на главную страницу

31 Января 2004 года

Азимут

Суббота

Здесь начинатся дорога к небу

Андрей ГАВРИЛЕНКО, «Красная звезда».



В Москве на улице Планетной располагается Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменная академия имени профессора Н.Е. Жуковского. Среди выпускников этого учебного заведения, образованного в далеком 1920 году, - Юрий Гагарин, Валентина Терешкова, первый человек, вышедший в открытый космос, Алексей Леонов, конструкторы летательных аппаратов Сергей Ильюшин, Артем Микоян, Александр Яковлев и еще много других известных всему миру людей. Из тех, кто здесь в разные годы учился и работал, двести человек стали лауреатами Ленинской и Государственной премий, более ста были удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда.
А чем живет академия сегодня? Каковы проблемы в организации учебного процесса курсантов и слушателей? Об этом и не только рассказывает гость «Азимута» начальник академии генерал-лейтенант Анатолий МАКСИМОВ.

     - Анатолий Николаевич, думаю, не преувеличу, если скажу, что именно в вашем учебном заведении куется будущее российской авиации. Те, кому предстоит создавать новые самолеты, сегодня постигают военную науку за курсантской партой. А на какой учебно-материальной базе осуществляется их подготовка?
     - Структурно академия включает в себя центральную базу в Москве, филиал в Ставрополе, учебные центры в Монино, Ногинске, Подольске и Кашире. Обучение ведется на факультетах базовой подготовки, летательных аппаратов, авиационного вооружения, авиационного оборудования, авиационного радиоэлектронного оборудования и специальном факультете. Кроме инженеров-эксплуатационников, мы готовим инженеров и других специальностей, в том числе по защите информационных технологий, по автоматизированным системам управления ВВС, метрологии и метрологическому обеспечению.
     Учебно-материальная база академии без всякого преувеличения уникальна. Она насчитывает около 150 различных установок и комплексов. В нашем распоряжении моторно-испытательная станция, баротир, комплекс аэродинамических труб, установка по подавлению оптико-электронных систем высокоточного оружия, комплекс метрологического обеспечения испытаний и эксплуатации авиационной техники.
     Кроме того, в учебном процессе используются 24 самолета и вертолета, 43 авиационных двигателя, 121 ракета, 3 тренажера, 12 учебных самолетных классов.
     Учебно-материальная база постоянно совершенствуется. Так, в нашей академии ведутся работы по созданию новых научно-исследовательских установок и комплексов, оригинальных классов-тренажеров. Вот только несколько направлений этой деятельности. Мы разрабатываем классы по боевому применению и эксплуатации авиационных комплексов, вооружения, организации и ведения радиоэлектронной борьбы, противодействия иностранным техническим разведкам, восстановления и ремонта боевых повреждений летательных аппаратов и их оборудования.
     - Как в целом вы оцениваете уровень подготовки специалистов в вашей академии? Остается ли ваше учебное заведение таким же престижным, как и в былые годы? Кстати, кто к вам поступает, из каких семей, каких регионов?
     - В прошлом году курсантами стали более двухсот человек и более ста - слушателями. Приезжают со всей России. Поступили к нам 15 выпускников суворовских и Нахимовского училищ, 33 курсанта перед поступлением прошли обучение в школах с первоначальной летной подготовкой.
     Из поступивших более половины продолжают семейную традицию службы в Вооруженных Силах. О престижности учебы в академии говорит хотя бы такой факт. Каждый десятый из нынешних первокурсников окончил школу с золотой медалью.
     А о том, насколько успешно проходит обучение наших курсантов, свидетельствуют такие факты. Государственная аттестационная комиссия в прошлом году высоко оценила работу нашего учебного заведения и отметила высокий уровень подготовки выпускников. Кстати, из тех, кто выпустился в 2003 году из стен академии, подавляющее большинство сдали государственные экзамены, защитили дипломные работы и проекты на «хорошо» и «отлично». Почти сорок выпускников окончили академию с отличием, четверо - с золотой медалью.
     - Получается, что у вас нет проблем с обеспечением учебного процесса...
     - Конечно, проблемы есть. Например, обучение курсантов и слушателей ведется в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования. Но ведь ни одна из специальностей высшего военного образования, которым учат у нас, не имеет сколь-нибудь близкого гражданского аналога. Естественно, что за тот же срок обучения освоить две разнородные специальности, не имеющие общего образовательного фундамента, сложно. Кроме того, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования до 80 процентов учебного времени отводит на обязательные дисциплины так называемого федерального компонента. Остающиеся 20 процентов времени недостаточно для того, чтобы дать выпускникам необходимую военно-профессиональную подготовку.
     Следует также сказать и о том, что Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования инженерного профиля имеют, как правило, четко выраженную проектно-конструкторскую или производственно-технологическую направленность. Большой объем часов отводится на изучение основ проектирования технологии производства и конструкторские расчеты. Причем эти дисциплины входят в состав федерального компонента и обязательны для изучения. Но армии нужны не конструкторы и технологи, а прежде всего специалисты, хорошо подготовленные для решения задач эксплуатации и применения оружия и военной техники.
     И все же я очень надеюсь, что эти проблемы временные и очень скоро будут сняты.
     - Академия всегда славилась научной работой в области авиации...
     - Мы не сдаем завоеванных позиций. Академия была и остается центром авиационной науки и подготовки научных кадров. Лучше всего об этом говорят цифры. В академии работают 100 докторов и 483 кандидата наук, 110 профессоров, 267 доцентов и старших научных сотрудников.
     Ежегодно у нас проходят подготовку около десяти докторов и восьмидесяти кандидатов наук. Большинство из них остаются в нашем учебном заведении. Только численность докторов наук составляет более 75 процентов от общей численности ученых высшей квалификации ВВС.
     Академия всегда славилась не только глубокими фундаментальными научными исследованиями, но и широким внедрением их результатов в создание перспективных авиационных и авиационно-космических комплексов. Каждый год выполняется более 150 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, мы участвуем в модернизации существующих и в создании новых перспективных образцов вооружения и военной техники. Научные разработки академии реализованы в таких авиационных комплексах, как модификации Су-27, МиГ-29, МиГ-АТ, Як-130, Ан-124, Ан-225, Ил-96. Достижения научных подразделений представляются на международных и отечественных выставках, конференциях и всегда пользуются заслуженным вниманием. На салоне МАКС-2003, к примеру, демонстрировались 48 наших разработок. Экспозиция получила высокую оценку главкома ВВС, представителей отечественных и зарубежных авиационных фирм.
     Так что и работать, и учиться у нас очень интересно. И мы всегда рады тем, кто стремится посвятить жизнь военной авиации.
     Фото Михаила СИДЕЛЬНИКОВА.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service