на главную страницу

27 Февраля 2004 года

Пульс планеты

Пятница

В ГРАЖДАНИНЕ - СИЛА ГОСУДАРСТВА

Сергей СУМБАЕВ.



Благополучие страны во многом зависит от того, как ее граждане к ней относятся. Если они почитают ее как Отечество и готовы в любой момент встать на ее защиту, такая страна счастлива. Если же граждане только и мечтают о том, чтобы покинуть страну в поисках счастья, то такое государство обречено, даже если его никто не покорит извне.
Поэтому во всем мире полагают патриотизм и гражданственность величайшими ценностями и всячески способствуют их развитию. Во многих странах созданы весьма эффективные системы по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему государству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите национальных интересов. О некоторых направлениях военно-патриотического воспитания молодежи в США, Великобритании и Германии идет речь в публикуемых ниже материалах.

     
«Национальные батарейки надо подзаряжать»

     Офицер или солдат в парадной форме на фоне развернутого звездно-полосатого флага докладывает об успешном выполнении боевого задания. Присутствующие при этом пожилые люди умиленно вытирают сбежавшую слезу, а молодежь сжимает кулаки, готовая тут же броситься в бой во имя своей страны…Те, кто любит смотреть американские фильмы, не раз видели подобные кадры, свидетельствующие о непременной победе добра над злом. И это не какой-то там замысловатый ход режиссера, а факт из жизни американского общества. Общества, в котором уважают флаг, герб, гимн, президента как символы нации, армию как защитницу государства.
     Достигается это благодаря эффективно действующей в США системе военно-патриотического воспитания граждан. В принципе она мало чем отличается от советской. Естественно, другой ряд понятий, другие символы, но смысл тот же: мы – новая общность, несущая демократию и свет революционных преобразований всему миру. Главное отличие от СССР в том, что в Штатах несколько большая роль отводится личности и ее свободам, которая в свою очередь регулируется не только некими моральными ограничениями, но и экономическими стимулами.
     Воспитание в своих гражданах патриотизма налажено в Штатах с детских лет. В школах дети еще в младших классах заучивают, что такое Декларация независимости, разыгрывают костюмированные сценки о том, как она создавалась. Выучиваются цитаты отцов-основателей и выдающихся американских президентов. Учебники по истории США полны примеров о героических деяниях американцев. Допущенные при этом ошибки иногда признаются, но указывается, что они явились следствием неких обстоятельств. До сих пор для американских детей герои – это покорители Запада Даниэль Бун и Джонни Яблочное Зернышко. Это - также переселенцы, старатели из Калифорнии и с Аляски. Никто не свергает их с постаментов во имя новых веяний. Наоборот, на их примерах школьникам разных возрастов показывают величие духа, характерного только для действительно свободной страны, незыблемость ее истории.
     А непосредственную с ней связь поддерживают ветераны вооруженных сил, различных войн. В США много различных ветеранских организаций. Они действуют на общественных началах, но государство в последнее время активно их поддерживает, оказывая финансовую и материальную помощь. Потому что видит в деятельности этих организаций важное средство воспитания у населения, особенно у молодежи, гражданских и патриотических чувств. И довольно часто на страницах американских газет можно встретить заметки о том, как, например, ветераны Второй мировой посетили ту или иную школу и насколько дети были рады встрече с ними.
     Если продолжать разговор о вкладе общественных организаций в военно-патриотическое воспитание молодежи, то в этом плане особо стоит выделить скаутское движение, охватывающее 4,1 млн. бойскаутов и 2,6 млн. герлскаутов. Все скаутские организации объединены в Союз скаутов США, возглавляемый национальным комитетом, в который входят представители деловых кругов, духовенства и высшего военного руководства страны. В программе этого движения основной упор делается на ознакомление детей с военной литературой и прессой, посещение музеев и мемориальных комплексов, туризм, военизированные игры, занятия по военной технике (изучение образцов стрелкового оружия, артиллерийского и бронетанкового вооружения), на физические упражнения (облегченные комплексы, предназначенные для солдат и офицеров), способы выживания в экстремальных условиях, марш-броски и т.д. Вооруженные силы США предоставляют свои объекты, базы, учебные центры, полигоны для организации работы со скаутами, проводят совместные учебные занятия подразделений организованного резерва и скаутских формирований, берут на себя их материально-техническое обеспечение. В воинских частях и соединениях практикуется проведение «Дней скаутов», когда детям разрешен свободный доступ к боевой технике и общение с военнослужащими.
