на главную страницу

14 Января 2004 года

Армия сегодня

Среда

Кто сменит батяню-комбата?

В дивизии постоянной готовности этот вопрос становится все более острым

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



Давно получившая конкретное воплощение в работе кадровых органов мысль о преемственности поколений с некоторых пор для начальника отделения кадров мотострелковой дивизии подполковника Сергея Гладкова становится чуть ли не абстрактным понятием. Действительно, о какой преемственности может идти речь, если ситуация, сложившаяся в дивизии, как раз не предполагает плавной смены поколений. Более того, она медленно, но верно теряет офицеров среднего возраста...

     – Утрачивается, пожалуй, самая важная, наиболее активная и боеготовая категория – офицеры батальонного звена, – с сожалением констатирует подполковник Гладков. – Сегодня штат представляют либо недавние выпускники армейских вузов, либо «предпенсионеры». Да и последних, кстати, немного. Поэтому средний возраст офицеров соединения 28 лет.
     В этой ситуации главный кадровик дивизии не хотел бы
     апеллировать к извечному вопросу: «Кто виноват?» По мнению подполковника Гладкова, сегодня актуален другой, не менее древний вопрос: «Что делать?»
     Что делать, когда из-за текучести офицерских кадров подразделения, укомплектованные ближе к осени, уже весной следующего года испытывают существенный кадровый голод? Доходит до того, что за время службы в одном военном городке офицеры даже не успевают познакомиться!
     Вот и в минувшую осень соединение постоянной готовности вошло, как говорят, красиво: вакантные «взводные» должности приняли 146 выпускников военных вузов. Но радоваться в дивизии не спешили. Дело в том, что в сентябре 2002 года ситуация была похожей. Только далеко не каждый молодой офицер из того пополнения дождался своего очередного воинского звания.
     Да что ворошить прошлое, когда за несколько месяцев боевой учебы в новом составе (с выпускниками 2003 года) дивизия уже понесла существенные кадровые потери. Так и не прибыл к месту прохождения службы выпускник Новосибирского военного института лейтенант Кучин. Отказывается от прохождения службы лейтенант Журавлев. Выпускник Екатеринбургского артиллерийского института лейтенант Кучеренко уже на пороге отделения кадров заявил, что служить не собирается, а в армейский вуз поступал ради получения бесплатного образования.
     Не выходит на службу выпускник Московского военного университета лейтенант Ситков. Его поведение стало загадкой даже для видавшего виды подполковника Гладкова. Ситков пришел на майорскую должность. «О таком подарке судьбы офицеру с послужным списком без году неделя можно только мечтать, – разводит руками Сергей Иванович. – Ведь это «забронированная» на несколько лет спокойная дорога в старшие офицеры... Что еще тебе, парень, надо?»
     Тем более непонятны подобные выходки несостоявшихся коллег офицерам подразделений. Уж они-то знают, насколько круты для подъема ступени служебной лестницы. Чтобы взойти по ним, надо не только многому научиться, но и иметь изначальный багаж необходимых знаний и навыков. К большинству нынешних выпускников это, к сожалению, не относится. Например, по многолетнему наблюдению заместителя командира разведывательного батальона по воспитательной работе майора Сафарова, вливающимся в воинские коллективы молодым офицерам, особенно командного профиля, крайне недостает практических навыков в организации боя и его всестороннем обеспечении, обучении и воспитании подчиненных. Некоторые слабо подготовлены в морально-психологическом и физическом отношении к ведению боевых действий. По глубокому убеждению офицера-разведчика, им бы два-три года «потоптать» первичную ступеньку, познать поле, людей, технику - глядишь, командирская хватка и проявилась бы. «Хотя, - поправляет себя офицер, - бывают и исключения. Например, один из наших ротных капитан Анашкин. Роту принял спустя два месяца после окончания вуза. Ничего, справился. Сегодня возглавляемое им подразделение на хорошем счету».
     И таких быстро растущих лейтенантов в войсках не единицы. Согласно статистике, в соединении ежегодно порядка десяти процентов офицеров-выпускников в течение первого года службы становятся командирами рот. По книге учета подполковник Гладков отыскал несколько таких фамилий. В их числе – выпускники 2002 года старший лейтенант Панов, прибывший в соединение сразу на должность командира автомобильной роты, командир батареи старший лейтенант Зубчик. К выдвижению на вышестоящую должность рекомендован командир мотострелкового взвода лейтенант Беляев. Есть в составе соединения командиры рот и из числа выпускников 2003 года.
     Правда, они скорее исключение из правил. Добрая половина из статистических десяти процентов - те, кто перескочил через взводную ступеньку по причине активно освобождающихся (по известным причинам) в течение года должностей.
     Вот и получается, что большинству сегодняшних комбатов в дивизии на достойную смену уповать не приходится.
     Или свет «в конце тоннеля» все-таки есть? По мнению офицеров, какие-то пути хотя бы частичного решения проблемы найти все же можно. Ведь удалось в дивизии в течение последнего времени собственными силами укомплектовать ряд должностей комбатов. Так, за несколько месяцев боевой учебы всерьез заговорили о майоре Юрии Демьянове, подполковниках Александре Хрущеве, Сергее Палюте, сумевших вывести «неперспективные» подразделения в группу претендентов на лидерство.
     Более того, не понаслышке зная о проблеме смены поколений, эти комбаты сами взялись за подготовку достойной смены. Например, подполковник Палюта, в совершенстве зная устройство БМП-2, организовал что-то вроде мастер-класса для командиров взводов по устранению неполадок в боевой машине. И так по каждому направлению работы с личным составом, будь то огневая, строевая, физическая подготовка, дисциплинарная практика. Без внимания не остаются и офицеры - выпускники военных кафедр. Хотя и считается негласно, что обучение двухгодичника - направление бесперспективное. Почти все они задержатся в войсках не дольше солдата срочной службы. Подполковник Гладков с трудом припомнил несколько случаев, когда выпускники военных кафедр заключали бы контракт на продление службы.
     Между тем ежегодно в соединении на первичные офицерские должности приходят более сотни двухгодичников. Вот и в минувшем году таковых оказалось 117 человек. Но если сегодня кадрового выпускника в войсках не удержишь, то на двухгодичника и подавно рассчитывать не приходится. О какой преемственности можно вести речь?!
     Тем не менее проблему надо решать. И усилий командного состава соединения тут недостаточно. Нужна помощь вышестоящих инстанций. Особенно когда речь идет об обустройстве молодых семей. В начале 2003 года в соединении работала совместная выездная приемная министра обороны РФ и Главной военной прокуратуры. Тогда под особый контроль был взят вопрос о переселении из непригодных для проживания подсобных помещений семей молодых офицеров - выпускников военных вузов 2002 года. Семьи переселили и заодно поспособствовали наращиванию в частях жилого фонда. Излишне говорить, что это положительно сказалось на настроении лейтенантов.
     К началу нынешнего учебного года серьезные изменения претерпел и план работы с молодыми офицерами. Теперь большинство командирских занятий предполагается строить с учетом повышения методического мастерства офицеров. В частности, этому посвящена серия командирских сборов с офицерами взводного и ротного звена. Конечно, в одночасье решить кадровую проблему невозможно. Работа тут предстоит многотрудная. Но с чего-то надо начинать.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service