на главную страницу

27 Декабря 2003 года

Российское оружие

Суббота

КОГДА ВЫИГРЫВАЕТ «ОБОРОНКА»

Петр КОРОТЕЦКИЙ, Александр МАНУШКИН, «Красная звезда».



Насущная необходимость - объединение предприятий и организаций оборонного комплекса по признаку единого технологического процесса: от разработки оборонной и конверсионной продукции и ее испытаний до серийного производства. Однако на пути создания компаний холдингового типа немало так называемых подводных камней. Так, в 90-е годы многие предприятия ОПК, в том числе и те, которые имеют важное значение для оборонной, экономической и технологической независимости государства, стали акционерными обществами, которые во главу угла ставят извлечение прибыли. На их фоне зачастую государственные оборонные предприятия смотрятся менее эффективно. Кому из них отдать приоритет? Спор этот, казалось бы, изначально разрешен в Конституции РФ, где сказано, что все формы собственности равны. Однако на практике все бывает иначе. Точки над «i» в беседе с нашими корреспондентами попытался расставить генеральный директор Государственного научного центра «Всероссийский институт авиационных материалов» (ВИАМ), член совета при Президенте РФ по науке и высоким технологиям профессор Евгений КАБЛОВ.

     – Евгений Николаевич, представьте читателям «Красной звезды» Государственный научный центр «ВИАМ».
     – Федеральное государственное унитарное предприятие «ВИАМ» основано как материаловедческий центр авиационной промышленности в 1932 году. Именно у нас еще до Великой Отечественной войны были созданы высокопрочный древесный композит дельта-древесина, высокопрочная сталь «хромансталь» и авиационная броня. Именно здесь в годы войны были внедрены в конструкции боевых самолетов маскировочные лакокрасочные покрытия, созданы мягкие фибровые топливные баки повышенной живучести, сплавы для клапанов авиационных двигателей и т.д.
     В послевоенные годы в институте созданы жаропрочные никелевые сплавы для реактивных газотурбинных двигателей (ГТД), разработаны первый отечественный титановый сплав, бериллиевые сплавы. Благодаря разработанным у нас высокопрочным коррозийностойким свариваемым сталям в России впервые в мире было освоено производство «стального» истребителя-перехватчика МиГ-25.
     ВИАМ разработал технологию точного литья двигателей из жаропрочных сплавов, создал оборудование для направленной кристаллизации и литья лопаток ГТД с монокристаллической структурой. У нас созданы уникальные неметаллические материалы, обеспечивающие изготовление конструкций для ракетной и авиационной техники, а также сверхлегкий свариваемый коррозийностойкий алюминий-литиевый сплав, из которого была изготовлена конструкция планера самолета вертикального взлета. Для многоразового космического корабля «Буран» в институте разработали уникальные неметаллические материалы: керамическую теплозащиту, углерод-углеродные соединения, волокна, клей, лакокрасочные покрытия.
     Даже в 1990-е годы, когда государство практически перестало финансировать науку, ВИАМ продолжал работать над созданием материалов для авиадвигателей четвертого и пятого поколений. Были разработаны технология и оборудование для литья монокристаллических лопаток с так называемым проникающим охлаждением и их защиты от высокотемпературной газовой коррозии. Также были созданы высокожаропрочные сплавы с повышенным содержанием рения для газотурбинных двигателей, что позволило увеличить тягу ГТД на 40-60 процентов. Сейчас в ВИАМе освоена технология изготовления лопаток из борных волокон для двигателей пятого и шестого поколений. И еще одна знаковая цифра: более 96 процентов сплавов и материалов, применяемых ныне в авиационно-космической отрасли страны, разработаны в нашем институте.
     – Как вы относитесь к мнению, что в ходе реформирования ОПК все государственные предприятия надо приватизировать?
     – Считаю подобное мнение ошибочным. Это мы уже проходили в 1990-х годах, когда в стремлении как можно быстрее сменить форму собственности приватизировалось все и вся. В результате многие оборонные предприятия, такие как ОАО «МВЗ имени М. Миля» и ряд других заводов, имеющих ключевое значение для безопасности страны, чуть было не оказались в руках иностранных компаний.
     Или такой пример. Акционерным обществам, где основная задача – извлечение прибыли, невыгодно заниматься так называемым малотоннажным металлургическим производством. А без некоторых металлов, сплавов и химических компонентов, потребность в которых в год составляет лишь несколько килограммов или тонн, не произвести ни современный авиалайнер, ни боевой самолет, ни космический корабль, ни ракету-носитель. Только государственное предприятие можно «заставить» производить подобную продукцию.
     Есть и другая сторона дела, сугубо экономическая. Еще никто не доказал, что государственные предприятия управляются менее эффективно. Любопытно на сей счет высказывание известного китайского реформатора Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, лишь бы она ловила мышей». Другими словами, важно не то, что все должно перейти в частные руки, а то, как управляют этой собственностью, приносит ли она доход и пользу работникам и государству.
