на главную страницу

5 Марта 2004 года

Планета людей

Пятница

Ответственность за Европу

Вадим МАРКУШИН.



     В Париже завершается начатый в среду рабочий визит исполняющего обязанности министра обороны РФ Сергея Иванова. В четверг вечером к нему присоединился исполняющий обязанности министра иностранных дел РФ Игорь Иванов, прибывший во Францию из Испании. Их в Елисейском дворце примет президент Франции Жак Ширак. И это будет завершающим фрагментом пребывания во французской столице глав двух ведущих российских ведомств, целью которого является обмен мнениями относительно целого ряда аспектов европейской политики безопасности и сотрудничества.
     Аспекты эти практически в одинаковой мере затрагивают профессиональные интересы дипломатов и военных. Отсюда, собственно, и совместное участие Сергея Иванова и Игоря Иванова в третьем пленарном заседании российско-французского Совета сотрудничества по вопросам безопасности, созданного два года назад. Москва придает этому органу большое значение. Сергей Иванов, в частности, сказал, что нынешнее «пребывание российской военной делегации на французской земле, без сомнения, необходимо рассматривать как еще один шаг, направленный на развитие всесторонних отношений между нашими странами и их вооруженными силами».
     Обстановка в Париже, заметим, в эти дни неспокойная. Группа местных террористов, подписывающаяся инициалами АЗФ, угрожает устроить взрывы на железных дорогах, если ей не выплатят 5 миллионов долларов. Письма с угрозами преступники присылают уже в течение нескольких недель в различные государственные учреждения, включая министерство внутренних дел. Последнее находится в режиме повышенной готовности к кровавой развязке, предпринимая все возможное, вплоть до передачи террористам выкупа, чтобы не допустить худшего финала.
     Подобный фон, видимо, лишний раз убеждает политиков двух стран в необходимости согласованных усилий по всем направлениям, обеспечивающим национальную и общеевропейскую безопасность. Среди этих направлений – обеспечение мира на Балканах, помощь в ликвидации последствий вооруженной интервенции в Ирак, совместные меры по борьбе с терроризмом, реализация инициатив по упрочению режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки, проблемы европейской оборонной политики, включая ее составляющую – европейские силы быстрого реагирования.
     Что касается последней темы, то она вот уже несколько лет остается в фокусе обостренного внимания политических и военных руководителей стран НАТО. Достаточно вспомнить неоднократные заявления бывшего генсека лорда Робертсона о том, что соперничество между альянсом и зарождающимися европейскими силами быстрого реагирования (ЕСБР) может иметь губительные последствия для обоих объединений. Весьма скептичен в оценках роли ЕСБР и Вашингтон, который видит в этом «бесполезное и вредное дублирование функций». Представители США беспокоятся по поводу желания Франции достигнуть максимальной независимости Евросоюза в оборонной политике, что, по их мнению, грозит подрывом атлантической солидарности. Кроме того, пока нет сколько-нибудь четкой концепции оперативного взаимодействия ЕСБР и военных структур НАТО. Остаются неясными многие вопросы, касающиеся ответственности и планирования совместных действий.
     С не меньшей интенсивностью идет дискуссия и вокруг российско-натовских отношений, которые так или иначе постоянно пополняют тематику многосторонних и двусторонних встреч. Представители России при этом неизменно подчеркивают, что их не может не беспокоить процесс расширения НАТО, несмотря на установившиеся с альянсом прочные партнерские связи. Именно об этом накануне визита в Париж сказал Сергей Иванов: «Эта тема обсуждается постоянно на протяжении последних пяти лет, и здесь принципиальным является понимание сторонами того, что процесс расширения НАТО не должен приводить к новым конфронтационным и разделительным линиям».
     Особая тема переговоров в рамках Совета сотрудничества по безопасности – двусторонние военные и военно-технические связи. Россия заинтересована в создании совместно с Францией новых образцов военной техники, которая могла бы поступать на вооружение армий двух государств, а также продаваться третьим странам. В этой связи Сергей Иванов в беседе с журналистами отметил, что конкуренция между основными производителями оружия «была, есть и будет». Однако, по его словам, российскую сторону «интересует не конкуренция, а совместные проекты». В качестве примера взаимодействия двух стран министр назвал проект «Союз - Куру». Речь, как известно, идет о том, что ракета-носитель «Союз-2» будет запускаться с Куру – но только после того, как на космодроме Плесецк ее испытают военные. Первый пуск этого носителя намечено осуществить в текущем году.
     До начала работы российско-французского Совета по безопасности Сергей Иванов посетил небольшой город Сен-Жан-де-Люз на северо-западе Франции, где встречался с министром обороны Мишель Альо-Мари. Последняя в течение семи лет была мэром этого города. Как было сообщено прессе, главы двух военных ведомств должны были обсудить вопросы, связанные с французским предложением о возможной структуре и функционировании рабочей группы экспертов по вопросам обороны. В повестке дня также перспектива использования учебно-тренировочного самолета «МиГ-АС» совместной российско-французской разработки, проекты модернизации самолета «МиГ-АТ», создания самолета «пятого поколения» и тяжелого вертолета.
     Давая оценку уровню отношений между Францией и Россией накануне заседания Совета сотрудничества по безопасности, французский посол в Москве Жан Каде произнес три слова: дружба, доверие, добрая воля. Он подчеркнул, что две державы «исходят из единого стремления защитить такие основополагающие принципы нового мирового порядка, как соблюдение международного права, построение многополярного мира, продвижение международного диалога и объединения усилий во имя мира».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства