дислоцированных на авиабазе Энгельс близ Саратова. Это было в общем-то обычное задание. После замены одного из четырех двигателей и проверки его работоспособности на земле командир экипажа гвардии подполковник Юрий Дейнеко, его помощник гвардии майор Олег Федусенко, а также штурманы гвардии майоры Григорий Колчин и Сергей Сухоруков выполняли проверку силовой установки в воздухе.
Ракетоносец уже выполнил задание и возвращался на аэродром вылета, когда случилось непредвиденное...
Предварительное заключение о чрезвычайном летном происшествии:
18 сентября 2003 года экипаж гвардии подполковника Дейнеко в составе помощника командира корабля и штурманов выполнял облет авиатехники после замены четвертой силовой установки (Ту-160 имеет четыре двухконтурных турбореактивных двигателя НК-32, каждый из которых имеет тягу 14 тонн, а на форсаже - 25 тонн).
Программа облета была выполнена в полном объеме. При снижении с высоты 2.100 метров до 1.200 метров предположительно в результате сильного невыявленного воздействия начал разрушаться планер самолета с последовательным срабатыванием сигнализации пожара на трех двигателях. Произошел и отказ систем гидро- и энергопитания Ту-160.
Аварийная ситуация возникла неожиданно, без видимых предварительных признаков. Она развивалась лавинообразно, с нарастанием в течение крайне ограниченного времени (12 секунд).
В этой критической обстановке гвардии подполковник Дейнеко проявил высочайший профессионализм и самообладание. Оценив ситуацию, он отвернул более чем 150-тонную махину воздушного корабля Ту-160 от расположенного по курсу полета крупнейшего в Европе газохранилища и поселка Степное.
Экипаж принял меры по включению системы пожаротушения и восстановлению управления самолетом. Убедившись в тщетности попыток сохранения авиационной техники и видя стремительное падение высоты, командир предупредил экипаж о готовности к аварийному покиданию самолета и привел в действие системы экстренного принудительного катапультирования экипажа, покинув самолет последним.
Расшифровка записей переговоров экипажа показала, что командир корабля принял единственно правильное решение в конкретной аварийной ситуации. Ни нервозности, ни паники на борту самолета не было. Экипаж верил своему командиру и до последней секунды боролся за спасение ракетоносца.
Надо сказать, что катапультные кресла К-36ЛМ позволяют покидать терпящий бедствие ракетоносец во всем диапазоне высот и скоростей полета, в том числе и на земле при рулении. И в этот раз система катапультирования сработала штатно. Однако мощный взрыв самолета в воздухе вместе с остатками авиатоплива не оставил экипажу шансов на спасение. Огромное огненное облако поглотило парашютные системы и летчиков...
У всех членов героического экипажа ракетоносца Ту-160 «Михаил Громов» остались жены, дети, родители. Им и будут вручены на вечное хранение награды...
Следует отметить, что у ракетоносцев Ту-160 судьба была непростой. В начале 1990-х годов Россия чуть было не осталась без этих самолетов, способных решать стратегические задачи. Еще до распада СССР в Энгельс предполагалось перебазировать бомбардировщики 184-го гвардейского авиаполка, дислоцированного в украинских Прилуках. Однако перевод всех воинских частей на территории Украины под ее государственную юрисдикцию нарушил запланированный ход событий и создал труднообъяснимую ситуацию. Поскольку перед молодой украинской армией не стоят задачи военно-стратегического характера, выполнение которых требует применения Ту-160, то и сами боевые машины остались на приколе. Украина располагала 19 самолетами Ту-160, которые практически не поднимались в воздух, а Россия имела их всего 6. После многолетних переговоров нам все-таки удалось выкупить у Украины большую часть Ту-160 и несколько Ту-95МС. Российские дальние ракетоносцы не простаивают без дела. Свидетельством тому - успешные учения «стратегов», прошедшие в этом году над акваторией Индийского океана.
...На аэродроме Энгельс полеты продолжаются. Экипажи дальних ракетоносцев выполняют учебно-боевые задачи. Боеготовность не знает перерывов.