на главную страницу

31 Января 2004 года

Тема номера

Суббота

Ас! Этим сказано все

Владимир ЕВДОМАШКИН.



В ходе второй чеченской кампании причиной невосполнимых боевых потерь среди экипажей вертолетов были и, к несчастью, остаются не только внезапные обстрелы из ПЗРК и крупнокалиберных пулеметов. Нередко летчики гибнут и вследствие крайнего износа авиационной техники. Что поделаешь! Вертолеты, прошедшие не одну войну, не выдерживают напряженной эксплуатации в экстремальных условиях горной местности.
Не так давно главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Владимир Михайлов с горечью признал, что в Российской армии современные образцы вертолетов Ка-50 («Черная акула») и Ми-26 составляют лишь около 10 процентов от штатной численности. Самым больным вопросом остается исправность авиатехники – чуть более 35 процентов. А летчики тем не менее летают. Да еще как!

     Майор Юрий Борисиков – командир вертолетного звена Ми-24.
     Родился в 1974 году в Орле. Отец – военный. Среднюю школу Юра окончил в Улан-Удэ. Еще учеником тезка первого космонавта планеты жил мечтою о небе. Она сбылась. В 1991 году поступил в Луганское военное штурманское училище. Однако проучился там недолго. После развала СССР с территории уже Украины всех желающих перевели служить в Россию. Так он стал курсантом Сызранского училища летчиков.
     После выпуска в 1995 году лейтенант Борисиков прибыл к новому месту службы – в вертолетный полк. Попал, как говорится, с корабля на бал. Шла первая чеченская. Оттачивать летное мастерство и навыки пришлось в боевых условиях.
     Ко второй чеченской кампании, которая началась для Юрия с известных событий в дагестанском Ботлихе, он на своем боевом Ми-24 был уже достаточно опытным пилотом. О том, как воевал майор Борисиков, более чем красноречиво говорят награды, которыми Родина последовательно оценивала ратные заслуги офицера: медаль «За отвагу», медаль «За воинскую доблесть» II степени, орден Мужества.
     Скрупулезные работники кадровых органов, подсчитывая выслугу лет, определили, что майор Борисиков отправлялся на чеченскую войну 22 раза. Каждая командировка длилась в среднем два месяца. За это время он выполнил 650 боевых вылетов. На личном счету экипажа – более 150 уничтоженных боевиков, четыре зенитные установки, четыре миномета, двенадцать грузовых автомобилей с боеприпасами и боевиками, десять топливозаправщиков, более 40 подавленных огневых точек противника, десять ликвидированных баз бандитов...
     Вместе с боевым другом, летчиком-оператором капитаном Алексеем Николаенковым, он обеспечил эвакуацию более 500 больных и раненых, осуществил выброску 14 групп тактического десанта, не один раз эвакуировал разведчиков и спецназовцев под прицельным огнем боевиков в сложнейших условиях высокогорья, ночью и в непогоду. Благодаря высочайшему мастерству обоих пилотов удалось отыскать и эвакуировать экипажи шести вертолетов, совершивших вынужденные посадки в результате боевых повреждений.
     Что за сухими цифрами статистики, догадаться нетрудно. Прежде всего каждодневное, невероятное напряжение физических сил и воли. Постоянный риск – неотъемлемый спутник настоящей мужской работы. И пускай Борисикову приходится летать на видавшем виды вертолете, он верит в людей, которые готовят к полету его «ласточку», он не сомневается в себе и своем напарнике.
     Август 1999-го. Ничем ранее не примечательный Ботлих. Невыносимая жара. Кажется, еще чуть-чуть, и раскаленный металл начнет плавиться. Резкие порывы ветра поднимают ввысь целые облака пыли и песка. Очумевший от безжалостно палящего солнца термометр нередко «подпрыгивает» к 50-градусной отметке. Горячий воздух настолько разрежен, что ощутимо затрудняет взлет вертолетов. Но войскам без их поддержки никак не обойтись.
     По данным нашей разведки, из высокогорного Харачоя по извилистой дороге ущелья движется автоколонна боевиков. Банда Басаева, захватившая Тандо, Ансалту и Шадроду, после ударов войск понесла значительные потери. Вызванная подмога рвалась на выручку передовым отрядам боевиков…
     Навстречу их колонне вылетела пара Ми-24. Юрий Борисиков, тогда еще капитан, шел ведомым. Умело используя рельеф местности, «вертушки» вышли на вереницу машин. Под прицельным и плотным огнем несколько раз заходили они на колонну боевиков. Колонна дальше не прошла.
     Август 2002-го. Многочисленный отряд боевиков со стороны Грузии вторгся на территорию России и напал на пограничные заставы в районе Итум-Калинского ущелья. Командование ОГВ (с) решило нанести авиационный удар для обеспечения высадки тактического воздушного десанта с целью блокировать прорвавшиеся группы бандитов.
     Район, определенный для удара, оказался очень сложным. Труднодоступное высокогорье, в условиях которого маневренные возможности Ми-24 сильно ограничены. Узкое ущелье, где находились боевики, позволяло бить только с одного, уже просчитанного ими направления. Несмотря на это, паре Ми-24, возглавляемой капитаном Борисиковым, удалось нанести прицельный ракетно-пушечный удар по очагам сопротивления бандформирований, обеспечив тем самым проход вертолетов Ми-8 с десантом на борту.
     Во время высадки десанта досталось машине майора Сергея Палагина, возглавлявшего группу Ми-8. Поняв, что Палагин совершает вынужденную посадку в ущелье, напичканном бандитами, капитан Борисиков, ни секунды не мешкая, направил машину под перекрестный огонь боевиков. Пара Ми-24 прикрыла терпящий бедствие вертолет, подавила огонь боевиков, лишила их возможности приблизиться к ожидающему спасения экипажу.
     За три дня операции пара Ми-24 под командованием капитана Юрия Борисикова выполнила тридцать боевых вылетов. Еще десять раз им пришлось огнем буквально пробивать путь вертолетам Ми-8.
     Высота с отметкой 2.771,1 м стала незабываемой вехой в жизни летчика. За успешное выполнение поставленных задач, проявленные при этом бесстрашие и готовность пожертвовать собой ради спасения других капитан Юрий Борисиков был награжден орденом Мужества.
     Сентябрь 2002-го. Довольно многочисленная, прекрасно вооруженная и хорошо обученная группа боевиков из банды Руслана Гелаева, перейдя российско-грузинскую границу, вторглась на территорию Северной Осетии и Ингушетии.
     Экипаж Юрия получил боевую задачу: сопроводить вертолет Ми-8 майора Юрия Травкина, которому предстояло высадить тактический десант в районе н. п. Тарское для блокирования банды.
     Уже на подходе к заданному району по вертолету Борисикова с вершины горы Кажчибос почти одновременно ударили два ПЗРК «Игла». Вовремя заметив место пусков ракет, тот умелым и энергичным маневрированием сумел укрыться от самонаводящихся ракет за ближайшей горой. Затем развернулся и, используя бортовое вооружение, «накрыл» залпом расчеты ПЗРК.
     Спустя два дня пара Ми-24 под командованием капитана Борисикова вела воздушную разведку в районе ингушского села Галашки. Предстояло обнаружить боевиков, прорывающихся в Ачхой-Мартановский район Чечни. Гористая местность, покрытая густыми кронами деревьев, значительно усложняла поиск. Прекрасно понимая, что боевики ждут наступления ночи для прорыва, Борисиков принял решение провести разведку на скоростях и высотах, предельно близких к минимально допустимым.
     Риск оказался оправданным. Передав координаты обнаруженной банды на командный пункт, капитан Борисиков огнем всего бортового вооружения плотно обработал район сосредоточения боевиков. По оперативным данным и сообщениям разведки, вертолетчики уничтожили тогда 30 «непримиримых».
     Рано утром 26 сентября блокированная в Ингушетии бандгруппа предприняла отчаянную попытку вырваться из кольца. Завязался бой. Борисиков получил задачу прикрыть Ми-8, идущий для эвакуации раненых.
     - В 6.30 утра, – рассказывает Юрий, – на подходе к Малым Галашкам получили указание авианаводчика: «Оставаться в зоне ожидания. Ждать следующих распоряжений». Только начали разворот, как увидели: с высоты напротив Галашек по нам сработал ПЗРК. Лишь благодаря отстрелу тепловых ловушек ракета нас не поразила. Клюнула на приманку.
     Чтобы уничтожить расчет ПЗРК, надо было заходить со стороны солнца, на подсвеченный склон горы. То есть только с одного направления. Это понимал и стрелок внизу. Он успел выпустить еще две ракеты.
     - Злой была та дуэль, – улыбаясь, вспоминает Юрий. Дырок потом насчитали много…
     Только с четвертого захода удалось уничтожить боевиков, а экипажу Ми-8 – эвакуировать затем раненых. Чуть больше четырех минут длился бой, но потребовал от летчиков и мастерства, и мужества, всего, чему учатся годами.
     * * *
     Покидая Ханкалинский аэродром, я спросил у заместителя командира вертолетной эскадрильи майора Дмитрия Сергеева: «Каков Юрий Борисиков на земле?»
     Тот на мгновение задумался, потом ответил:
     - На земле он такой же, как и в небе. На него можно положиться, как на самого себя. Проверено не раз.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service