на главную страницу

29 Января 2004 года

Армия и общество

Четверг

Чтобы танки были быстры,

или Чему учат уроки минувшего года



Подводя итоги 2003 года члены военного совета Московского военного округа с удовлетворением констатировали: интенсивность боевой подготовки возросла, причем значительно. В сравнении с 2002 годом батальоны в два раза чаще выходили на тактические учения. Выполнены планы боевой подготовки в частях и соединениях боевого, технического и тылового обеспечения округа. О том, что этому способствовало, рассказывает начальник управления боевой подготовки МВО генерал-лейтенант Вячеслав ХАЛИЛОВ.

     К этому нужно добавить, что во всех мероприятиях боевой подготовки подразделения участвовали на штатной технике, численность которой достигает более 20 тысяч единиц. Вот и судите теперь, сколь пристальное внимание должно уделяться профессиональной подготовке механиков-водителей и водителей. Что мы, собственно, и делаем.
     Остановлюсь на тех мерах, которые были предприняты в МВО в минувшем учебном году. Во-первых, в каждом соединении было полностью завершено оборудование мини-танкодромов и организовано обучение водителей по новой методике. Новаторами выступили гвардейцы Таманской мотострелковой дивизии, которой командует генерал-майор Андрей Глущенко. Здесь «обкатали» на практике методические рекомендации, разработанные управлением боевой подготовки округа. А затем в ходе сборов провели показные занятия с командирами частей и подразделений, руководящим составом органов боевой подготовки. К этому времени новые объекты были оборудованы в Кантемировской танковой дивизии и Севастопольской мотострелковой бригаде.
     Суть методики сводится к тому, что в течение первого месяца обучения подготовка к выполнению зачетного упражнения осуществляется только по элементам. Это позволяет командиру подразделения при необходимости путем многократного повторения выработать устойчивые навыки у обучаемых в преодолении препятствий с минимальным расходом моторесурсов и ГСМ. В течение второго месяца занятия организуются на мини-танкодроме, где механиков-водителей учат сочетать скоростные возможности боевых машин с техникой преодоления препятствий. И только в дальнейшем командир подразделения переходит к выполнению зачетного упражнения.
     Во-вторых, на каждом занятии обязательно развертывается учебное место по выполнению зачетного упражнения на компьютерных тренажерах в классах, которые оборудованы на всех танкодромах округа. Кроме того, тренажерные классы имеются во всех учебных частях окружного учебного центра и в большинстве частей постоянной готовности.
     Кстати, мы возлагаем большие надежды на развитие тренажерной базы. Я имею в виду прежде всего переход к единой модульной системе. Она позволит после раздельного обучения членов экипажей на этапе слаживания объединять индивидуальные модули в экипажные комплекты и выполнять контрольное упражнение (КУ № 1). В дальнейшем на этапах слаживания взвода и роты – объединять экипажные комплекты во взводные и ротные. Это даст возможность выполнять на тренажерах не только контрольные упражнения по вождению в составе взвода (КУ № 2) и роты (КУ № 3), но и проводить боевые стрельбы взводов, ротные тактические учения.
     Возможности компьютерной техники позволяют максимально приблизить обучаемых к условиям реального боя, показать огневое противодействие противника, проводить обучение в любых условиях местности, времени года и суток. Причем в случае ошибочных действий обучаемого компьютер покажет, к чему в реальном бою они приведут. Создавая сложные условия при выполнении упражнений на тренажерных комплексах, можно спрогнозировать поведение обучаемых в боевых условиях. В настоящее время переход к модульной системе тренажеров в округе решается с представителями промышленности и Главного управления боевой подготовки Вооруженных Сил.
     Пристальное внимание было уделено подготовке частей и подразделений к преодолению водных преград. Это упражнение считается одним из самых сложных. Для того чтобы его выполнить, командиры всех степеней должны проделать большую работу по подготовке личного состава экипажей (особенно механиков-водителей и водителей), инженерных разведывательных дозоров, спасательно-эвакуационных групп. Необходимо организовать подготовку материальной части спасательных и эвакуационных средств, обеспечить неукоснительное выполнение требований безопасности всем личным составом...
