на главную страницу

2 Марта 2004 года

История Отечества

Вторник

Из окопа он видел космос

Анатолий АНТИПОВ, Петр КОРОТЕЦКИЙ, «Красная звезда».



Человеку, родившемуся в високосный год да еще 29 февраля, кажется, свыше уготована неординарная судьба. Жизненный путь Аркадия Петровича Бачурина, которому в этот день и в этом году исполнилось 80 лет, - еще одно тому подтверждение. Полковник в отставке, лауреат Государственной премии СССР, почетный член Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского за восемь десятилетий видел и испытал столько, что с лихвой хватило бы на несколько биографий...

     Его юность пришлась на военную пору. 22 июня 1941 года, как и миллионы сверстников, Аркадий Бачурин кружился в вальсе на выпускном вечере одной из школ города Сталинграда. Самые радужные планы вмиг перечеркнула война. Однако 17-летнего паренька на фронт не взяли, и он, чтобы не терять напрасно времени, поступил в механический институт. Учеба учебой, но воюющей армии нужны были снаряды, танки, и тогда Бачурин по комсомольскому призыву вместе с другими студентами пошел работать токарем на Сталинградский тракторный завод. После двенадцатичасовой смены ребята так выматывались, что спали вповалку прямо в цеху.
     В октябре 1942-го исполнилась мечта Бачурина: его призвали в армию. В военкомате рассудили здраво: на передовую вчерашний студент еще успеет, пусть еще немного подучится, из него может выйти хороший специалист, в которых нуждается армия. Так Аркадий оказался в стенах Ленинградского артиллерийско-технического училища зенитной артиллерии. Это сегодня курсанты пять лет постигают науку побеждать, а тогда, в разгар боев, ее проходили экстерном. Вскоре в послужном списке Аркадия Петровича, начальника артиллерийско-технического снабжения одного из полков 1-го Украинского фронта, значилось участие в боях за освобождение Украины, Польши, Чехословакии. И как апофеоз - штурм Берлина.
     Еще тогда, в победном 1945-м, до Бачурина доходили слухи об использовании немцами некоего «чудо-оружия»: ракет Фау, которые применялись по Англии. Слухи слухами, но молодой офицер-артиллерист не мог представить, что именно ему придется заняться изучением этих 14-метровых стальных «мастодонтов» массой более 12 тонн.
     Интерес советского военного руководства к новому ракетному вооружению был понятен. К работе по данному проекту были привлечены высококвалифицированные специалисты, как гражданские, так и военные, имевшие богатый фронтовой опыт. В их числе оказался и Бачурин, назначенный в батарею испытаний баллистических ракет типа Фау-2 15-го отдельного артиллерийского дивизиона. Вскоре он принимает активное участие в экспериментальных пусках отечественных ракет на полигоне Капустин Яр в составе стартовой команды. В том числе и через его руки прошли первые, а потому такие памятные советские баллистические ракеты Р-1 и Р-2, положившие основу создания РВСН.
     Напряженные испытания, работа с новой техникой требовали все новых и новых знаний. В 1950 году Аркадий Петрович поступает в Военно-инженерную академию имени В.В. Куйбышева, после окончания которой получает назначение в один из научно-исследовательских институтов Министерства обороны.
     Без баллистических ракет невозможно было проложить дорогу в космос. В середине 50-х космической тематике уделяется повышенное внимание. И вновь идет набор лучших из лучших для работы в этой неизведанной и такой притягательной для технарей области. Бачурин вновь оказался востребованным, теперь уже на «космической передовой». Он принимает непосредственное участие в создании космодрома Байконур, в испытаниях первых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), запуске первых искусственных спутников Земли (ИСЗ) и так называемых лунных ракет.
     Если бы кто-то сказал Бачурину, сухопутчику до мозга костей, что ему придется сменить военный мундир на морскую тужурку, он такому юмористу рассмеялся бы прямо в лицо. Но, как говорится, жизненные пути неисповедимы: в конце 50-х Аркадий Петрович получает назначение… на флот и становится заместителем командира экспедиционного океаногидрографического судна «Сибирь». Чуда как такового конечно же не произошло: для того чтобы отслеживать движение космических аппаратов, контролировать и управлять ими, нашей стране надо было иметь не только сухопутные, но и океанские мобильные пункты. В должности заместителя командира Тихоокеанской океаногидрографической экспедиции ТОГЭ-4 по специальным измерениям Бачурин руководит работами по контролю за приводнением головных частей МБР в приэкваториальной акватории Тихого океана, участвует в обеспечении запусков искусственных спутников Земли и космических аппаратов (КА).
     Затем, став начальником
     2-го Управления испытаний и эксплуатации ИСЗ и КА Государственного центра КИК, Аркадий Петрович принимает непосредственное участие в проведении испытаний космических аппаратов серий «Восток» и «Восход», ИСЗ фоторазведки, навигациии и связи, участвует в программах полета межпланетных станций к Луне, Марсу и Венере. Потом была напряженная работа над созданием первой автоматизированной системы управления ИСЗ связи. Разве перечислишь все, чем пришлось заниматься офицеру, оказавшемуся, извините за журналистский штамп, на острие научно-технического прогресса.
     Так за бурным течением жизни и службы незаметно подошло время увольнения в запас. Стоит ли говорить, что Аркадий Петрович не мыслил себя в роли дачника или заядлого доминошника в одном из московских двориков. Если перечислить должности и огромную общественную работу, которой занимался ветеран, после того как снял военную форму, не хватит и страницы. Он успел поработать в Министерстве связи, Главном управлении космических средств и вплоть до 1999 года — посчитайте, сколько ему было лет! — руководил группой экспертов Центра развития космических технологий. И всюду были нужны его высочайший профессионализм, жизненный и служебный опыт, которым он щедро делился с начинающими специалистами.
     Государство не осталось в долгу у Бачурина: он награжден многими орденами, в том числе орденом Ленина, более чем 30 медалями. А еще на стене у него висит почетная грамота «За личное участие и достигнутые успехи в решении Российским флотом задач развития космонавтики» – оказывается, и на флоте его, ракетчика, не забыли.
     В заключение хочется пожелать юбиляру крепкого здоровья, дальнейших научных и творческих успехов. Ну а бодрости духа Аркадию Петровичу Бачурину не занимать – в этом он любому из нас даст фору.
     На снимках: Аркадий Петрович БАЧУРИН (стоит крайний слева) с фронтовыми друзьями. Июль 1944 года; Фау-2 на стартовой позиции.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства