на главную страницу

4 Марта 2004 года

Память

Четверг

АС ИЗ АСОВ

Юрий АВДЕЕВ, «Красная звезда».



Летчики не погибают, они уходят на небо. Говорят, Всевышний собирает там лучших из лучших. Не по должности и званию, а по призванию. Этот рассказ об одном из них.

     Тимур Апакидзе родился 4 марта 1954 года в Тбилиси. Когда ему исполнился год, мать увезла Тёму в Ленинград, где он после окончания 8-го класса поступил в Нахимовское военно-морское училище. Когда у Тимура появилась мечта стать военным летчиком, не знает никто. Учится парнишка в Нахимовском – значит, морем болеет. Но, видно, кипучей энергии паренька тесно показалось на морях и океанах. Нет, он не променял морские просторы на бескрайнюю небесную высь, а решил объединить их в своей судьбе.
     В 1975 году, окончив Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, лейтенант Апакидзе становится морским летчиком. Стремление в совершенстве владеть самолетом для авиаторов обычное состояние души. Тимур Апакидзе выделяется отличной техникой пилотирования и летным мастерством. О нем говорят как о летчике от Бога. Талант, помноженный на мастерство и возведенный в степень через необычайно высокое трудолюбие.
     В 1983 году с должности заместителя командира отдельного гвардейского штурмового авиационного полка по летной подготовке он поступает в Военно-морскую академию имени
     А.А. Гречко. После ее окончания в 1986 году назначается на должность командира формировавшегося исследовательско-инструкторского истребительного авиационного полка. Главная задача: подготовка летчиков палубной авиации. За этой фразой стоит зарождение нового направления, у истоков которой и поставили подполковника Апакидзе. Он был в числе тех, кто проводил отбор наиболее подготовленных летчиков, в совершенстве владеющих техникой пилотирования и боевого применения истребителей.
     – Первая встреча с Тимуром Апакидзе у меня состоялась в апреле 1988 года, – вспоминает генерал-полковник Владимир Дейнека. – Находясь в командировке в Очакове в должности командующего авиацией Северного флота, мне впервые представилась возможность, как говорится, потрогать руками самолеты Су-27, которые тогда для нас были еще в диковинку. Там и познакомился с летчиком, о котором слава шла еще с Балтийского флота. В ходе беседы Тимур называет фамилии двух истребителей и просит перевести их к нему. Он обещает подготовить летчиков по высшему уровню и вернуть на Северный флот. Хороших летчиков ни один командир просто так не отдаст, а заявление Апакидзе, что он приедет служить на Север, мне врезалось в память. Тимур Автандилович высказывал интересные идеи по поводу развития морской авиации. В будущем жизнь доказала его правоту, а многое из задуманного он сам и осуществил.
     Командир авиационного полка. Здесь в полной мере раскрывается Апакидзе-педагог. Современный воздушный бой - это умение использовать возможности истребителя на пределе его возможностей. Значит, физические нагрузки тоже на грани человеческих возможностей. К этому и стал Апакидзе готовить подчиненных. Он сильно «гоняет» своих летчиков, каждого заставляет усиленно заниматься физкультурой и спортом. Самое удивительное, что он заботится о физическом воспитании и детей военнослужащих. В гарнизонной школе Апакидзе открывает секцию каратэ, в которой сам и преподает. В секцию записываются мальчишки и девчонки от шести до семнадцати лет. На занятиях они видят не героя из боевиков, а обычного человека лет тридцати пяти, небольшого роста, среднего телосложения, в общем, ничем не выдающегося. Но чем больше узнают этого человека, тем сильнее хотят быть на него похожи. Их удивляет его мастерство, точность движений, умение настроить на нужный лад коллектив, внимание ко всем и лично к каждому. Покорить детские сердца дано не каждому. У него получалось.
     Профессиональная подготовка военных летчиков – земная теория и небесная практика. Освоение новых, наиболее сложных элементов боевого применения истребителей четвертого поколения идет по правилам: «Научился сам – научи подчиненных». В итоге полк становится одним из лучших в ВМФ. Только его экипажи освоили ближний маневренный и групповой бои.
     Вскоре жизнь устраивает для Апакидзе жестокое испытание. В полку произошло несколько тяжелых летных происшествий.
     – В 1989 году в воздухе столкнулись два самолета L-39, – вспоминает полковник Мечислав Савицкий. – Руководил полетами не Апакидзе. Но он прибыл на место руководителя, взял управление и соответственно всю полноту ответственности за катастрофу на себя. Тогда его сняли с должности командира полка, назначив с понижением - начальником воздушной, огневой и тактической подготовки.
     Апакидзе не ломается под грузом наказания, не «складывает крылья». Он пишет рапорт и добивается зачисления в состав лидерной группы летчиков, переучивающихся на корабельный истребитель Су-27К (Су-33). Первые посадки на аэрофинишер и взлеты с трамплина на Научно-исследовательском учебно-тренировочном комплексе («Нитка»). Еще одно испытание судьбы – 11 июля 1991 года у пилотируемого им истребителя происходит отказ системы управления. До последней возможности он боролся за спасение машины и покинул самолет лишь перед самым падением. Очень переживал, что не спас машину, хотя шансов для этого не было. Ассоциация «Фонд авиационной безопасности» награждает летчика дипломом «За героизм, мужество и находчивость».
