Ольга Арефьева - явление в некотором смысле для России уникальное. Играя концерты и записываясь с начала 1990-х, за все минувшие годы Ольга так и не обзавелась сколько-нибудь серьезной медиаподдержкой или долгосрочным контрактом с звукозаписывающей компанией. При этом концерты, где бы они ни случались, проходят с аншлагами, пластинки неплохо продаются, а в фан-клубе имеется немало поклонников.
- Это Тарковский говорил, что не должно быть все понятно, должна быть тайна, это как влюбленность, - считает Ольга. - Отношения с музыкой тоже примерно такие, мне очень трудно превращать это в работу, в такие узаконенные отношения. Когда ты пишешь альбом – это достаточно тяжелый, мучительный процесс, ты должен очень глубоко занырнуть в механизмы образования своих эмоций – и, как правило, в этот момент эмоции умирают. Я до сих пор не понимаю, как можно вот так вот взять - и перед микрофоном разыграть свою жизнь.
Начало творческого пути исполнительницы принято относить к 1990 году, когда Арефьева собрала первый свой «Ковчег» и записала в домашних условиях первый свой магнитоальбом. Дальнейшая судьба группы напрямую зависела от музыкальных увлечений Ольги, овладевавших ею в тот или иной момент. В 1991 году на свет появляется «Блюз-Ковчег» (единственный документ той эпохи – малодоступная ныне кассета «Концерт в Химках»), а через год – «Акустик-Ковчег», компанию в котором Арефьевой составили виолончелист Петр Акимов и флейтист Александр Воронин.
Первая «цивилизованная» запись какого-либо из «Ковчегов» относится к 1994 году – записанные тогда «Колокольчики» будут впервые изданы на CD в конце 90-х. Любопытно, что над звуком альбома работал ударник легенд российского трэша – группы «Круиз» - Всеволод Королюк, ушедший в «Ковчег». После встречи с басистом Михаилом Трофименко Ольга Арефьева организовывает «Регги-Ковчег», приступивший к работе над диском «Батакакумба» (1995). Та пластинка стала одной из первых в отечественной практике записей в стиле «регги». Более того, «Батакакумба» была издана крупным столичным лейблом Extraphone (первый и последний в истории группы прецедент), а ряд песен с него, включая «Дорогу в рай», попали в теле- и радиоэфир. На этом сотрудничество талантливой исполнительницы с шоу-бизнесом закончилось, и она вернулась в «подполье».
Имея исключительно обширный песенный багаж, но не испытывая ни малейшего желания связываться со звукозаписывающими компаниями, Арефьева нашла в этой ситуации единственно возможный компромисс – регулярно начала издавать концертники, благо выступления Ольги и «Ковчега» проходят не реже раза в месяц. Так свет увидели альбомы «Девочка-Скерцо» (1997) и «Сторона От» (1998), не потребовавшие особых финансовых затрат и наконец-то утолившие голод поклонников.
Следующего студийного диска «Божия коровка» тем же поклонникам пришлось ждать до 1999 года, зато буквально сразу за ним последовал второй альбом «Регги-Ковчега» «Регги левой ноги» (2000). Позже состоялась премьера очередной инкарнации «Ковчега» - в рамках целого моноспектакля под названием «Рояль-Ковчег» Ольга исполнила под аккомпанемент рояля свои любимые песни (авторства Булата Окуджавы, Давида Тухманова, Бориса Гребенщикова, Александра Градского, Янки Дягилевой). Очередной концертный альбом «Анатомия» увидел свет летом 2001 года. На протяжении нескольких лет Арефьева выступает сольно, дуэтом с Петром Акимовым, а также в качестве участницы «Акустик-Ковчега», «Регги-Ковчега», «Рояль-Ковчега» и «Шансон-Ковчега».