на главную страницу

25 Февраля 2004 года

Ядерная программа КНДР

Среда

Прорыва ожидать не приходится

Владимир КУЗАРЬ.



     С большими потугами и скрипом процесс, связанный с поиском путей урегулирования ядерной программы Северной Кореи, все же подошел к своему второму этапу – сегодня в Пекине должны начаться шестисторонние переговоры по этому вопросу. Как известно, первые такие переговоры, в которых принимают участие КНДР, США, Южная Корея, Китай, Россия и Япония, состоялись в китайской столице 27-29 августа прошлого года и закончились лишь констатацией факта наличия проблемы и необходимости продолжения по ней переговорного процесса. За прошедшее с тех пор время много говорилось о серьезной опасности кризиса, возникшего в связи с северокорейской ядерной программой, а стороны, прежде всего главные оппоненты – Пхеньян и Вашингтон, прощупывая почву, посылали друг другу «позитивные сигналы» и обменивались угрозами. Не раз намечались и отменялись сроки проведения переговоров.
     И вот наконец удалось, похоже, вновь собрать их участников за одним столом. С чем же они сядут за него, произошли ли какие-либо изменения в их подходе к стоящей проблеме? Отвечая на этот вопрос, следует, к сожалению, подчеркнуть, что стороны остались по большому счету на прежних позициях, хотя кое-какие подвижки все же имеются.
     Так, Пхеньян впервые с 2002 года допустил на свой ядерный центр в Йонбене американскую неправительственную делегацию. Также впервые после своего выхода из системы нераспространения ядерного оружия КНДР провела переговоры с Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ) о возможности возобновления инспекций северокорейских атомных объектов. Северокорейские власти объявили в декабре о готовности заморозить все свои ядерные объекты в обмен на гарантии безопасности, исключение страны из числа государств - пособников международного терроризма, предоставление экономической помощи. А в последнее время официальные представители КНДР меньше, как отмечается, акцентируют внимание на гарантиях безопасности и чаще говорят о финансовой компенсации. Хотя на днях было заявлено, что Пхеньян сохранит «необходимый минимум сил ядерного сдерживания» до тех пор, пока между КНДР и США не будут установлены дипломатические отношения. Под этими силами, очевидно, следует понимать ядерные материалы, которые были накоплены до 1992 года, когда разразился первый ядерный кризис, а также оружейный плутоний, полученный в результате возобновления в 2003 году переработки облученных топливных стержней в разблокированном ядерном центре в Йонбене.
     Однако это условие явно не устроит Вашингтон, требующий полного сворачивания ядерной военной программы КНДР. Как сообщается, американцы намерены представить на переговорах новый план ее ликвидации, состоящий из трех этапов. На первой стадии Пхеньян должен принять «политические обязательства по ликвидации атомной программы в поддающейся проверке форме». Если это будет сделано, то на второй стадии планируется предпринять конкретные шаги по уничтожению всех компонентов северокорейского ядерного потенциала, а также предоставить Пхеньяну гарантии безопасности. И только затем на третьей стадии повести переговоры о «других проблемах», включая выполнение просьб КНДР о предоставлении ей содействия в развитии энергетики и другой экономической помощи.
     Особой новизной этот план не отличается, хотя нельзя не отметить готовность США предоставить Северной Корее гарантии безопасности, причем даже в письменной форме, на чем настаивает Пхеньян. Правда, при этом Вашингтон заявил, что намерен продолжить жесткую линию в отношении Пхеньяна, чтобы добиться серьезных изменений его политического курса. А это неприемлемо для северокорейских лидеров. Ведь одной из причин, по которым они привлекли всеобщее внимание к ядерной программе, как раз и является, по мнению наблюдателей, их стремление сохранить незыблемым свое положение в стране.
     Япония и Южная Корея выступают на переговорах с единой с США позицией. Тем не менее некоторые различия, похоже, все же есть. Так, на днях представители Сеула заявили, что «если КНДР заморозит программу создания ядерного оружия и это станет первым ее шагом в отказе от ядерной программы в целом, то мы сможем пойти на ответные уступки КНДР». Нетрудно заметить, что этот подход несколько мягче американского, однако пока не ясно, будет ли он учтен в совместной позиции.
     Что касается Японии, то ее отношения с КНДР накануне переговоров, по словам представителей Пхеньяна, «дошли до стадии, после которой начинаются военные действия». Это заявление было сделано в связи с принятием японским парламентом закона, который позволяет Токио в одностороннем порядке вводить экономические санкции против стран, «представляющих угрозу миру и безопасности Японии». Принятие закона было продиктовано и ситуацией, складывающейся вокруг ядерной программы КНДР. Предполагаемые им меры, если их применить в отношении Северной Кореи, должны сделать Пхеньян, убеждены в Токио, более сговорчивым на шестисторонних переговорах.
     Принципиальные подходы по ядерной проблеме на Корейском полуострове двух оставшихся участников переговоров – России и Китая – полностью совпадают. Они считают, что КНДР должна четко заявить о своей готовности отказаться от реализации ядерной программы и согласиться на практические действия, проверяемые и реализуемые в согласовании с другими участниками. В ответ партнеры по переговорам должны предоставить Пхеньяну гарантии безопасности и обсудить, каким образом оказать ему помощь в решении экономических проблем.
     Что же в этой связи следует ожидать от нового раунда переговоров в Пекине? Прямо скажем, питать особые надежды на прорыв не приходится. Конечно, многое будет зависеть от позиций Вашингтона и Пхеньяна, но они пока не совместимы. Как отмечают в российском внешнеполитическом ведомстве, в качестве прогресса нового раунда в Пекине можно было бы считать принятие на нем некоего документа, в котором будут зафиксированы позиции сторон и отражены общие принципы, на которых будут вестись переговоры в дальнейшем. Важно также выяснить детали ядерной программы КНДР. Не исключают наши дипломаты и возможности создания постоянного совещательного механизма из одной или нескольких групп, которые вели бы работу в промежутках между основными раундами шестисторонних переговоров. В этом случае встреча в Пекине стала бы значительным шагом в процессе разрешения кризиса на Корейском полуострове. Процесса, который требует огромного терпения и решимости, доброжелательности и взаимного уважения.


Назад
Rambler TOP 100Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства

Rambler's Top100 Service