на главную страницу

27 Декабря 2003 года

Тема номера

Суббота

Диалог без посредников

Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».Фото автора.



     Россия заинтересована в том, чтобы Грузия была сильным, независимым и самостоятельным государством, заявил позавчера в Кремле Президент РФ Владимир Путин во время встречи с исполняющей обязанности президента Грузии Нино Бурджанадзе.
     За месяц, в течение которого Бурджанадзе исполняет обязанности высшего должностного лица в Грузии после ухода в отставку Эдуарда Шеварднадзе, эта встреча с Президентом России стала у нее второй. Как известно, 15 декабря Путин и Бурджанадзе провели короткую встречу в Баку, где они принимали участие в траурной церемонии в связи с кончиной бывшего президента Азербайджана Гейдара Алиева. Именно в Баку была достигнута договоренность о рабочем визите Бурджанадзе в Москву по приглашению российского Президента.
     Уже тот факт, что разговор в Кремле Путина с Бурджанадзе длился более двух часов, что в ходе ее рабочего визита с ней имели продолжительные беседы министр обороны России Сергей Иванов, глава МИД РФ Игорь Иванов, премьер-министр России Михаил Касьянов и председатель Совета Федерации Сергей Миронов, красноречиво свидетельствует о важности грузинского направления во внешней политике России. Тем более сейчас, когда Грузия переживает сложный момент своей истории.
     Заявления госпожи Бурджанадзе в Москве, как представляется, тоже должны служить подтверждением стремления новых грузинских властей наконец-то наладить нормальные добрососедские отношения между нашими странами. «Я всегда выступала за хорошие отношения между Россией и Грузией, - говорила в российской столице и.о. грузинского президента, - мы готовы решать все существующие между нашими странами проблемы». Более того, на встрече с Сергеем Ивановым Бурджанадзе заявила о том, что «настала пора не только обсуждать, но и решать накопившиеся проблемы» в сфере двусторонних отношений. «Я действительно вижу - у России есть желание строить новые отношения с Грузией. Такое же желание есть и у нас. Мы готовы перевести наши отношения в новое, конструктивное русло», - сказала она.
     Проблем, осложняющих отношения между нашими странами, в принципе не так уж и много, но они имеют большое значение, поскольку весьма и весьма болезненны. Грузинская сторона и в ходе визита и.о. президента продемонстрировала, что главными из них считает абхазский и юго-осетинский вопросы, визовый режим между нашими странами, наличие российских военных баз в Грузии. Например, после переговоров с Президентом РФ Бурджанадзе заявила, что пребывание российских военных баз на территории Грузии является «раздражителем в двусторонних отношениях». «Это мешает развитию двусторонних отношений, и мы должны продолжать переговоры о сроках вывода военных баз с грузинской территории», - отметила она.
     Между прочим, это заявление очень четко характеризует характер подхода грузинского руководства к данной проблеме. Дело в том, что военную технику и вооружение, которые российская сторона должна была вывести с грузинской территории либо утилизировать в соответствии с положениями Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), мы полностью вывели либо утилизировали. Что же касается военных баз в Ахалкалаки и Батуми, то российская сторона, строго основываясь на подписанном совместно с Грузией в 1999 г. в Стамбуле заявлении, вела переговоры о сроках функционирования этих баз, а не их вывода. Грузинское же руководство все время на двусторонних переговорах по военным вопросам, а также в публичных высказываниях официальных лиц говорит о сроках вывода этих баз, хотя в стамбульском документе слова «вывод» применительно к 12-й базе в Батуми и 62-й в Ахалкалаки нет и в помине.
     Вместе с тем Россия, разумеется, признает право Грузии, как и любого другого суверенного государства, не иметь на своей территории иностранного военного присутствия. Однако вывод наших войск ни в коем случае не может стать подобием спешного бегства. На переговорах с Бурджанадзе Сергей Иванов подтвердил неизменность российской позиции по этому вопросу. Ее суть, как сообщает пресс-служба Министерства обороны РФ, заключается в следующем. Согласно расчетам, произведенным на основе российских нормативных актов и международного опыта, для вывода наших военных баз из Грузии требуется не менее 11 лет. Это связано с необходимостью проведения работ по землеотводу и строительству военных городков на территории России. Реализация перечисленных мероприятий потребует больших финансовых затрат, включить которые в российский бюджет будет возможно лишь после достижения договоренностей с Грузией и оформления их двусторонним международным договором.