     Я, например, давно знаю Московское машиностроительное производственное предприятие «Салют», возглавляемое Юрием Елисеевым. Это государственный завод, производящий двигатели для истребителей Су-27, Су-30 и ряда других самолетов. Предприятие не только сохранило научно-технологический потенциал, но и наращивало производство за счет технического перевооружения, расширения номенклатуры выпускаемых изделий, современного менеджмента и маркетинга. Кому мешают такие заводы, приносящие большой доход государству, содержащие социальную инфраструктуру, вкладывающие средства в развитие производства?
     - В последние годы наблюдается оживление научной и производственной деятельности в организациях и на предприятиях
     Росавиакосмоса. Как обстоят дела в вверенном вам институте?
     - ВИАМ работает по пяти федеральным государственным целевым программам. Это говорит о том, что мы востребованы. Большой объем исследований выполняем по программе развития гражданской авиационной техники. Но у нас за последние два года достаточно серьезно увеличился и объем работ по тематике Минобороны, а также по линии Минпромнауки в рамках программы «национальная технологическая база». Мы ведем работы по государственной программе вооружения и по федеральной целевой программе реформирования и развития ОПК. За период с 2001 по 2003 год мы разработали и создали 60 новых материалов, 167 технологических процессов, выпустили 261 технологическую рекомендацию, 39 технических условий на полуфабрикаты, 87 нормативно-технических документов.
     Я бы хотел обратить внимание на очень высокую результативность интеллектуальной деятельности института. По показателям мы сейчас даже перекрываем советские времена. За этот период было разработано 456 единиц научно-технической документации, включая производственные инструкции, технологические рекомендации, которые представляют собой ноу-хау. Специалисты института подали 114 заявок на изобретения, мы получили около 100 патентов. На сегодняшний день заключено 45 лицензионных соглашений с предприятиями РФ. Если раньше у нас работа больше строилась с зарубежными партнерами, то сейчас в силу определенной активности и появления заказа у российской авиационной промышленности у них появилась потребность в наших работах.
     Или такой показатель. Если в 2001 году в ВИАМе работали 1.364 человека, то сейчас у нас трудятся 1.569 человек. В 1990-е годы в результате большой утечки кадров средний возраст персонала ВИАМа был пенсионный - на уровне 62 лет. Сейчас мы имеем средний возраст работников интеллектуального труда, выполняющих исследования и разработки, 49,5 года. А в целом средний возраст персонала института составляет 48 лет.
     В последние годы мы достаточно много приняли молодежи. Это пополнение составляет в год от 250 до 300 человек. Приятно, что у молодежи появился интерес к науке. У нас сейчас успешно работает аспирантура. В ней 46 аспирантов, средний возраст которых 26 лет. Это дает нам определенную уверенность в том, что многие из направлений работы, которых у нас 16, нам удастся сохранить, специалисты, которые уже имеют авторитет и имя в науке, смогут передать это все молодым. Ведь в ВИАМе работают 35 докторов и 147 кандидатов наук.
     В ВИАМе есть школа, а их в России порядка 700, которым указом Президента РФ выделяют средства, гранд на поддержание и развитие творческих способностей молодежи. Мы стараемся поддерживать молодежь и заниматься их развитием. У нас создана кафедра совместно с МАТИ, с которым мы давно работаем, создан учебный центр по подготовке специалистов по материаловедению и химической технологии с РХТУ им. Менделеева, и очень важно, что комитет по реформированию оборонных предприятий г. Москвы в рамках своей программы помог ВИАМу - более 20 человек получают надбавку к зарплате 2.000 руб. Это все дает возможность молодому человеку сосредоточиться на том, чтобы заниматься наукой, и на первом этапе получать приемлемые суммы. Ну и, конечно, мы стараемся, чтобы у них были интересная работа и, естественно, оборудование.
     - ВИАМ - предприятие не только государственное, но и научное. Какие в этом плане вы испытываете проблемы?
     - Известно, что в 1990-е годы государство практически не выделяло денег на науку, да и сейчас их не хватает. Чтобы выжить и вести какие-то научные темы, мы вынуждены сами зарабатывать деньги. Например, с российскими заказчиками у нас заключено около 330 договоров, а с иностранными - 42.
     Это показатель интереса к тем разработкам, которые имеет ВИАМ. Чтобы производить продукцию, материалы, а не только проводить исследования, мы создали малые дочерние государственные предприятия. Но законодательство по существу лишает возможности ФГУПы иметь такие «дочки». Ликвидация «дочек», возвращение производства в состав ВИАМа приведут к тому, что мы можем потерять статус научной организации: по законодательству они не могут иметь более 30 процентов объема производственно-хозяйственной деятельности. А почему именно 30, а не 40 или 50? Никто на это вразумительного ответа дать не может. А искусственное снижение возможностей зарабатывать нам самим деньги сужает финансовые возможности в создании новых технологий и материалов.
     Словом, проблем в ОПК вообще и в авиационно-космической науке, в частности, много. Но они решаемы. Нужно только основательно разобраться в них и в процессе реформирования делать правильные, выверенные шаги. А для этого нужны соответствующие политические решения по изменению системы управления ОПК и наукой. Только тогда Россия сохранится в качестве ведущей авиационной державы мира.
     На снимках: профессор Е. КАБЛОВ; опытный самолет Су-47 «Беркут», на 99 процентов состоящий из материалов, разработанных в ВИАМе.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service