     Однако заботу о военно-патриотическом воспитании молодежи проявляют не только общественные организации. Огромная роль в этой работе и самой системе патриотического воспитания подрастающего поколения принадлежит государству. Так, все большее число американских школ открывает юношеские курсы по подготовке офицеров запаса (Junior Reserve Officers Training Course – JROTC). Это своего рода младший брат курсов при университетах с одним отличием. Для школьников слово «офицер» - просто часть названия. Все равно в случае вербовки в армию они будут солдатами. Правда, им будут предоставлены льготы: в зависимости от срока обучения на курсах они смогут претендовать сразу же на получение званий категорий Е-2, Е-3, то есть рядового или рядового первого класса.
     Курсы JROTC - это по сути специальные кадетские классы при школах, создаваемые с разрешения министерства образования командованиями вида вооруженных сил США. Число их значительно возросло в период правления президента Буша-старшего, который в 1992 году заявил, что такие классы повысят самоуважение и наставят детей на верный путь. Военные со свойственным им мрачным юмором придали всему делу статус операции, окрестив ее «Юный гражданин».
     Существует специальный федеральный закон, регулирующий правила создания военных классов. Так, в школе должно быть определенное количество физически здоровых учеников. Школа (частная или общественная) должна иметь соответствующие помещения для организации классов. Соответствующее военное министерство, имеющее в своей структуре специальное управление, как, например, министерство армии (сухопутных сил) – «Army Cadet Command», обязано предоставлять преподавателей из числа офицеров и сержантов. На военных лежит обязанность в деле обеспечения учебными материалами, формой (ношение ее обязательно во время занятий) и оружием.
     Основными направлениями программы считаются развитие понятия «гражданин», качеств лидера, навыков общения, отказ от наркотиков, привитие уважения к военной службе, физическое развитие. Особое внимание уделяется и непосредственно военной подготовке. Выезды в учебные лагеря, занятия по стрелковой подготовке, топографии и ориентированию на местности. Подрывное дело, вождение техники и прочее служат росту интереса к классам. Ученики имеют такие же звания, как и в настоящих вооруженных силах, только с приставкой «кадет». Знаки различия и форма также отличны от настоящих.
     Опыт оказался весьма удачным, официальные исследования показали, что кадеты гораздо чаще прочих своих сверстников посещают занятия, реже бросают школу и отличаются большей успеваемостью, меньшим уровнем преступности и прочим. А главное – многие из них в последующем вступают в армию. Отметим, что класс JROTC, как и большая часть предметов в высшей школе, является свободным для посещения.
     Сегодня программа JROTC действует во всех 50 штатах, охватывая свыше 1.500 высших школ. К 2005 году планируется довести количество школ до 1.645. Надо сказать, что школы с удовольствием идут на открытие классов, так как они не только способствуют поддержанию порядка и успеваемости среди учеников, но и приносят определенные материальные преимущества - школы, согласившиеся на введение у себя таких курсов, в течение пяти лет получают специальные финансовые и материальные средства.
     В последнее время в Америке отмечается некоторое снижение готовности встать в ряды вооруженных сил для защиты национальных интересов, а все большее количество мест на военной службе занимают граждане других стран. Причины тому разные. Однако, видя опасность такой тенденции и руководствуясь известным выражением Артура Шлезингера-мл. о том, что «национальные батарейки требуют постоянной подзарядки», правительство и министерство обороны США разрабатывают новый комплекс мер по повышению военно-патриотического воспитания граждан, в первую очередь молодежи.
     
