на главную страницу

26 Декабря 2003 года

Россия – Украина

Пятница

Спор о проливе себя изжил

Вадим МАРКУШИН.



     Российско-украинские отношения вновь вступили в полосу взаимного благоприятствования. С позиции подписанного главами государств договора страсти вокруг косы Тузла теперь кажутся бурей в стакане воды, поднятой неведомо кем и неведомо зачем. Разряжена атмосфера, в которой, по словам Леонида Кучмы, «мы дошли до абсурда, когда российская сторона имеет свою линию прохода, а украинская – свою». Выдержав необходимую в таких случаях паузу, дав угомониться самым отъявленным спорщикам, президенты затвердили подготовленный экспертами документ, открывающий свободную дорогу для детального урегулирования всего комплекса вопросов в части эксплуатации водного пространства Азова и Керченского пролива.
     Интересно было заметить, что, сориентировавшись в новой обстановке, изменила тональность и пресса. Работавшие в Крыму журналисты вдруг обратили внимание на то, что местные жители в своем абсолютном большинстве к возникшему противостоянию в проливной зоне отнеслись резко отрицательно. Что они были раздражены затеянной политической возней, грозившей осложнить обычные бытовые связи с родственниками и знакомыми, живущими по другую сторону российско-украинской акватории. Облегченно вздохнули все здравомыслящие русские и украинцы, раздосадованные тем, что какая-то песчаная полоска в море может стать причиной крупного конфликта, отодвинув на неопределенное время решение других вопросов, прежде всего связанных с экономической интеграцией.
     Нет, до конфликта дело не дошло, хотя «коса и нашла на камень». Трезво оценив ситуацию, правительственные круги Украины настроили себя на более конструктивный лад. В итоге изменились акценты, прозвучали заявления насчет надуманности вопроса о проходе кораблей через пролив и отсутствия чрезмерных требований со стороны Киева. Достигнутое согласие по Азову обусловило рассмотрение других аспектов сотрудничества, в том числе затрагивающих общую для России, Украины, Белоруссии и Казахстана тему Единого экономического пространства.
     Итак, проведя рабочую встречу в Крыму, президенты России и Украины подписали договор о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. Документ признает, что море и пролив «исторически являются внутренними водами Украины и России». Соответственно вносится ясность в ряд положений, которые в последнее время составляли предмет взаимного недоверия и непонимания.
     В частности, зафиксировано, что торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом России или Украины, эксплуатируемые не в коммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. Оговорено, что торговые суда под флагами третьих стран могут заходить в Азовское море и проходить через пролив, если они направляются в российский или украинский порты, либо возвращаются из них. Подчеркнуто, что военные корабли и другие суда третьих стран, эксплуатируемые не в коммерческих целях, могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в порт одной из сторон по ее приглашению или разрешению, согласованному с другой стороной.
     Владимир Путин и Леонид Кучма также подписали совместное заявление президентов России и Украины по Азовскому морю и Керченскому проливу. В нем стороны подтвердили свое понимание, что Азово-Керченская акватория сохраняется как целостный хозяйственный и природный комплекс, используемый в интересах двух государств. Что Азовское море и Керченский пролив исторически являются внутренними водами России и Украины, а российские и украинские военные корабли и торговые суда пользуются свободой судоходства в этих водах.
     В заявлении, кроме того, говорится, что правительствам двух стран поручается создать совместное предприятие по обеспечению нормального сотрудничества в акватории, включая эксплуатацию Керчь-Еникальского судоходного канала. Указано на необходимость восстановления паромного сообщения через Керченский пролив.
     Давая оценку достигнутому соглашению в деле нормализации и продвижения дальше сотрудничества в районе проливной зоны, Владимир Путин сказал: «Основа для этого заложена хорошая. Согласно договору, дальнейшее урегулирование вопросов по Азовскому морю будет решаться отдельно, но принципы в договор заложены и они отвечают интересам двух стран».
     Важный результат встречи в Крыму – подписание президентами двух стран совместного поручения правительствам России, Украины, Белоруссии и Казахстана в части завершения мероприятий по вступлению в силу соглашения о формировании Единого экономического пространства, подписанного 19 сентября в Ялте. Цель этого поручения, как пояснил Владимир Путин, - «снизить издержки наших экономик, повысить их конкурентоспособность».
     Как сказал лидер России, указанная проблематика в ходе переговоров была обсуждена по телефону с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, который «подтвердил свое позитивное отношение и подпишет совместное поручение в ближайшее время». Ранее, по словам Путина, им был проведен разговор с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым, который также «ждет документ после нашего подписания». Таким образом, подчеркнул глава Российского государства, «мы серьезно продвинулись в достижении поставленных в Ялте целей».
     Наконец, отметим, что крымская встреча проходила на фоне до неприличия бурных столкновений в парламентских рядах Украины. Причиной необузданных страстей и рукоприкладства явилась попытка парламентского большинства изменить положение о выборах президента, сделав это прерогативой Верховной Рады. Она вызвала протест со стороны оппозиции, перешедший в свистки, вой сирен и штурмовые атаки разгоряченных депутатов. Президент Кучма по сему поводу сказал, что ему «неприятно комментировать такие действия». Но все же прокомментировал их, сказав: «То, что эти два дня происходило в парламенте, не вызывает ничего, кроме неприятного осадка и чувства горечи. У большинства здравомыслящих людей должен появиться вопрос, чем будет руководствоваться такая политическая сила, когда она придет к власти, если она сегодня попирает закон».
     Законопроект, предусматривающий избрание главы государства парламентом, начиная с 2006 года (за него проголосовали парламентское большинство и коммунисты Верховной Рады), должен теперь получить заключение Конституционного суда. Если суд не найдет противоречий с Основным законом, законопроект вынесут на голосование в Верховной Раде в марте 2004 года. В то же время, как заявила Юлия Тимошенко, борьба по данному вопросу только начинается. Оппозиция, по ее словам, готовит документы для обращения в Парламентскую ассамблею Совета Европы.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service