на главную страницу

22 Января 2004 года

Наркоугроза

Четверг

Новое оружие джихада

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».




     Беспокойство мирового сообщества все больше вызывает исходящая с территории Афганистана наркоугроза. По мнению аналитиков, она представляет прямую угрозу для многих государств мира, так как наркотики из Афганистана уносят тысячи жизней. Не исключение и Россия.

     Как отмечается в обзоре Международного валютного фонда, хотя в афганской экономике наблюдаются «явственные признаки оздоровления», ее опора - производство наркотиков. По данным ООН, в 2003 году в Афганистане собрано порядка 3.600 тонн опия (три четверти мирового объема), что в переработанном виде составляет более 300 тонн героина. Однако, как предполагают эксперты, объемы смертельного урожая еще больше. Только за прошлый год площади, засеваемые опиумным маком, увеличились в 4-6 раз и составили 80 тысяч гектаров. В целом же ежегодный афганский наркооборот составляет около 30 млрд. долларов, и участвуют в нем более 1,5 млн. человек. Доход самих афганских крестьян от выращивания опия составил 2,3 млрд. долларов, что эквивалентно половине официального ВВП Афганистана. При этом страна остается одной из беднейших мировых держав и по-прежнему остро нуждается в международной помощи.

     Активно используют наркотики и талибы. После перекрытия основных финансовых потоков наркобизнес стал для них одним из главных источников финансирования террористических действий в стране и за ее пределами. Причем средства, полученные от продажи наркотиков, по мнению американцев, идут не только на ведение партизанской войны и проведение терактов, но и на закупку радиоактивных материалов для создания так называемых грязных бомб. Утверждается также, что у главы «Аль-Каиды» Усамы бен Ладена имеется много сторонников, которые не входят в террористическую сеть, в том числе и среди влиятельных афганских полевых командиров, контролирующих наркобизнес. Кроме того, сами наркотики, основным потребителем которых являются «неверные», превратились в своего рода новое оружие в руках террористов и экстремистов. Подсев на иглу, человек не только вгоняет себя в могилу, но еще и готов пойти на все ради мифического наслаждения и забытья, в том числе и на теракт.

     Вместе с тем на борьбу с наркобизнесом в Афганистане брошены в сотни, если не в тысячи раз меньшие финансовые и военные средства, нежели, например, на поимку Усамы бен Ладена, только за информацию о котором США обещают миллион долларов. Те же меры, которые предпринимались в ходе борьбы с наркотиками, оказались малоэффективны. Так, в некоторых провинциях при поддержке ООН афганцам давали в качестве компенсации за отказ сеять мак около тысячи долларов за гектар поля, пересеянного пшеницей. Крестьяне деньги брали, но продолжали наряду с пшеницей сеять и опийный мак. Последующие силовые действия властей породили массовые протесты и вооруженные столкновения. Соблазн действительно велик, ведь в Афганистане килограмм пшеницы стоит порядка 15 центов, а килограмм опия - 300 долларов. Да и многие полевые командиры, снимающие с крестьян нарконалоги, выразили крайнее недовольство.

     Указ Хамида Карзая, изданный в январе 2002 года, о запрете на посадку и выращивание наркосодержащих растений на практике так и не реализован. Не принес успеха на этом поприще и созданный высший государственный комитет Афганистана по борьбе с наркотиками. Его возможности ограничены как властью местных вооруженных группировок, так и нехваткой финансовых средств и сотрудников. Наиболее активная культивация отмечается в провинциях Наргархар, Бадахшан, Гильменд, Урузган, Забуль, Фарах и Кандагар. Выращивание мака становится все более популярным и в других районах страны.

     В американской администрации все чаще звучат заявления, что пора уже начать борьбу не столько с неуловимыми талибами и бенладеновцами, сколько с самими истоками терроризма и его финансовой подпиткой, которая берет начало именно на афганских полях. Вместе с тем существует и много противников такого подхода. С одной стороны, основная часть афганских наркотиков идет не в Америку, а в Россию и Европу, что в конечном итоге способствует их ослаблению. А с другой - и в Вашингтоне, и в Брюсселе прекрасно понимают, что борьба с наркопроизводством - это куда более опасное занятие, нежели погоня за боевиками «Аль-Каиды» и «Талибана». Массовые операции по уничтожению маковых плантаций способны повернуть против них тысячи подготовленных бойцов, которые вовлечены в доходный бизнес. Для многих из них это единственное средство существования, поэтому драться они будут до последнего.

     И все же недавно под давлением международного сообщества и Великобритании американцы совместно с англичанами провели первую антинаркотическую операцию. В результате было конфисковано 1,5 тонны опиума. Однако, как утверждают эксперты, данные действия носили скорее показательный характер. Более того, в некоторых кругах предполагают, что проверке подверглись склады полевого командира, который не делился с американским командованием своими наркодоходами. Американцев уже давно пытаются вовлечь в наркобизнес, и кое-кто из офицеров США клюнул на лакомый кусочек.

     Тем временем таджикско-афганская граница, на которой несут службу российские пограничники, стала местом, где борьба с наркокурьерами не прекращается ни на минуту. Так, 8 января были уничтожены пятеро афганских вооруженных наркокурьеров. На месте инцидента было обнаружено два мешка с героином общим весом 34,55 кг, 16 кг марихуаны, автомат с тремя магазинами, две радиостанции иностранного производства и средства переправы через пограничную реку Пяндж. В тот же день российскими «зелеными фуражками» была пресечена попытка контрабанды в Таджикистан валюты в размере 280 тысяч долларов. Пограничники не исключают, что валюта предназначалась для обеспечения каналов доставки наркотиков из Афганистана. Следует отметить, что наркокурьеры обычно хорошо вооружены, а также отлично знают местность. При этом у них довольно много осведомителей и помощников на таджикской стороне. Зачастую используются всевозможные способы дезинформации, а также тактика ложных переходов границы и схронов. Нередко осуществляется огневое прикрытие с афганской стороны.

     Россия не раз выражала надежду на то, что миротворцы и силы антитеррористической коалиции в Афганистане возьмутся и за борьбу с наркотрафиком. В конце октября минувшего года в Москве состоялась презентация обзора ООН по мониторингу незаконных посевов опиумного мака в Афганистане за 2003 год. Как признал заместитель генерального секретаря ООН, исполнительный директор управления по наркотикам и преступности Антонио Мария Коста, исходящая с территории Афганистана «наркоугроза для России значительна». А по мнению главы МИД России Игоря Иванова, ООН должна выступать в качестве идеолога и координатора усилий в борьбе с наркоугрозой с территории Афганистана.

     В свою очередь, председатель Госнаркоконтроля РФ Виктор Черкесов заявил, что российский «черный рынок» насыщен афганским героином. За последние 10 лет Россия из страны-транзита превратилась в активного потребителя тяжелых наркотиков. 96 процентов смертоносного груза следует в Россию из Афганистана через территории Таджикистана, Узбекистана, Киргизии, Туркмении и Казахстана.

     По мнению Виктора Черкесова, снизить контрабанду героина из Афганистана может развитие приграничного сотрудничества в рамках СНГ и ОДКБ. В рамках этих организаций необходимо отрабатывать проведение совместных операций по перекрытию каналов контрабанды наркотических и психотропных веществ, укреплять северный сегмент «пояса безопасности» вокруг Афганистана.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service