Хранители традиций

     «Он принадлежал к тому сорту людей, которых у нас называют «кокни», но которые дают нам столько прекрасных солдат-волонтеров, а также отличных спортсменов, как ни одно сословие английского королевства». Эта цитата из одного из рассказов Артура Конан Дойля о Шерлоке Холмсе. Британия – страна традиций, и за сто лет в плане военно-патриотического воспитания и отношения к нему государства мало что изменилось. Британские войска пополняются из всех слоев общества и даже в современных условиях не чувствуют особых проблем с комплектованием. В свою очередь молодые люди показывают изрядную склонность и тягу к военному делу. Ведь для британцев, что отмечали многие их противники, война во многом сродни спорту, только еще более опасному.
     Государство же не упускает из виду состояние военно-патриотического воспитания молодежи. В частности, в Британии действует принцип KAPE (keep the Army in the public eye – держать армию на виду у населения), что способствует росту популярности военной службы и заодно гражданскому и патриотическому воспитанию. Особое место в работе с молодежью занимает министерство обороны, которое рассматривает ее и как важный источник пополнения новобранцами вооруженных сил. С этой целью министерство осуществляет ряд социальных и обучающих программ.
     Основным элементом среди них являются так называемые Силы кадетов (Cadet Force), в которые вовлечены свыше 125.000 молодых людей в возрасте от 12 до 22 лет. Эти силы в свою очередь делятся на Объединенные силы кадетов (CCF), действующие в 245 школах (преимущественно частных) по всей стране, в них вовлечены 40.000 человек. Также существуют Морской кадетский корпус (SCC), Армейские силы кадетов (ACF) и Учебный корпус ВВС (ATC).
     Если CCF создаются при школах, то прочие формирования создаются на базе специальных центров. Так, в стране имеется 400 центров SCC – 11.000 кадетов, 1.700 центров ACF – 41.000 кадетов и 1.000 центров ATC – 33.000 кадетов. В процессе обучения задействовано свыше 23.000 сотрудников как министерства обороны, так и привлеченных лиц. При этом министерство весьма честно признается, что основная цель подобных курсов и центров – сделать так, чтобы выпускник школы в первую очередь подумал о военной карьере, захотел служить в армии осознанно и видел в этом пользу для себя и для страны.
     Для многих частных школ CCF – это часть традиций. Упоминание о том, что этот класс «был создан в 1909 году по указанию монарха» заставляет с уважением относиться и к военной службе, и к стране. Кстати, первые классы подобного рода начали появляться как раз в начале ХХ века.
     Посещение классов - добровольное. Время занятий каждая школа устанавливает по-своему. Обычно это 2-3 часа после основных занятий один раз в неделю. Преподавателями в CCF являются офицеры, действующие или запаса. Занятия включают в себя не только изучение военного дела, но и истории войн, социальных наук, основ государства. Такие программы во многом финансируются правительством. Более того, в министерстве обороны существует департамент тылового обеспечения кадетов, занимающийся выдачей предметов обмундирования и снаряжения для проведения занятий (а они проводятся в форме) в школах.
     Военно-патриотическое воспитание молодежи, которое ведется по многим другим направлениям, справляется в целом, как официально считается в Великобритании, с поставленной перед ним задачей - формировать и развивать личность, обладающую качествами гражданина - патриота страны и способную успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
     
«Смерть за отчизну»

     Так называлось стихотворение немецкого писателя-романиста Хёльдерлинга конца XVIII века. За двести лет изменились сама Германия, ее отношение к Хёльдерлингу и собственно понятие «смерть за отчизну». По большому счету это стало итогом поражения Германии во Второй мировой войне и разгрома фашизма, когда были приняты меры по недопущению возрождения милитаризма в стране.
     Ныне германский патриотизм формируется все же не государством, но обществом. Хотя нельзя сказать, что государство пустило все на самотек и предоставило исключительно обществу право на воспитание подобного рода. На некоторые государственные и общественные институты возложена задача по работе с молодежью, чтобы воспитать в них гражданские чувства и как следствие любовь к стране и готовность ее защищать. Частично эта задача решается через деятельность церкви. Как известно, она в Германии отделена от государства. Однако между государством и церковью заключено соглашение по совместному формированию основ гражданственности в обществе. В частности, на его основе налажена работа священников в германских вооруженных силах.
     Одной из форм этой работы является проведение «уроков жизни» для солдат с целью воспитания в них гражданских и патриотических чувств. Темы занятий разрабатываются совместно военно-церковной службой и министерством обороны и охватывают широкий спектр вопросов патриотического и гражданского воспитания военнослужащих. Однако военные священники имеют «гражданские» приходы, и естественно предположить, что эти же темы они поднимают в своих проповедях для цивильной молодежи. Более того, проблемы патриотизма и гражданственности считаются одними из важнейших для католических школ.
     Если рассматривать министерство обороны, то в нем в составе службы по связям с общественностью имеется такая составляющая, как югенд-офицеры - офицеры по работе с молодежью. В их задачи вменяется разъяснение школьникам и студентам основ внешней и оборонной политики Германии, международной ситуации. Они посещают, правда, с разрешения директора, школы и высшие учебные заведения, где и проводят свою работу. Эти же офицеры организовывают своего рода «дни открытых дверей» в воинских частях, когда школьники знакомятся с военной службой, солдатами, техникой. Югенд-офицеры ответственны за проведение семинаров-встреч между солдатами и учениками, на которых рассматриваются различные вопросы социального характера, в том числе и патриотизма. Следует также отметить, что службой по связям с общественностью министерства обороны ФРГ специально для молодежи создан интернет-сайт «Встреча с бундесвером», где можно узнать основные ответы на вопросы о военной службе.
     В результате семья, церковная община,
     школа, министерство обороны, многие общественные организации ФРГ делают все для того, чтобы каждый немец осознавал себя гражданином и патриотом, готовым выполнить свой долг перед обществом и страной.
     На снимке: кадетам-школьникам на снимке не больше 18 лет. Но они уже награждены медалями, правда, специальными, для школьников. А вот знаки стрелковой квалификации - почти настоящие.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства