на главную страницу

10 Марта 2004 года

История Отечества

Среда

«...Тут целая интересная область»

Виталий МОРОЗ, «Красная звезда».



     К началу Русско-японской войны на нашем Тихоокеанском флоте насчитывалось более двадцати корабельных и две береговые радиостанции системы А.С. Попова. Беспроволочный телеграф, как называли радио в начале ХХ века, был уже привычным и для японских моряков.
     Задолго до войны наш Морской технический комитет обращал внимание на то, что радиодепеши могут быть перехвачены станциями противника. Проблема скрытности и конфиденциальности радиообмена волновала многих ученых и конструкторов. Частотную избирательность радиосредств удалось повысить. Но этого было мало.
     О перспективах радиоразведки одним из первых в мире задумался вице-адмирал С.О. Макаров. В Кронштадте он предметно и обстоятельно обсуждал эту тему с Поповым. Прибыв в Порт-Артур в ранге командующего Тихоокеанским флотом, Макаров 7 марта 1904 г., сто лет тому назад, издал секретный приказ № 27 о незамедлительной организации радиоразведки.
     Приказ запрещал выход в эфир без разрешения командира, а в эскадре - флагмана. Он обязывал неусыпно следить за радиосвязью неприятеля. Командующий флотом в общих чертах определял способы пеленгации радиосредств противника, требовал записывать перехваченные телеграммы для последующего анализа. Заканчивался исторический приказ пророческими словами: «Для способных молодых офицеров - это целая интересная область».
     Наладив прослушивание эфира, русские моряки первыми в мире сделали и следующий шаг: применили в боевой обстановке радиопомехи. В апреле 1904 г. японцы признали: радиопротиводействием противнику удалось дезорганизовать управление стрельбой их кораблей по Порт-Артуру и внутреннему рейду.
     В донесениях того далекого времени немало свидетельств об эффективности нашей радиоразведки. Удавалось не только определять местонахождение японской эскадры, но и прочитывать отдельные депеши. Эту трудную задачу (чужой язык, отличная от созданной Морзе телеграфная азбука и т.п.) решали студенты Восточного института (г. Владивосток), привлеченные на флот в качестве переводчиков.
     История убеждает, что у истоков радиоразведки, которая спустя век обрела глобальный характер, стояли русские специалисты. Ее родоначальником мы по праву можем считать вице-адмирала Степана Осиповича Макарова, выдающегося отечественного флотоводца и ученого.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства