на главную страницу

10 Феврапя 2004 года

Осторожно: терроризм!

Вторник

Коль нам объявлена война...

Юрий БЕЛОУСОВ, «Красная звезда».



«В Екатеринбурге возле жилого дома в переулке Красный обнаружена заминированная машина ВАЗ-2103. При проверке транспортного средства специалисты изъяли 500 граммов тротила, взрыватель, болты, гайки и сотовый телефон. Найденная в автомобиле записка свидетельствовала о готовившемся теракте». Тремя днями позже: «...У здания Верхнесалдинского отдела управления ФСБ по Свердловской области сработало взрывное устройство, эквивалентное 100 граммам тротила...»

     Это лишь два сообщения из емкого перечня тревожной информации о чрезвычайных происшествиях с применением взрывчатых веществ, зафиксированных в последнее время в Свердловской области.
     К счастью, именно эти акты отношения к войскам Приволжско-Уральского военного округа не имеют. Но есть и иного рода сообщения, свидетельствующие о том, что сегодня уже никто не может считать себя защищенным от проявлений терроризма. Даже хорошо вооруженные воинские коллективы. За примерами далеко ходить не надо. В беседе со мной старший офицер оперативного управления штаба ПУрВО подполковник Дмитрий Бакин сообщил, что в течение 2003 года в границах ответственности округа дважды вводился режим усиления. То есть на основании оперативных данных о возможном совершении терактов на военных объектах ПУрВО осуществлялся режим превентивных мер безопасности.
     «По сути нам объявлена война без видимого противника. Но это война. Поэтому в армии должны произойти радикальные изменения. Вместе со страной Вооруженные Силы начинают жить в принципиально новых условиях». Эти слова министр обороны РФ Сергей Иванов произнес в 2002 году. Правда, прозвучавшее «жить в новых условиях» не означало, что программа «Антитеррор» поставлена во главу угла деятельности войск. Для Вооруженных Сил борьба с проявлениями терроризма – не основная задача. К тому же следует понимать, что из-за скрытности планирования и проведения терактов борьба с их организаторами и исполнителями силами общевойсковых подразделений малоэффективна. Сбор оперативной информации и проведение спецопераций – удел соответствующих подразделений иных силовых ведомств. Для войск же главное – предотвратить, не допустить, пресечь попытки дестабилизации обстановки в границах своей ответственности.
     Именно в этом контексте который год командующий войсками ПУрВО генерал-полковник Александр Баранов на совещаниях, сборах, военных советах неизменно акцентирует внимание командного звена частей и соединений на обеспечении безопасности военных объектов, организации их охраны. Более того, им была подписана директива, объединившая «самостийные» действия всех командиров воинских частей, дислоцирующихся в границах ответственности военного округа, независимо от подчиненности. Тем самым в масштабах ПУрВО сформировалась единая система противодействия терроризму, был установлен перечень рабочих сигналов, определены выделяемые силы и средства, назначены ответственные лица: от заместителя командующего войсками, как старшего оперативной группы округа, до командира отдельного подразделения – ответственного за объект.
     На основании разработанных документов были начаты практические действия. Особое внимание уделялось вопросам усиления охраны объектов. В обращение было введено такое понятие, как скрытый наблюдательный пост. «Точки» оборудовались на наиболее опасных подступах к военным объектам. Их предназначение – в случае поступления оперативной информации о реальной угрозе нападения боевиков незаметно для окружающих принять готовых к действию бойцов групп антитеррора.
     На тот период это был существенный шаг вперед. Еще бы. Ведь складывавшаяся в округе система реакции на возможные угрозы существенно дополняла, а по ряду параметров даже усиливала устоявшийся повседневный режим охраны военных объектов.
     К сожалению, в верности избранного курса самообороны пришлось убедиться чуть ли не сразу – летом 2003 года на примере разыгравшейся в Моздоке трагедии. Тогда взрыв прорвавшегося на территорию гарнизонного госпиталя нашпигованного взрывчаткой грузовика унес жизни 50 человек. Еще 80 получили ранения. Выводы, извлеченные из моздокского теракта, вынудили командование округа признать тот факт, что воплощенных в жизнь упреждающих мер безопасности уже недостаточно. Именно тогда только в Екатеринбурге перед центральным входом в штаб ПУрВО, приемным покоем 354-го окружного клинического госпиталя, въездом в военный городок соединения постоянной готовности и КПП отдельных воинских частей в одночасье появились бетонные блоки. Монолитными препятствиями, «ежами», шлагбаумами и лентами с шипами отгородились все объекты округа. «Не эстетично, зато практично», – глядя на искусственные «полосы препятствий» невесело шутили офицеры.
     С тех самых пор уже ни у кого не возникало сомнений в целесообразности ежедневных проверок патрульными группами подсобных строений на территории частей, а работниками КЭС и домоуправлений – чердаков, подвалов, электроподстанций, других нежилых помещений. Подполковник Бакин отмечает, что в этом отношении лучше других план самобезопасности реализован в Тольяттинском филиале Военного инженерно-технического университета, Самарском военно-медицинском институте, в Кировском областном и Казанском республиканском военных комиссариатах, в соединении постоянной готовности под командованием генерал-майора Сергея Суровикина.
     Кстати, минувшей осенью именно соединение генерал-майора Суровикина было на практике «проэкзаменовано терактом». В один из дней на пульт дежурного по части поступил сигнал о том, что в штабе заложено взрывное устройство.
     В считанные минуты личный состав эвакуировали из зданий, вокруг строения выставили оцепление. По тревоге на место происшествия прибыли инженерно-саперный взвод и спецподразделение МВД. Осмотр помещений штаба результатов не принес: взрывного устройства не обнаружено.
     Случившееся можно было бы отнести к разряду успешно проведенных тренировок, если бы не одно «но»: в тот день подобный «тренаж» в планах вышестоящего штаба не значился.
     Развязка истории, как и ее начало, была внезапной. По крайней мере для «телефонного террориста». Им оказался солдат срочной службы. По словам злоумышленника, он не ожидал от представителей органов ФСБ и командования соединения столь быстрой и согласованной реакции на «обычный звонок».
     Кстати, о согласованности. Год назад на базе Екатеринбургского гарнизона был проведен оперативно-мобилизационный сбор командного состава ПУрВО. Для участия в нем были приглашены представители командования Уральского и Приволжского округов Внутренних войск, объединения ВВС и ПВО, регионального центра по делам ГО и ЧС, Юго-Восточного регионального пограничного управления ФСБ России, железнодорожного корпуса, аппаратов полномочных представителей Президента РФ в Уральском и Приволжском федеральных округах, руководители мобилизационных органов субъектов РФ. Одним из главных на сборе был вопрос организации антитеррористической деятельности в соединениях, частях, организациях Вооруженных Сил и порядок взаимодействия армейских подразделений с другими силовыми структурами.
     На тот момент совместные мероприятия региональных «силовиков» были уже не в новинку. К наиболее показательным можно отнести крупномасштабный сбор, прошедший на окружном полигоне под Чебаркулем. Тогда на практике мотострелковые и танковые подразделения округа во взаимодействии с воинскими формированиями и органами различных министерств и ведомств отрабатывали тему по блокированию населенного пункта, проведению «зачистки» и уничтожению оказавшего сопротивление «противника». Комментируя итоги практического занятия, командующий войсками ПУрВО отметил, что все поставленные цели были достигнуты, созданная линия взаимодействия с подразделениями силовых структур себя оправдала. Но, по словам командующего, этап полевой «игры» выявил «ряд промахов и упущений». Правда, была сделана оговорка, что эти упущения легко устранимы.
     Возможно, так оно и есть. Но только при обоюдном желании всех участников взаимодействия. В ПУрВО «работа над ошибками» была проведена в срок и с достаточным качеством. А как же остальные?
     Спустя год (!) после чебаркульского сбора в интервью «Красной звезде» на этот вопрос ответил начальник штаба – первый заместитель командующего войсками ПУрВО генерал-полковник Николай Ткачев. Комментируя итоги екатеринбургского оперативно-мобилизационного сбора с участием представителей иных силовых структур, он отметил, что процесс организации взаимодействия с федеральными органами власти, силовыми органами регионов и органами местного самоуправления, к сожалению, дальнейшего развития не имеет.
     Как результат – накопился достаточно объемный перечень вопросов служебного профиля, которые на тот момент требовали безотлагательного решения. Но минул еще один год. И, по словам подполковника Дмитрия Бакина, пресловутый воз, как говорится, остается и ныне там: существенных сдвигов в вопросах взаимодействия региональных «силовиков» не отмечается. Были планы по организации совместного патрулирования, но реальная отработка происходила лишь дважды – в период введения режима усиления.
     Не дальше эксперимента пошло решение вопроса организации совместного пропускного режима на КПП военных городков. А жаль. Это был достаточно удачный проект. Дело в том, что сегодня добрая половина населения военных городков не имеет к военной структуре никакого отношения. А значит, им безразличны в том числе и такие вопросы, как досмотр на наличие взрывчатых веществ и оружия въезжающих в военный городок автотранспортных средств. Гневный вопрос: «А кто ты такой, чтобы досматривать мою машину?» – за сутки адресуется дежурному по КПП не десятки – сотни раз. Примечательно, что подобное восклицание еще ни разу не прозвучало в период совместного несения службы на КПП: возмущаться подобным образом в присутствии сотрудника милиции гражданские автолюбители не осмеливаются.
     Вот и получается, что из изначально разработанных совместных проектов по противодействию терроризму на постоянной основе в ПурВО действуют лишь несколько, в том числе по проверке лиц гражданского персонала, участвующего в жизнедеятельности военных городков – электриков, строителей и т.п.; по предоставлению информации о выявленных недостатках в пропускном режиме, системе охраны и противодиверсионной защите военных объектов.
     Прервать с годами выработавшееся топтание на месте, по мнению подполковника Бакина, сможет лишь многостороннее соглашение «силовиков» о совместном противодействии терроризму. День ото дня растущий перечень тревожных сообщений, как правило, с трагическим исходом, говорит о том, что совместных учебно-демонстрационных мероприятий по «освобождению заложников», «обезвреживанию террористической группы» и тому подобных постановок для телерепортеров – уже выше крыши. Нужна реальная и продуктивная работа. Пока же большую ее часть приходится делать на сугубо ведомственном уровне. К чести ПУрВО, по ряду направлений военному округу это по силам. Но надо объединять усилия...


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service