на главную страницу

28 Января 2004 года

Тема номера

Среда

Что год финансовый готовит

На вопросы «Красной звезды» отвечает начальник Главного финансово-экономического управления – заместитель министра обороны Российской Федерации Любовь КУДЕЛИНА

Беседовал Дмитрий ЮРОВ, «Красная звезда».



     - Любовь Кондратьевна, основной финансовый документ страны – Закон «О федеральном бюджете на 2004 год» уже работает. Какова, скажем так, его военная составляющая, какие расходы в целом заложены на национальную оборону?
     - Объем финансовых средств, выделяемых на оборону страны по разделу «Национальная оборона», в 2004 году увеличен почти на 16 процентов, реальная прибавка составила 56,6 млрд. рублей. Тем не менее, несмотря на то что расходы на национальную оборону по-прежнему одни из приоритетных в бюджетной политике государства, это не говорит о каком-то «перекосе» в сторону милитаризации: в реальном выражении с учетом прогнозируемой инфляции увеличение их составляет около 9 процентов, что сравнимо с ростом других расходов федерального бюджета.
     Прирост объемов ассигнований по данному разделу направлен прежде всего на обеспечение мероприятий Программы вооружения, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск, обеспечение личного состава.
     В процентном выражении по сравнению с 2003 годом на содержание и материально-техническое обеспечение войск и сил запланировано выделить финансовых средств почти на 15 процентов больше, а на закупки и ремонт ВВТ, оплату НИОКР - на 17 процентов.
     - Если можно, хотелось бы узнать детальнее о соотношении расходов Минобороны. Какова динамика по сравнению с прошлыми годами?
     - В соответствии с решением Совета Безопасности оптимальный уровень соотношения основных расходов Министерства обороны, приходящихся на текущее содержание Вооруженных Сил и их оснащение, к 2005 году должен составлять 60 процентов к 40 процентам.
     Принятые в 2003 году и намеченные на 2004 год меры сохранили позитивную тенденцию в структуре расходов Вооруженных Сил, позволили приблизиться к этим цифрам. В соответствии с заложенными в нынешнем федеральном бюджете параметрами соотношение расходов на текущее содержание и оснащение Вооруженных Сил составляет 62 процента к 38 процентам соответственно. Для сравнения: в 2002 году указанная пропорция составляла 68:32, а в 2003 – уже 63:37.
     Это не может не радовать: приоритетом должно быть все-таки, если можно так выразиться, не «проедание» средств, а оснащение армии и флота. И работа в данном направлении идет. Приведу только один пример: в последних числах минувшего года на боевое дежурство заступил уже четвертый по счету полк, вооруженный самым современным на данный момент ракетным комплексом «Тополь М».
     В то же время, подчеркну, это не значит, что за счет изменения пропорции произошло какое-то урезание расходов на содержание армии и флота.
     - Не могли бы вы раскрыть этот тезис подробнее?
     - Начну с продовольственного обеспечения. Как и в прошлом году, это одна из наиболее полно обеспеченных статей бюджета, и выделенных денег хватит как на закупку продовольствия по основной норме и спецзаказам, так и на выплату компенсации взамен пайка.
     Вместе с тем в связи с увеличением доли закупок продовольствия на местах необходимо усилить контроль за эффективностью расходования средств. Важно также устранить имеющиеся недостатки и нарушения законодательства, связанные с заключением договоров на поставки продовольствия не с прямыми товаропроизводителями, а с посредниками.
     - Кстати, что касается компенсации взамен продовольственного пайка: есть чем порадовать служивых?
     - Законом о федеральном бюджете на 2004 год сохранена норма выплаты упомянутой денежной компенсации в сумме 20 рублей в сутки. К сожалению, все наши доводы об увеличении этой нормы исходя из реальной стоимости пайка (более 51 рубля в сутки, на что дополнительно требуется 6,7 млрд. рублей) пока не нашли отклика.
     - Обеспечение военнослужащих в полном объеме вещевым имуществом – тоже непростой вопрос. Как с этим будет обстоять дело?
     - В этом году на вещевое обеспечение выделяется на 0,8 млрд. рублей больше, чем в прошлом (с учетом роста цен на предметы вещевого имущества), но вместе с тем даже эти средства не позволяют разрешить должным образом накопившиеся в данной области проблемы.
     Бюджетом-2004 предусмотрено погашение задолженности по выплате денежной компенсации вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества, сложившейся по состоянию на 1 января 2003 г. В этом году, как и в прошлом, размер компенсации будет составлять 3 тыс. рублей.
