на главную страницу

13 Марта 2004 года

Все о льготах и правах

Суббота

У разбитого корыта



     Подполковник Борис Маленко родился в Семипалатинской области Казахстана, учился в военном автомобильном училище в Уссурийске, 15 лет прослужил в Туркмении, 8 - в Узбекистане. В 1988 году вышел в отставку по возрасту и остался жить в Узбекистане.
     В июле 2001 года умерла жена. «Я остался один, - пишет Борис Иванович в редакцию «Красной звезды». - Дети - в России, и поэтому в марте 2002 года я решил переехать к дочке в Подольский район Подмосковья».
     Квартиру, полученную от министерства обороны Узбекистана, подполковник в отставке Маленко сдал и, по его словам, остался «без кола без двора».
     В Подмосковье он оформил временную регистрацию и продлевает ее каждый год. Одновременно оформил документы на постоянную регистрацию (вид на жительство) и обратился за помощью в получении жилья по линии Минобороны России в местный военкомат, где ему ответили: «Ничем помочь не можем: вы не гражданин России!»
     Одним словом, сетует ветеран, на старости лет «ни квартиры, ни денег, ни имущества!»
     «Я добросовестно служил Советскому Союзу. Не Туркмении, не Узбекистану, не России, а Советскому Союзу. В итоге остался у разбитого корыта, - делится своими бедами Маленко. - Имею ли хоть какую-нибудь надежду на жилье по линии Министерства обороны России?»
     Таких писем в редакционной папке «Красной звезды» немало. Развал некогда единого государства поставил людей в погонах перед нелегким выбором. Оставаться ли там, где застало увольнение в запас, или срываться с насиженного места и отправляться в Россию? Каждый делал свой, подчас мучительный, выбор...
     Россия как правопреемник Советского Союза на первых порах взяла на себя обязательства в отношении обеспечения жильем увольняющихся в запас офицеров Советской Армии за счет своего федерального бюджета. Согласно достигнутым договоренностям, военнослужащие республик СНГ, уволенные из вооруженных сил своих государств до 31 декабря 1994 года, имели право получить жилье на территории Российской Федерации на льготном основании. Однако при соблюдении ряда условий. Уволиться из армий стран СНГ они должны были лишь по трем основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
     Сколько человек воспользовалось таким правом, сказать трудно, так как контроль за этим вопросом не был отнесен к ведению Минобороны РФ.
     После указанной даты, то есть 31 декабря 1994 года, порядок льготного обеспечения жильем на территории Российской Федерации военнослужащих стран СНГ регулируется в соответствии с российским Законом «О статусе военнослужащих» и международными договорами Российской Федерации со странами СНГ. Однако из всех стран Содружества с Россией заключили договоры или соглашения на сей счет только четыре: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Туркменистан. В документах зафиксировано, что обеспечение жильем военнослужащих, проходящих военную службу в министерствах обороны указанных стран, может быть осуществлено на льготных основаниях на территории Российской Федерации за счет федерального бюджета РФ до 31 декабря 1999 года. Однако с Туркменистаном было заключено особое соглашение, согласно которому обе стороны должны были оплачивать жилье военнослужащим, уволенным из вооруженных сил Туркменистана и изъявившим желание после этого обосноваться в России, из расчета 50 на 50 процентов. Тем не менее, по данным ГлавКЭУ Вооруженных Сил РФ, Туркмения не выплачивает свою долю, что создает трудности с обеспечением жильем бывших военнослужащих туркменской армии на территории России.
     Каким образом уволенные военнослужащие перечисленных четырех стран СНГ могли получить жилье на территории России? Об этом, в частности, спрашивает редакцию капитан запаса Александр Соколов, уволенный в апреле 1994 года из вооруженных сил Казахстана. Свое право они могли реализовать как путем получения на территории Российской Федерации индивидуального жилья, так и за счет участия в Российской федеральной программе «Государственные жилищные сертификаты». Для этого военнослужащие стран СНГ не более чем за три года до увольнения в запас должны были подать рапорт на имя командира своей воинской части, в котором известить его о желании получить квартиру на территории Российской Федерации. Затем в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 254 от 6 сентября 1998 года они собрали пакет документов, которые направлялись в военкомат на территории Российской Федерации, где они должны были впоследствии встать на учет. Военкомат обязан был составить списки уволенных в запас военнослужащих, нуждающихся в жилье, и подать их в соответствующие органы местной администрации. Кроме того, в течение полугода со дня прибытия в избранное место жительства на территории Российской Федерации бывшие военнослужащие стран СНГ должны были подтвердить свое желание обосноваться в России.
     К сведению: сейчас получают государственные жилищные сертификаты те офицеры запаса армий стран СНГ, кто встал на очередь в 1995 году.
     Почему другие страны СНГ, в том числе Украина и Белоруссия, не захотели заключить соответствующие соглашения с Россией на предмет обеспечения жильем бывших своих военнослужащих на территории Российской Федерации, можно только предполагать. Правда, что касается Белоруссии, то у России с ней есть Договор 1998 года, однако в нем не прописан четко механизм обеспечения военнослужащих жильем на территории договаривающихся сторон. Статья 6 настоящего договора, в частности, лишь констатирует, что договаривающиеся стороны обеспечивают равные права граждан на приобретение, владение, пользование, распоряжение имуществом на своей территории...
     Сейчас на территории Российской Федерации 95 тысяч бесквартирных военнослужащих и более 40 тысяч занимают служебное жилье, а всего нуждающихся - около 170 тысяч человек, что подчеркивает, насколько остра проблема обеспечения жильем военнослужащих Российской армии в самой России.
     - На мой взгляд, позиция России в отношении военнослужащих стран СНГ ясная, - заявил «Красной звезде» начальник жилищного отдела ГлавКЭУ полковник Михаил Савин. - Да, нас объединяют общая история и служба общему государству - СССР. Но сейчас, может быть, как это ни печально, военнослужащие стран СНГ служат в национальных армиях в интересах своих государств, и соответственно их труд оплачивается из бюджетов этих государств. Логично было бы предположить, что и жильем военнослужащие должны обеспечиваться за счет средств своих государств.
     Тем не менее даже сегодня те из них, кто увольняется в запас, имеют возможность обосноваться в России и получить жилье. Для этого они должны приехать к избранному месту жительства, зарегистрироваться, встать на учет в местном военкомате и в очередь в органах местного самоуправления на получение жилья. Но... на общих основаниях.
     Понятны переживания на сей счет подполковника запаса Бориса Маленко и тысяч других бывших советских офицеров, которые на склоне лет остались, что называется, у разбитого корыта. Увы, это еще одна горькая плата за бездумность политиков.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства