на главную страницу

13 Февраля 2004 года

Пульс планеты

Пятница

А мир так и не пришел

Роман СТРЕШНЕВ.



С выводом советских войск мир в Афганистане так и не наступил. После падения в 1992 году режима Наджибуллы и последующей четырехлетней вооруженной междоусобицы моджахедов к власти пришли талибы. Вплоть до трагических событий в США «студентам ислама» противостояли лишь силы Северного альянса, возглавляемого тогда президентом Исламского государства Афганистан Бурхануддином Раббани и видным полевым командиром Ахмадом Шахом Масудом. В октябре 2001 года образовавшийся на основе Северного альянса Объединенный антиталибский фронт при непосредственной поддержке сил антитеррористической коалиции фактически без боя взял Кабул.

     Тем не менее и сейчас, когда уже более двух лет как у власти в Афганистане находится переходное правительство во главе с Хамидом Карзаем, на этой многострадальной земле продолжает литься кровь.
     
Избавились от лишнего груза

     «Талибану» и «Аль-Каиде» по сути удалось сохранить часть инфраструктуры, четкую организацию, управленческие рычаги, а также, что самое главное, подготовленных бойцов и множество сторонников. Стремясь взять реванш за поражение, талибы и террористы умело используют тактику партизанской войны, пытаясь расчленить и измотать противника. Боевиками также широко применяются различные приемы дезинформации и пропаганды.
     О серьезности положения говорят факты. Так, недавно на дороге из Кабула в Гардез в засаду попала колонна антитеррористической коалиции. Погибли двое американских военнослужащих, автомобили которых были уничтожены. В тот же день в провинции Пактика из минометов и стрелкового оружия был обстрелян пограничный пост. В результате пятеро афганских пограничников убиты, трое получили ранения. Еще через день боевики напали на военный пост в провинции Нимроз, убив при этом пятерых афганских полицейских. В середине января в результате ракетного обстрела авиабазы в Хосте в восточной афганской провинции Пактия погибли по меньшей мере 10 американских солдат. Чуть позже при нападении на военную колонну, направлявшуюся из Хоста в Гардез, были убиты 15 и ранены 30 итальянских военнослужащих. А на юге страны в провинции Кандагар произошло нападение на правительственные войска. Пятеро афганских солдат погибли и еще тринадцать получили ранения. 26 января один канадский миротворец был убит и трое ранены в результате взрыва, совершенного в Кабуле террористом-смертником. Получили ранения также 9 афганцев. А буквально через день жертвами двух взрывов стали британские военнослужащие, один из которых погиб и несколько получили ранения. И опять адскую машину привел в действие камикадзе. Причем взрывы прогремели, когда рядом проходила церемония прощания с канадским солдатом, погибшим накануне.
     В этих условиях афганские власти предпринимают усилия по демилитаризации страны. Примером разоружения должен стать Кабул, где в январе начался процесс сдачи тяжелого вооружения влиятельными командирами бывшего Северного альянса. Они уже расстались с 94 единицами бронетехники и тяжелой артиллерии, которые были выведены на военную базу за пределы Кабула.
     Предполагается, что в течение текущего месяца будет сдано еще 300 единиц вооружения, а это позволит полностью очистить город от тяжелой артиллерии. Однако, как отмечают в афганском оборонном ведомстве, полевые командиры просто избавились от лишнего груза, так как большая часть вооружений и военной техники безнадежно устарела. Кроме того, полевые командиры понимают, что массивную тяжелую технику легче обнаружить и уничтожить с воздуха, где господствуют американские ВВС. В случае чего куда эффективнее использовать более мобильные и скрытные образцы вооружений, например минометы, гранатометы, ПТУР и ПЗРК.
     В некоторых районах страны действует еще одна программа по разоружению, но уже под эгидой ООН. Однако в данном случае сдаче подвергается только стрелковое оружие. Об эффективности этой программы говорить также пока рано. Афганский черный рынок просто наводнен таким оружием, поэтому сдавший свой автомат за 130 долларов боевик в любой момент купит подобный образец за 80 - 100. Помимо прочего, в последнее время возникли и финансовые трудности с выкупом оружия у местного населения. Деньги на это дают четыре страны: Япония, Канада, Великобритания и Соединенные Штаты. Однако, например, обещанная Вашингтоном сумма так до сих пор не поступила.
     Следует отметить, что изъятые боевая техника и вооружение складируются, так как для их переплавки или вывоза нет ни возможности, ни денег. В случае обострения ситуации это делает их легкой добычей. Некоторые образцы предназначены для создаваемых афганских вооруженных сил. Правда, здесь есть одна серьезная проблема.
     Армии пока нет
     Два года назад началось формирование национальной афганской армии. В провинции были направлены разнарядки по мобилизации мужского населения, а руководство Афганистана заявляло о том, что через два года вооруженные силы будут насчитывать уже 65 - 70 тыс. человек. Со временем планировалось довести численность армии до 200 тысяч человек. Однако все сложилось несколько иначе.
     По словам официального представителя министерства обороны Афганистана генерала Мохаммада Захира Азими, в последние месяцы казармы самовольно покинули более трех тысяч военнослужащих, что составляет почти треть национальных вооруженных сил. Для сравнения: общая численность отрядов полевых командиров составляет порядка 150 тысяч бойцов. Многие из дезертиров покинули расположение частей после того, как прошли подготовку у американских, французских и британских инструкторов. По некоторым данным, афганских бойцов не устроили суровые тренировки зарубежных учителей. Кстати, на это были затрачены немалые средства, которые, по мнению афганского военного ведомства, в случае неявки дезертиров должны быть возвращены.
     Однако главными причинами, которые приводят к массовым побегам, стали низкая зарплата (50 - 70 долларов в месяц) и неудовлетворительное социальное обеспечение. Также следует учесть принадлежность солдат к различным группировкам, что зачастую служит причиной возникновения конфликтов, и природную неприученность афганских бойцов к армейской дисциплине.
     По мнению наблюдателей, если подобная тенденция сохранится и далее, то в ближайшее время положение с афганской армией еще более ухудшится. Ведь полевые командиры и наркобароны готовы регулярно платить звонкой монетой, чего пока не может себе позволить афганское правительство.
     
Смертельный урожай

     Еще одна угроза, нависшая не только над Афганистаном, но и над многими другими странами, - это наркотрафик. Он берет свое начало именно на афганских полях. По данным ООН, в 2003 году в Афганистане собрано порядка 3.600 тонн опия (три четверти мирового объема), что в переработанном виде составляет более 300 тонн героина. Однако, как предполагают эксперты, объемы смертельного урожая еще больше. Только за прошлый год площади, засеваемые опиумным маком, увеличились в 4 - 6 раз и составили 80 тысяч гектаров. В целом же ежегодный афганский наркооборот составляет около 30 млрд. долларов, и участвуют в нем более 1,5 млн. человек. Доход самих афганских крестьян от выращивания опия составил 2,3 млрд. долларов, что эквивалентно половине официального ВВП Афганистана. Выращивание мака становится все более популярным и в других районах страны.
     Активно занимаются наркобизнесом и талибы. После перекрытия основных финансовых потоков он стал для них одним из главных экономических источников ведения партизанской войны. Кроме того, сами наркотики, основным потребителем которых являются «неверные», превратились в своего рода новое оружие в руках террористов и экстремистов. Подсев на иглу, человек не только вгоняет себя в могилу, но еще и готов пойти на все ради мифического наслаждения и забытья, в том числе и на теракт.
     Вместе с тем на борьбу с наркобизнесом в Афганистане брошены в сотни, если не в тысячи, раз меньшие финансовые и военные средства, нежели на проведение масштабных военных операций против «невидимок». И боевики не упускают возможности использовать свой шанс.
     Как заявил на днях в Кабуле Хамид Карзай в ходе международной конференции, посвященной борьбе с наркотиками, «торговля героином помогает терроризму. Терроризм и наркотики совместно разрушают Афганистан, весь регион и мир».
     
Выборы под угрозой

     Как сходятся во мнении большинство экспертов и высокопоставленных политиков, ответ на вопрос, дадут ли афганцам сделать выбор, вряд ли будет утвердительным. Все чаще на самых разных уровнях звучат заявления о том, что страна не готова ко всеобщим выборам, которые должны состояться в июне нынешнего года. В начале января официальный представитель генерального секретаря ООН в Афганистане Мануэль де Альмейда Сильва заявил, что первые афганские демократические выборы, намеченные на июнь сего года, находятся под угрозой срыва. Так, к настоящему времени зарегистрированы лишь около 500 тысяч человек из 10 миллионов граждан, имеющих право голоса. Это связано как с удаленностью некоторых районов, так и с царящим за пределами Кабула своевластием местных полевых командиров, не желающих отдавать часть своих полномочий центру, особенно если учесть, что до окончательной стабилизации и укрепления кабульских властей еще очень и очень далеко.
     Недавняя Лойя Джирга (всеафганское собрание религиозных, этнических лидеров и старейшин племен) хоть и приняла конституцию страны, но и обнажила множество противоречий, в том числе продемонстрировала: недоверие в межэтнических отношениях остается крайне высоким. Следует обратить внимание на то, что в провинциях реально не существует третьей силы, способной в случае возникновения серьезного конфликта развести противоборствующие стороны. Многим памятны периодически возникающие бои на севере Афганистана между таджиками и узбеками. Прекратить столкновения удалось только благодаря вмешательству Кабула и представителей США. Однако, как отмечают наблюдатели, конфликт может разгореться с новой силой в любую минуту. Отметим и то, что Афганистан - весьма разобщенная страна как по этническому, так и по религиозному признакам. Это испокон веков является причиной частых споров, а зачастую жестоких разборок с применением оружия. Особенно это характерно, когда ощущается слабость центральной власти.
     В этой связи эксперты считают, что, даже если выборы будут перенесены на более поздний срок, вряд ли они пройдут успешно и будут способствовать стабильности на местах. Это понимает и сам афганский лидер, недавно выступивший с новым призывом к международному сообществу о помощи не только в организации выборов, но и в обеспечении безопасности. Афганское руководство также не устает повторять мировому сообществу об острой нужде в финансовых средствах и гуманитарной помощи. Так, запрашиваемая Кабулом общая сумма на реализацию проектов программы восстановления составила 7,75 млрд. долларов, а если поточнее: в 2002 году - 1,78 млрд. долларов, в 2003-м - 2,17 млрд. долларов, в 2004-м - 3,66 млрд. долларов. Однако в течение 2002 года Афганистан получил иностранной помощи на 537 млн. долларов, а в последующем и того меньше - 371 млн. долларов. Главным иностранным инвестором считаются США, которые с началом войны в Ираке значительно сократили помощь Афганистану. Тем не менее следует понимать, что одними деньгами все афганские проблемы не решишь.
     Для возрождения Афганистана, несомненно, необходимы консолидация и координация усилий всего мирового сообщества. Причем эти действия должны быть направлены не на борьбу за политическое влияние в этой стране, а на восстановление государственных, экономических и социальных основ Афганистана и сплочение под этой эгидой всех национально-этнических слоев гражданского общества. При этом, конечно, не обойтись и без политической воли кабульских властей, которым необходимо укрепить свой авторитет.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service