     Предстоит также изыскать дополнительные средства в связи с принятым Президентом Российской Федерации решением о полном обеспечении личного состава Вооруженных Сил обмундированием.
     - А что насчет обеспечения своевременности выплаты денежного довольствия и заработной платы, других льгот и компенсаций?
     - Ассигнования на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработной платы гражданскому персоналу на 2004 год на 17 млрд. рублей превышают объем аналогичных расходов 2003 года - с учетом состоявшегося в октябре 2003 года повышения. Думаю, что все выплаты будут осуществлены без задержек. Деньги для этого имеются. К сожалению, в конце прошлого года имели место отдельные факты несвоевременности осуществления таких выплат. Эта ситуация находится под контролем руководства Вооруженных Сил, и мы принимаем меры по недопущению впредь таких случаев.
     Что касается других социальных льгот и компенсаций, то вынуждена признать, что по ряду из них возникла кредиторская задолженность. Средства на ее погашение предусмотрены и будут направлены в войска в первоочередном порядке.
     Кроме того, предусмотрен 1 млрд. рублей на погашение задолженности перед военнослужащими, проходившими службу в составе Коллективных сил по поддержанию мира. Это было самым «уязвимым» местом в расчетах с личным составом в последние годы. Одновременно, пользуясь случаем, хочу развеять периодически возникающие в последнее время слухи о готовящихся в Минобороны предложениях по отмене действующих при увольнении установленных выплат. Это неправда.
     - В 2003 г. закончился срок выплат военнослужащим-чернобыльцам недополученных денежных компенсаций согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 8 июня 2001 года № 455. Напомните, пожалуйста, о каких суммах идет речь? Не ожидается ли каких-либо изменений в порядке обычных ежемесячных выплат «ликвидаторам»?
     - В соответствии с названным вами постановлением пенсионные органы Министерства обороны выплачивали гражданам из числа военнослужащих и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц, ставшим инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, неполученную за период со 2 июня 1998 г. по 15 февраля 2001 г. денежную компенсацию в возмещение вреда, причиненного здоровью в связи с выполнением работ по ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, установленных по состоянию на день выплаты, в зависимости от степени утраты трудоспособности. Выплата недополученных денежных компенсаций производилась в течение последних двух лет, и сейчас этот вопрос закрыт.
     В целом в сводной смете Минобороны на 2003 год на выплаты компенсаций лицам, подвергшимся воздействию радиации, было выделено 68 млн. рублей. В этом году эти расходы увеличены и составят 75,6 млн. рублей.
     Вместе с тем изменения порядка назначения и производства иных выплат, установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в Министерстве обороны не планируется. Однако в настоящее время в Государственной Думе находится на рассмотрении проект федерального закона, подготовленный Правительством Российской Федерации, предусматривающий повышение (индексацию) компенсационных выплат.
     - В этом году наверняка по-прежнему будут расти расходы на энергоносители, транспортные расходы. Готово ли к этому Минобороны?
     - Действительно, поскольку расходы на транспортное обеспечение, оплату электрической и тепловой энергии, приобретение горючего и смазочных материалов зависят от проводимой тарифной политики и складывающегося уровня инфляции, в случае колебания цен, отличного от прогнозируемых показателей, заложенных в бюджете, проблема может возникнуть.
     Эти обстоятельства потребуют от центральных органов военного управления, командиров и начальников на местах дополнительного напряжения сил, поскольку некоторые из предусмотренных расходов не позволят, как и в минувшем году, полностью обеспечить поставленные задачи. Хотя, должна отметить, на такой случай мы подстраховались: взаимопонимание с Минфином России в этом вопросе найдено и отражено в протоколе Комиссии по формированию бюджета.
     - Разумеется, нельзя обойти вниманием и квартирный вопрос...
     - Обеспечение военнослужащих жильем остается одной из самых острых проблем и в этом году. Ассигнований на жилищное строительство выделяется 8,6 млрд. рублей, а также 1,3 млрд. рублей - в рамках программы «Государственные жилищные сертификаты».
     Кроме того, хочу обратить внимание и вот на что. Правительством Российской Федерации одобрен план подготовки нормативных правовых актов и проведения необходимых мероприятий по переходу начиная с этого года к накопительной системе обеспечения жильем военнослужащих. Сейчас мы разрабатываем соответствующие механизмы.
     Еще и такой момент: в целом на все капитальное строительство в нуждах Минобороны, в том числе жилья, по сравнению с прошлым годом средств будет выделено почти на 20 процентов больше.
     - А если говорить о квартирно-эксплуатационных расходах?
     - Объем расходов на квартирно-эксплуатационные нужды остался на уровне 2003 года. При их определении были учтены индексация тарифов и сокращение физических объемов потребляемых энергоресурсов, обусловленное проведением мероприятий по передаче в собственность субъектов Российской Федерации и муниципальную собственность объектов жилищно-коммунального назначения и социально-культурной сферы.
     Увеличены на 451 млн. рублей расходы на проведение в 2004 году текущего ремонта объектов, решения Правительства Российской Федерации о передаче которых местным органам власти уже приняты, но фактически они остаются на балансе Минобороны, так как региональные власти не удовлетворяет их техническое состояние. На капитальный ремонт этих объектов предусмотрено выделить еще 1 млрд. рублей. Хотя для решения этой проблемы в целом требуется гораздо больше средств.
     - Все перечисленные выше расходы так или иначе связаны с проводящимся реформированием Вооруженных Сил. А почему в целом в этом году на проведение военной реформы выделено меньше средств?
     - Объем ассигнований по разделу «Во
     енная реформа» по сравнению с прошлым годом снижен в связи с уменьшением количества организационных и организационно-штатных мероприятий. Он составил 6,4 млрд. рублей: этих денег для реализации мероприятий Плана строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации на 2004 год в целом достаточно.
     - В минувшем году завершился эксперимент по переводу 76-й воздушно-десантной дивизии на контрактную основу. Успешно ли он прошел в финансовом отношении? Каковы дальнейшие перспективы в этом плане?
     - Анализ результатов эксперимента на базе 76-й вдд в части финансового обеспечения показал необходимость более качественного и взвешенного подхода органов военного управления к вопросам планирования расходов и контроля за реализацией соответствующих мероприятий.
     Так, из-за нераспорядительности отдельных органов военного управления не были своевременно распределены и доведены до получателей лимиты бюджетных средств, потребность в выделенных ассигнованиях своевременно не уточнялась, что не позволяло Главному финансово-экономическому управлению своевременно корректировать и перераспределять их, приводило к образованию остатков средств, надобность в которых отпала.
     Вообще на реализацию мероприятий федеральной целевой программы «Переход к комплектованию военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, ряда соединений и воинских частей» на 2004-2007 годы в текущем году планируется выделить 7,8 млрд. рублей. Основная часть этих средств пойдет на капитальное строительство и ремонт объектов социальной и инженерной инфраструктуры, на обеспечение же личного состава предусмотрено направить около 1,5 млрд. рублей.
     Опыт, полученный в ходе эксперимента в части финансового обеспечения, недостатки и упущения со стороны органов военного управления в данном вопросе будут учтены при переводе на контрактный способ комплектования других частей и соединений.
     - В силу сложившихся обстоятельств пристальное внимание по-прежнему будет уделено ходу контртеррористической операции на Северном Кавказе. Не планируются ли какие-либо изменения в выплатах участникам боевых действий?
     - На военнослужащих, выполняющих задачи на территории Северо-Кавказского региона, распространяются дополнительные гарантии и компенсации, в том числе осуществляется выплата так называемых «боевых» денег.
     Вместе с тем система мер социальной защиты этой категории военнослужащих требует усиления.
     В настоящее время по поручению Президента Российской Федерации Министерством обороны совместно с другими силовыми ведомствами прорабатываются различные варианты совершенствования материального стимулирования участников контртеррористических операций, в том числе замена «боевых» другими денежными выплатами. Однако говорить о чем-то конкретном было бы пока преждевременно.
     Не могу не отметить, что вопросы улучшения социального положения и качества жизни военнослужащих, повышения денежного довольствия постоянно находятся под контролем Президента России и руководства Вооруженных Сил, рассматриваются в качестве одного из приоритетных направлений деятельности государства и Минобороны.
     В целом бюджет 2004 года более благоприятный, чем бюджеты предыдущих лет. Он позволит в плановом порядке решать задачи строительства и развития Вооруженных Сил, оперативной и боевой подготовки.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service