     В ходе встречи министра обороны РФ и исполняющей обязанности президента Грузии состоялся обмен мнениями о деятельности миротворческих сил в зоне грузино-абхазского конфликта. Сергей Иванов, отмечая решающую роль миротворцев в поддержании режима невозобновления огня и обеспечении условий для переговорного процесса между грузинской и абхазской сторонами, не исключил возможности участия в миротворческой операции других государств СНГ.
     Правда, пока что никто из остальных членов Содружества твердых намерений направить в зону грузино-абхазского конфликта своих военнослужащих не выражал. Вот уже десять лет, как за мир (пусть хрупкий, но все-таки мир) между Абхазией и Грузией платит лишь Россия. В том числе жизнями своих офицеров и солдат. Сергей Иванов напомнил Нино Бурджанадзе, что более 90 российских военнослужащих из состава коллективных сил по поддержанию мира погибли в Абхазии при исполнении своих миротворческих функций.
     К сожалению, Россия вынуждена идти на эти жертвы, чтобы не допустить возгорания пламени войны в этой «горячей точке». Как отметил Сергей Иванов, от развития ситуации в Грузии во многом зависит безопасность нашей страны. Именно поэтому заявления российского руководства о том, что Россия однозначно выступает за территориальную целостность Грузии, за то, чтобы Грузия была сильной, а внутригрузинская ситуация - стабильной и предсказуемой, выражают истинный смысл российской политики в отношении этой закавказской страны.
     Минувшее десятилетие показало, что Россия способна обеспечить условия, необходимые для диалога Сухуми и Тбилиси. Руководство нашей страны и продолжение миротворческой операции СНГ в зоне грузино-абхазского конфликта рассматривает только как средство обеспечения условий для его решения политическими методами. Идея же силового давления в отношении Абхазии - это было особо подчеркнуто на встрече Сергея Иванова с Бурджанадзе - неприемлема и может привести лишь к обострению и без того непростой ситуации, сложившейся в регионе.
     Относительно визового режима в пози
     ции официального Тбилиси, если исходить из московских заявлений Бурджанадзе, на самом деле наметился некоторый прогресс. Прежде грузинское руководство однозначно выступало за отмену визового режима. На встрече же с Владимиром Путиным Бурджанадзе говорила о необходимости его упрощения. Российская сторона, как известно, уже высказывала некоторые предложения в этой связи. В частности, выдвигалась инициатива упростить порядок оформления виз для жителей Аджарии, являющейся одним из самых стабильных регионов Грузии, разрешить безвизовое пересечение границы обладателям дипломатических и служебных паспортов. В общем, российская сторона не против обсуждения различных аспектов упрощения визового режима. Более того, визовый режим будет не то что упрощен - отменен, как только с территории Грузии в Россию перестанут проникать международные террористы с грузинскими визами в своих паспортах.
     Правда, для этого грузинскому руководству надо выполнить одно серьезное условие - навести порядок у себя дома, что позволит абсолютно всем цивилизованным государствам исключить Грузию из перечня стран, пребывание граждан в которых небезопасно. По всей видимости, собственных сил у нынешнего грузинского государства для выполнения этой задачи (да и для решения других животрепещущих проблем) не хватает. Россия не раз предлагала свою помощь. Однако официальный Тбилиси ее всякий раз отвергал, и ситуация в Грузии продолжала ухудшаться. Помощь из дальнего зарубежья не приводила и не приводит к позитивным сдвигам в уровне жизни грузинского населения, в экономике, в борьбе с преступностью и в других проблемных зонах грузинского государства. Все эти проблемы могут быть решены лишь при условии, если отношения Тбилиси и Москвы кардинально улучшатся.
     Пока же главный итог визита Бурджанадзе состоит в том, что российско-грузинский диалог, как бы труден он ни был, продолжается, причем без посредников. Значит, шанс на открытие новой, светлой страницы в российско-грузинских отношениях не упущен.
     На снимках: Памятник погибшим миротворцам в Сухуми, мл.сержант А.Тиснозуб из состава КСПМ в зоне грузино-абхазского конфликта


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service