на главную страницу

26 Декабря 2003 года

Тема номера

Пятница

Служба по контракту: начинаем не с нуля

На вопросы «Красной звезды» отвечает главнокомандующий Сухопутными войсками – заместитель министра обороны Российской Федерации генерал армии Николай КОРМИЛЬЦЕВ

Беседу вел Яков ФИРСОВ.



     – Николай Викторович, с 1 января будущего года в Вооруженных Силах, в том числе и в Сухопутных войсках, начинается основная практическая работа по переходу на комплектование должностей солдат и сержантов преимущественно военнослужащими, проходящими военную службу по контракту. Проще говоря, армия начинает набирать контрактников. Так повелось, что у нас в России случается много «неожиданностей». Неожиданно приходит зима, к которой не все готовы, так же неожиданно наступает весна с разливающимися реками… Как по-вашему, не случится ли, что «контракт» свалится на голову военных да и всего нашего общества как что-то неожиданное?

     – Абсолютно уверен в том, что никаких неожиданностей не будет. Мероприятия, которые мы станем проводить уже с января 2004 года, – это не начало, а продолжение большой и многоплановой работы, осуществляемой в соответствии с Федеральной целевой программой по переводу ряда соединений и частей на новый принцип комплектования. Можно сказать, очередной ее этап. И к этому этапу в Сухопутных войсках основательно и напряженно готовились.
     Во-первых, мы внимательно и всесторонне изучили опыт, накопленный в предшествующие годы по комплектованию должностей солдат и сержантов военнослужащими по контракту. В том числе в миротворческих формированиях, частях 201-й мотострелковой дивизии, подразделениях, участвовавших в контртеррористических операциях в Северо-Кавказском регионе.
     Во-вторых, с учетом предстоящих задач в Главкомате тщательно проработана система деятельности органов военного управления, командиров, штабов, военных комиссариатов. В июле этого года в войска были направлены методические указания по приему на контрактную службу военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, и из запаса. В течение полугода все должностные лица, и прежде всего соединений и частей, подлежащих переводу на комплектование по контракту, смогли изучить методические основы работы в новых условиях и подготовить соответствующую материальную базу. Как показали проверки, проведенные комиссиями Главкомата и Главного штаба Сухопутных войск, эта работа дала положительный результат.
     Наконец, уже сегодня у нас имеется определенный задел выполнения задач Федеральной целевой программы. Мы начинаем переход к новой системе комплектования не с нулевой отметки. Достаточно сказать, что, к примеру, в частях постоянной боевой готовности Северо-Кавказского военного округа примерно каждый девятый военнослужащий из числа солдат и сержантов – контрактник.

     – Значит ли это, что в Сухопутных войсках проблем при переходе к контрактному принципу комплектования не будет?

     – Прежде всего это означает, что мы готовы с нового года продолжать очень и очень непростую работу в новых для себя условиях. И проблемы, разумеется, будут. Судите сами, в течение трех с половиной лет предстоит перевести на контракт 147 тысяч должностей сержантов и солдат. Задач подобного масштаба нашим Вооруженным Силам да и государству в целом решать еще не приходилось. Но мы готовы к проблемным ситуациям и будем их решать последовательно и энергично.

     – Надо полагать, одной из проблем станет финансирование?

     – Проблемы финансирования мероприятий, связанных с переходом на новый принцип комплектования, можно условно разделить на две большие группы. Решение одних находится исключительно в компетенции законодательной и исполнительной властей и зависит во многом от финансовых возможностей государства. Здесь мы мало на что можем влиять. Все возникающие вопросы в основном снимаются при подготовке и принятии бюджета страны.
     Решение же другой группы проблем целиком зависит от эффективной деятельности всех без исключения органов военного управления, командующих, командиров, штабов, военных комиссариатов. От умения каждого на своем месте грамотно распорядиться выделяемыми финансовыми и материальными средствами.
     Для этого нам необходимо создать отлаженную систему отбора кандидатов на военную службу по контракту и их дальнейшей подготовки. Предстоит в комплексе решать три основные задачи. Первая – учет, обучение и пополнение резерва будущих контрактников. Вторая – отбор кандидатов и их оформление на военную службу. Третья – организация приема контрактников непосредственно в воинских частях и их профессиональная подготовка. Все они взаимообусловлены, а потому любые ошибки, недостатки, непродуманность в решении хотя бы одной из них неизбежно повлекут за собой негативные последствия, в том числе материального, финансового характера.
     Мы имеем определенный опыт, полученный в ходе эксперимента в 76-й воздушно-десантной дивизии. Отдельные кандидаты, отобранные для службы в этом соединении, отказывались от подписания контракта и возвращались к месту жительства. Условия предстоящей службы не соответствовали их ожиданиям. В результате ошибки, допущенные при отборе кандидатов на военную службу, повлекли за собой затягивание выполнения поставленных перед нами задач, неоправданные материальные затраты на организацию перевозки людей, их быта и питания.
     Если сопоставить масштабы эксперимента и Федеральной программы, становится очевидной высокая цена подобных ошибок. Именно поэтому, повторюсь, нам нужна надежная система работы, в основе которой должны быть стройная нормативная база и персональная ответственность соответствующих должностных лиц.

