на главную страницу

3 Феврапя 2004 года

Армия и общество

Вторник

В зарослях «черемухи» душистой...

Тарас РУДЫК.



     Еще в далекие 70-е лишь наиболее отличившимся бойцам спецподразделений МВД СССР торжественно вручали краповый берет. И по сей день заслужить право носить его для бойцов спецназа Внутренних войск - сродни боевой награде. Недаром цвет берета символизирует пролитую военнослужащими кровь. И кандидаты на обладание им должны пройти жесткий отбор.
     ...Голова кружится, качается и падает на грудь под тяжестью шлема «сфера». Спецодежда под бронежилетом насквозь промокла от пота. Подкашиваются свинцом налитые ноги...
     Внезапно у одного из бойцов сводит судорогой голень. Он хватается за нее, падает и кричит от боли. Напарник бросается к товарищу и массажирует поврежденную конечность. Спотыкаясь, падая, они уже подбегали к огненно-штурмовой полосе, когда инструктор в очередной раз «швырнул» их командой на снег. Он выпустил из какой-то емкости слезоточивую «Черемуху», полоснул в их сторону холостыми и приказал отжиматься. «Один, два… десять… двадцать», - командовал с яростью в голосе инструктор. «Я люблю спецназ!» - вновь и вновь кричали бойцы, сгибая и разгибая руки…
     Из двенадцати человек, сдававших экзамен на право носить краповый берет, остались только двое - прапорщик Юрий Царегородцев и рядовой Эдуард Мадрашев. Но и они были до крайности измученны, загнанные нахрапистыми инструкторами с их бесконечными придирками и вводными. У тех, кто видел их в эти минуты, не было уверенности, что они дойдут до конца, выдержат все этапы испытания.
     Экзамен проходил на базе отряда специального назначения Сибирского округа Внутренних войск МВД РФ «Ермак».
     Лишь отличной физической подготовки даже на уровне мастера спорта по военно-прикладным видам недостаточно, чтобы заслужить право сдавать квалификационные испытания. «В первую очередь военнослужащий должен получить на итоговой проверке отличные оценки по основным предметам обучения – физической, огневой, специальной и тактической подготовке, - говорит заместитель командира отряда, кавалер двух орденов Мужества подполковник Сергей Аникеев. – Затем совет краповых беретов отряда проводит отбор из этих людей, изучает их служебные характеристики. Ни у кого не должно быть взысканий. Поэтому лишь единицы доходят до победного конца».
     В этот раз из частей спецназа СибО ВВ на базу «Ермака» прибыли 28 военнослужащих, в том числе офицеры и прапорщики. Совет краповых допустил к испытаниям лишь 12 бойцов. Им предстояло пройти шесть трудных этапов. Вначале проверялись практические навыки в работе на средствах связи, знание материальной части стрелкового оружия и умение оказывать первую медицинскую помощь. Затем - кросс по пересеченной труднодоступной местности. «Наш маршрут кросса - самый трудный из тех, которые мне знакомы, - рассказывает подполковник Аникеев. – Согласно требованиям необходимо пробежать 10 километров, а у нас получается больше тринадцати».
     Дистанция проходила по лесным дорогам и тропам, оврагам и канавам, сквозь колючие кусты и поверх поваленных деревьев. По ходу бойцы выполняли тактические и другие задачи – отражали огонь засад, уносили из-под обстрелов «раненых» товарищей. Отставшего от основной группы хотя бы на 50 метров инструктор снимал с дистанции. А это означало - прощай, мечта, о краповом берете! Во всяком случае на ближайшие полгода. Трое военизированного кросса не выдержали...
     По окончании «легкой пробежки» - стрельбище, где кандидаты выполняли специальное упражнение стрельб: военнослужащие становились спиной к целям и по команде руководителя «Штурм!» разворачивались, с ходу открывая огонь. Мишени на удалении 50 метров, но установлены рядом – «террорист» и «заложник». Если боец поражал «заложника», а это проверялось при осмотре целей, инструктор отстранял его от прохождения дальнейших испытаний.
     После огневой подготовки вновь поредели ряды экзаменуемых. Не смогли пройти испытания и два офицера – капитан и лейтенант. Как вы уже знаете, на огненно-штурмовую полосу (ОГШП) вышли только двое – прапорщик Юрий Царегородцев и рядовой Эдуард Мадрашев. ОГШП – это комплекс различных препятствий: разрушенные мосты и лестницы, подземные ходы и лабиринты, высокие стены и турникеты, где все полыхало огнем и окуривалось различными дымами, взрывалось и стреляло. Ценой больших усилий, поддерживая друг друга огнем, парни вышли к кирпичной пятиэтажке, на стенах которой показали свою высотную подготовку. Спускаясь к окнам по тросам, они открывали огонь, метали гранаты.
     И наконец спортивный зал «Ермака». Здесь они сошлись между собой в рукопашном бою – таковы требования. Но этим испытания не закончились. Каждый из бойцов вступал в рукопашные схватки со «свеженькими краповиками». «Амбал»-инструктор с хорошо поставленными ударами, метеливший до боя боксерскую грушу, не жалел и кандидатов. Но для прапорщика Царегородцева и рядового Мадрашева главное было не победить, а выстоять в спаррингах в общей сложности 12 минут. С проступившими под глазами «сливами», с рассеченными бровями и пятнами крови на лице парни дрались из последних сил. Причем прапорщик Царегородцев оказал инструктору очень серьезное сопротивление.
     Первый заместитель командующего войсками СибО ВВ МВД РФ генерал-майор Юрий Завизионов в присутствии всего личного состава отряда спецназа «Ермак» вручил двум бойцам Внутренних войск краповые береты – символ мужества и доблести спецназа. И они по праву заслужили аплодисменты всех присутствующих. А это - сослуживцы, ветераны Внутренних войск, курсанты Новосибирского военного института МВД РФ, учащиеся школ, телеоператоры нескольких сибирских каналов и закаленные в боях «краповики».
     Фото Дмитрия БОЛДЫРЕВА.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service