     В течение последних четырех лет командованием округа ежегодно на Алабинском полигоне и на базе танкового полка Таманской дивизии проводились показные инструкторско-методические занятия по организации и методике преодоления водных преград, на которые привлекались командиры соединений, частей и подразделений. Проделанная работа конечно же сказалась на результатах. Контрольные занятия показали, что наметилась устойчивая тенденция роста качества обучения.
     Впрочем, существуют и проблемы. Сегодня в округе есть лишь один гидротренажерный комплекс с классом легководолазной подготовки для обучения механиков-водителей и экипажей танков действиям в аварийных ситуациях при вождении под водой с использованием изолирующих противогазов. В настоящее время решается вопрос о строительстве таких комплексов для частей Нижегородского и Мулинского гарнизонов.
     Теперь о резервах повышения качества боевой подготовки. Прежде всего надо добиться, чтобы обучение вождению боевых машин проводилось не только на занятиях по вождению, а во всех случаях выхода машин в эксплуатацию. Каждому механику-водителю (экипажу) командир должен ставить конкретные задачи и оценивать результаты вождения на всех занятиях по тактической, огневой и другим видам подготовки, а также при перегоне машин. Такой подход не только обеспечивает эффективное использование учебного времени, но и способствует укреплению дисциплины, повышает ответственность механиков-водителей за решение задач экипажем (подразделением) по тактической, огневой и другим видам подготовки.
Очевидно и то, что качественное обучение вождению немыслимо без соответствующей учебной материально-технической базы. В первую очередь это относится к танкодрому. Невозможно добиться хороших результатов, если, скажем, ограниченные проходы по размерам превышают требования Курса вождения, нарушена геометрия препятствий, мишенная обстановка у ориентиров не создана, ночью препятствия не освещаются или вместо электрических ламп малой мощности используются факелы, затрудняющие работу с приборами ночного видения. Не способствуют приобретению твердых навыков механиками-водителями и разрушенные препятствия, которые в ходе вождения своевременно не восстанавливаются.      Решение этих проблем я вижу в совершенстовании системы контроля за организацией учебного процесса в соединениях и частях. Кроме того, нужно повысить личную ответственность каждого командира за качество занятий. Итоги боевой подготовки за 2003 год свидетельствуют: там, где командир сам хорошо подготовлен, предъявляет жесткие требования к подчиненным, результаты в боевой подготовке, в том числе и по вождению, стабильны и достаточно высоки. К таким командирам я бы отнес полковников Михаила Лебедко, Дмитрия Яшина, Валерия Дунаева, Алексея Завизьона, подполковника Дмитрия Абрамова, майора Виктора Прокофьева.
     С учетом опыта боевых действий, в которых участвовали и подразделения нашего округа, представляется целесообразным развернуть на танкодромах дополнительные учебные места, которые должны обеспечить отработку с механиками-водителями и водителями боевых машин способов маневрирования по узким улицам и дворам с выполнением крутых поворотов. Полезны и такие элементы, как въезд во двор под арку и выезд из него, умение двигаться по препятствиям и узким проходам (проломы в каменных заборах, завалы, баррикады, вертикальные стенки и т.д.). При подготовке участка для выполнения контрольных упражнений № 1 и № 2 необходимо эффективнее использовать имитацию действий «противника», что заставит обучаемых вести реальную разведку целей, командира взвода - принимать решение по создавшейся обстановке, управлять огнем и маневром. Руководитель занятия, прослушивая по радио работу командира взвода по управлению огнем и доклады его подчиненных, определяет, сравнивая со схемой, количество выявленных целей, правильность целеуказания и осуществления маневра.
     При подведении итогов боевой подготовки за год мы тщательно проанализировали недостатки, составили реальные планы по их устранению, в том числе и по недочетам, которые я вижу в системе подготовки водительского состава. Так что сейчас уже вовсю идет целенаправленная работа по ее совершенствованию.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service