     – В числе первых на новый принцип комплектования будет переводиться 42-я мотострелковая дивизия, расквартированная в Чечне. Станет ли служба по контракту для солдат и сержантов в этом соединении привлекательной с материальной точки зрения?

     – Думаю, что это как раз тот случай, когда служба по контракту вызовет значительный интерес у многих кандидатов. Судите сами, рядовому первого года службы выплачивается денежное содержание в размере 10 тысяч рублей, сержант – командир отделения или расчета – будет получать более 11 тысяч рублей. Если приплюсовать к этому положенные надбавки за особые условия, сложность и напряженность, в месяц выйдет около 15 тысяч рублей. Более того, служба в Вооруженных Силах по контракту предполагает пакет весомых социальных гарантий. Сопоставляя приведенные примеры со средним уровнем зарплаты по стране, привлекательность военной службы становится вполне очевидной.

     – В Чечне особые условия службы, и, естественно, военнослужащие там должны получать больше. А в других регионах на какие деньги могут рассчитывать контрактники?

     – В других регионах выплаты будут меньше. Но это не значит, что привлекательность службы там значительно ниже. С учетом общегодового дохода солдат-контрактник сможет получать в среднем около 6 тысяч рублей. Кроме того, выплачиваются подъемное пособие на военнослужащего и членов его семьи, компенсация за санаторно-курортное лечение, оплачивается проезд к месту проведения отпуска и обратно. Есть и другие выплаты, предусмотренные российским законодательством.

     – Если не секрет, по каким критериям будут отбираться кандидаты для прохождения службы по контракту?

     – Состояние здоровья, образовательный уровень и, конечно же, способность к выполнению обязанностей по избранной специальности – вот основные критерии, по которым будет оцениваться возможность кандидатов проходить военную службу по контракту. Вопросами отбора станут заниматься специально подготовленные подразделения, которые в своей работе будут руководствоваться нормативами, установленными для военно-врачебных комиссий и комиссий профессионально-психологического отбора.
     Изучая кандидатов, комиссии профотбора будут обращать внимание и на такие характеристики, как мотивы, по которым человек решил подписать контракт. И здесь нам очень важно знать, какие приоритеты у того или иного кандидата, чем он руководствовался при выборе жизненного пути. Понятно, что желание обрести определенный материальный достаток, в данном случае — важный фактор. Тем не менее возможность зарабатывать деньги играет далеко не определяющую роль при решении человека добровольно поступить на службу в армию.
     Есть еще и другие мотивы, такие, например, как желание стать профессиональным защитником Отечества, сделать военную карьеру, реализовать свои командирские амбиции, в совершенстве овладеть той или иной боевой специальностью. Именно такие качественные параметры должны определять внутреннее состояние будущих контрактников. Они вполне могут стать нравственным стержнем обновленных Сухопутных войск, движущей силой их развития и профессионализации. А под профессионализацией мы понимаем прежде всего способность эффективно и качественно выполнять задачи по надежной защите государства.

     – Как быстро с приходом контрактников Сухопутные войска станут профессиональными?

     – Определить, насколько профессиональными стали войска в зависимости от количества принятых на службу контрактников, невозможно. Здесь велика роль многих факторов. И в первую очередь уровень индивидуальной подготовки военнослужащих, степень слаженности подразделений и частей, их способность решать самые сложные задачи общевойскового боя. Хорошо если контрактник не так давно служил в армии, обладает необходимыми знаниями и навыками. А если служил давно, да еще и совсем в другой должности?
     Высокие морально-боевые качества сами собой не возникают. Их надо формировать. Вот здесь-то и могут появляться вопросы: как эффективней организовать систему обучения контрактников, как улучшить методическую подготовку офицеров, как с наибольшей пользой использовать материальную учебно-техническую базу? Чтобы ответить на них, командиры и штабы всех уровней обязаны непрерывно заниматься вопросами боевой подготовки. Боевая подготовка должна стать основой повседневной деятельности войск. Для этого сегодня есть все условия, и самое главное – ее регулярное финансирование, обеспечение горюче-смазочными материалами. Достаточно сказать, что в прошедшем учебном году мы провели более 500 дивизионных и бригадных (полковых) тактических учений, около 900 командирских и методических сборов с различными категориями офицерского состава. В наступившем учебном году интенсивность боевой подготовки будет возрастать.
     В военных округах идет постоянное совершенствование учебной материально-технической базы. Создаются новые учебные центры, полигоны, приказарменная база, обновляются учебные классы. В войска скоро начнут поступать самые современные тренажерные комплексы. На содержание и развитие учебной материально-технической базы в 2004 году в рамках реализации Федеральной целевой программы выделяется более 100 млн. рублей. Это во многом будет способствовать повышению интенсивности подготовки войск, а значит, повышению эффективности и качества обучения контрактников.

     – Поскольку темпы профессионализации армии напрямую зависят от уровня подготовки военнослужащих, принятых по контракту, наверное, преимущество будет отдаваться тем, кто служит сегодня или отслужил совсем недавно?

     – Формально контракт может заключать гражданин России в возрасте от 18 до 40 лет. Учитывая существующие ресурсы, мы рассчитываем, что наш потенциальный контрактник имеет возраст до 30 лет. Конечно же, очень выгодно было бы заключать контракт с теми, кто только что отслужил полтора года. Потребуется меньше времени на доподготовку, привыкание к армейскому коллективу, в конечном счете будут сэкономлены материальные и денежные средства. На организацию такой работы нацелены все армейские коллективы. Вместе с тем широкое поле деятельности остается и у военных комиссариатов. Другими словами, работы хватит всем.

     – Военкоматы и раньше занимались отбором кандидатов для заключения контрактов. Но масштабы были несопоставимыми с нынешними. Как они собираются организовывать работу в новых условиях?

     – Те методы работы, которые десятилетиями использовали сотрудники военных комиссариатов, в нынешних условиях оказываются малопригодными. Формальная реклама наподобие плакатов с надписью «А ты записался добровольцем?» вряд ли достигнет цели. По опыту вербовочных пунктов, которые имеются в армиях иностранных государств, у нас в военкоматах будут создаваться справочно-информационные центры и пункты. На них ляжет основная нагрузка по рекламе контрактной армейской службы, информированию потенциальных кандидатов о положительных сторонах такой службы, проведению специальных консультаций, оформлению соответствующих документов, формированию кадрового резерва и т.д.
     Такая деятельность военкоматов предполагает и отличное знание нормативной базы контрактной службы, и определенную профессиональную, методическую подготовку, и, естественно, творчество и изобретательность в работе с людьми.

     – Организация призывных кампаний предполагает активное участие в них местных органов государственной власти...

     – Служба в Вооруженных Силах – один из основных видов государственной службы. Естественно, государство в лице его местных органов не может оставаться в стороне от армейских проблем. Их участие в разных формах будет помогать военкомам, командирам соединений и частей более эффективно работать с контрактниками. В нынешних условиях, когда в государстве нет лишних денег, такое сотрудничество весьма полезно.
     В процессе работы необходимо налаживать тесное взаимодействие должностных лиц воинских частей с должностными лицами военных комиссариатов, органами служб занятости, территориальными центрами профориентации, местными средствами массовой информации.
     Должностные лица всех степеней обязаны выступать в средствах массовой информации по вопросам организации службы по контракту, разъяснять нормативные документы, консультировать по всем возникающим проблемам. В СМИ должны находить отражение военно-патриотические мероприятия, проходящие в воинских частях: Дни воинской славы, Дни открытых дверей и многие другие. На страницах периодических изданий, в передачах телевидения и радио необходимо чаще предоставлять слово самим контрактникам. В век развития глобальной информационной сети Интернет нельзя забывать и о ее колоссальных возможностях. Большой объем сведений можно черпать из информационно-справочной системы на сайте пресс-службы Министерства обороны России. Все это, бесспорно, окажет положительное влияние на процессы, связанные с переводом Вооруженных Сил, а в их составе и Сухопутных войск на новый принцип комплектования.
     Большая работа в новых условиях только начинается. Никто не ждет, что она будет легкой. Какие-то задачи придется решать, что называется, с колес, проявляя максимум инициативы, творчества, находчивости. Однако ни у кого нет сомнений, что принятая Правительством России Федеральная программа будет выполнена в намеченные сроки. Для этого у нас есть главное: четкое представление о сложности стоящих перед нами задач, непреклонная государственная воля и наше горячее желание как можно скорее перевести Вооруженные Силы на новый, более высокий, качественный уровень развития. Этого требует время. Этого требуют интересы защиты Отечества.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service