     26 сентября 1991 года подполковник Тимур Апакидзе первым среди строевых военных летчиков страны совершает посадку на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Тбилиси». С высоты полета авианосец кажется игрушкой, маленьким спичечным коробком. На нем ленточка полетной палубы, на которую нужно аккуратно, с ювелирной точностью посадить многотонную машину на скорости 250 километров в час. Делать первый шаг всегда трудно, но он его делает и становится первым среди первых.
     …Тяжело переживает Апакидзе распад Союза. Присягать на верность Украине отказался. Это его право, его выбор. Он не мог отречься от своих корней, от своей мечты. Не хочешь жить «как сыр в масле» в курортном городке? Отстранение от полетов. Страшнее пытки становятся для него ничем не заполненные будни аэродрома. Ходи ножками по земле да думай о будущем: «Кому ты нужен в России вместе со своими «лидерами-отказниками»? Долгое ожидание закончивается в 1992 году переводом на Северный флот на должность начальника воздушно-огневой и тактической подготовки авиадивизии. Сбывается мечта послужить на Севере, вот только все приходится начинать практически с нуля.
     Вместе со своими товарищами из лидерной группы осваивает Су-25 УТГ, созданные для ТАВКР «Адмирал Кузнецов» (переименованный «Тбилиси»). В 1994 году Украина и Россия подписывают договор об аренде комплекса «Нитка». За месяц работы, а точнее за 15 летных смен, летчики проходят необходимую подготовку и 31 августа приступают к отработке посадок на ТАВКР «Адмирал Кузнецов».
     15 октября по окончании подготовки корабельных летчиков-истребителей ВВС Северного флота проводятся учения. Пара Апакидзе – Дубового взлетает для прикрытия корабля от условного противника. При выходе в заданную точку на удалении 280 километров обнаружена воздушная цель. Выполняются перехват и опознание на визуальном контакте. Какое сообщение отправляет экипаж самолета «Орион» из состава береговой патрульной авиации Норвегии, не известно. Только с норвежского аэродрома взлетают «гости». С исконно русским гостеприимством для их встречи с «Адмирала Кузнецова» взлетает пара Кожина – Кочкарева. Норвежские самолеты, взвесив все «за» и «против», вернулись на базу. Наши летчики продолжают учения.
     В первый океанский поход на «Адмирале Кузнецове» Апакидзе идет командиром дивизии. Вот где раздолье для проверки всех его теоретических наработок. Начались боевые будни, многое опять происходит впервые. Первые встречи, первые дружеские визиты. Американские коллеги в Средиземном море с любопытством изучают непонятных им русских. Пятнадцать летчиков-истребителей очень быстро заставляют относиться к себе с должным уважением. Да, их мало, но уровень их подготовки необычайно высок.
     17 августа 1995 года за мужество и героизм, проявленные при испытании и освоении новой авиационной техники, Указом Президента РФ генерал-майору Тимуру Апакидзе присвоено звание Героя Российской Федерации.
     …После окончания Академии Генерального штаба Апакидзе получил назначение на должность заместителя командующего морской авиацией. Новая должность, новые задачи. Необходимо готовить замену для «стариков». Решение, предложенное Тимуром Автандиловичем, демонстрирует умение мыслить по-государственному. Его основная идея - готовить молодежь на самолетах Л-39, которые успела получить морская авиация. При этом не делить керосин на всех, чтобы все полетали по 10-15 часов, а выбрать костяк, дать им хороший налет, сделать из них летчиков второго, первого класса. Он осуществляет свою задумку в Центре боевого применения и переучивания летного состава морской авиации ВМФ в Острове Псковской области, где проводит больше времени, чем в Москве, в штабе морской авиации. Не все офицеры из руководящего состава его понимают и поддерживают, потому что он очень строго подходит к подготовке каждого. Порою ставит барьер на пути в небо даже полковникам и подполковникам. А это тяжело - своему другу сказать нет.
     – Эти предложения сегодня реализованы в планах подготовки летного состава истребительной, штурмовой и корабельной авиации ВМФ, – рассказывает генерал-лейтенант Юрий Антипов. – В 2003 году подготовлено 15 экипажей. Они придут на замену, как мы говорим, «ядру стариков» уже в 2005 году.
     …17 июля 2001 на аэродроме Остров в 11 часов 43 минуты истребитель морской авиации Су-33, пилотируемый Героем России, заместителем командующего морской авиацией ВМФ генерал-майором Тимуром Апакидзе, потерпел катастрофу. Трагедия произошла во время авиационного праздника, посвященного 85-летию морской авиации ВМФ. На показательном выступлении Тимур Автандилович демонстрировал возможности своего любимого истребителя. Работал без упрощений – «по боевому варианту». При его опыте, филигранной технике пилотирования и натренированности это был обычный полет. Однако в небе случаются неприятности, и на первый план выходит обидное до слез слово «чуть-чуть». На четвертом развороте Тимуру Апакидзе не хватило скорости. Видя, как критически развивается ситуация, он отвернул истребитель от аэродрома, ведь там были люди. Теперь он боролся за спасение самолета. Не авария ли десятилетней давности висела над ним? Ему не хватило доли секунды и чуть-чуть высоты...
     Память о нем увековечена в мемориальных досках. Ежегодно проходят соревнования по традиционному каратэ «Кубок памяти Т.А. Апакидзе». Память живет в сердцах его друзей и продолжателей его мечты о корабельной авиации России. Высокая боеготовность корабельного истребительного авиационного полка – лучший памятник Тимуру Автандиловичу Апакидзе. Он прожил короткую, но яркую жизнь. Обладая неисчерпаемой энергией, он притягивал к себе людей подобно звезде. Он был обычным человеком, но старался согреть теплом своей души очень многих людей. Сегодня ему исполнилось бы пятьдесят лет...


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства