на главную страницу

16 Марта 2004 года

Армия и общество

Вторник

У России не будет забытых солдат!

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



На вопросы «Красной звезды» отвечает президент Общероссийского общественного благотворительного фонда поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный военный фонд» Алексей МОЛЯКОВ.

     
Визитная карточка

     Алексей Алексеевич Моляков родился 4 октября 1939 года в городе Красный Холм Калининской области. Генерал-полковник в отставке. Тридцать восемь лет прослужил в органах государственной безопасности. В 1992–1997 гг. возглавлял военную контрразведку России, в 1998–1999 гг. – заместитель секретаря Совета Безопасности РФ, заместитель директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации. Награжден орденами Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» IV степени, «Дружбы народов», многими медалями.
     С сентября 1999 г. – президент, председатель правления «Национального военного фонда».


     - Алексей Алексеевич, первый вопрос традиционен. Кому конкретно фонд помог последнему? Если возможно, фамилия, имя, обстоятельства и причины такого решения.
     - Нашим фондом каждый день многим оказывается помощь: постоянно идет работа по оформлению документов на покупку жилья, выделение материальной помощи, оплату лечения. Могу остановиться на одной из запомнившихся историй кавалера ордена Мужества старшего сержанта Александра Кема.
     Познакомились мы довольно давно, когда в мае-июне 2000 года в Одинцовском районе группой волонтеров Национального военного фонда проводилась работа по выявлению военнослужащих, получивших увечья или травмы в период боевых действий и контртеррористической операции на Северном Кавказе, то есть тех военнослужащих, которым и призван помогать наш фонд. Александр проходил военную службу в зоне боевых действий на территории Чеченской Республики. В 1995 году при штурме города Аргун был ранен в голову. Долго лечился, получил инвалидность. Однако не пал духом и остался полон решимости вернуться к активной жизни. Женился, стал отцом двоих детей. Поскольку Александра призвали в армию сразу после окончания школы, образования получить не успел. Но стремление учиться у него было всегда. В 2000 году поступил на юридический факультет Московского гуманитарно-экономического института. Но пенсия по инвалидности даже вкупе с небольшой зарплатой жены не позволяла оплачивать учебу.
     Обсудив эту ситуацию на заседании правления, мы приняли решение полностью оплатить его обучение. Сейчас Александр – студент четвертого курса. А в фонде он частый и желанный гость. В 2002 году ему необходимо было пройти курс лечения – и вновь мы нашли возможность ему помочь. Думаю, получение диплома будет праздником не только для него и его близких, но и для наших сотрудников, принявших участие в его судьбе.
     Этот случай вспомнился мне не только потому, что мы регулярно помогаем Саше уже на протяжении четырех лет. Дело в том, что, сталкиваясь с сотнями изломанных судеб, человеческим горем и болью, хочется не просто помочь людям, но дать надежду на лучшее. Вы понимаете, что не всегда такое возможно: не вернешь близких, не излечишь страждущих. А случай с Сашей Кемом – это пример жизнеутверждающий. Совсем молодой человек с честью прошел испытания, выстоял и не только не предался унынию, но и постарался найти себя и добиться успеха в жизни.
     - В этом году исполняется пять лет с момента создания фонда. Дата почти юбилейная, а значит, пора подводить итоги работы…
     - Пять лет – срок, казалось бы, небольшой, но результаты работы – не без гордости об этом говорю – весьма значительны. Более
     12 тысяч семей военнослужащих и сотрудников получили помощь от Национального военного фонда, что в денежном выражении составило более 1 млрд. 200 млн. рублей.
     Мы работаем сразу в нескольких направлениях. В рамках благотворительной программы «Жилье для военнослужащих» с 1999 года было оплачено приобретение почти тысячи квартир, а более четырехсот семей получили денежные средства на ремонт жилья.
     В ходе реализации программы «Здоровье военнослужащих» более 3,5 тысячи пострадавших в «горячих точках» получили адресную помощь, а это – протезирование, сложные дорогостоящие операции, приобретение инвалидных колясок, средств ухода за тяжелобольными и ранеными. Кроме того, за период существования нашего общественного объединения по заявкам медицинских подразделений силовых министерств и ведомств фондом было оплачена покупка современного лечебно-диагностического оборудования на сумму свыше 95 млн. рублей.
     По программе «Материальная помощь» свыше 2,6 тысячи семей военнослужащих, попавших в сложную жизненную ситуацию и остро нуждающихся в поддержке, получили помощь фонда.
     Но это не все. Для семей военнослужащих Национальный военный фонд организует и оплачивает оздоровительное лечение и отдых на морских курортах. Фондом проводится большая реабилитационная работа для раненых, находящихся на излечении в госпиталях, - это проведение экскурсий, посещение театров, концертов, спортивных состязаний. Многие известные и любимые всеми артисты с готовностью откликаются на инициативы фонда и выступают прямо в госпиталях. Совсем недавно, во время празднования Дня защитника Отечества, Национальным военным фондом были организованы ставшие уже традиционными концерты, на которых выступили звезды нашего кино: Тамара Семина, Светлана Светличная, Борис Хмельницкий, Борис Галкин и многие другие.
     
Наша справка

     Общероссийский общественный благотворительный фонд поддержки военнослужащих (сотрудников) и гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, специальных служб и правоохранительных органов Российской Федерации «Национальный военный фонд» создан по инициативе Президента России В. Путина (в то время – председателя Правительства РФ) в сентябре 1999 года. Фонд работает под личным патронатом главы государства, в тесном контакте с представителями президента в федеральных округах, руководителями субъектов Федерации, силовыми министерствами и ведомствами.
     Цель деятельности фонда – привлечение средств для реализации благотворительных программ, направленных на всемерную социальную поддержку военнослужащих и членов их семей.
     В соответствии с решением попечительского совета в настоящее время приоритетным направлением деятельности фонда является социальная поддержка семей военнослужащих, погибших или пострадавших в ходе военных действий и контртеррористической операции на Северном Кавказе.

     

     – Не получается ли так, что фонд выполняет практически государственные функции? Ведь помочь военнослужащему, пострадавшему при исполнении обязанностей военной службы, – это долг государства…
     — Тема довольно деликатная. Так сложилось, что сегодня государство в силу финансовых трудностей не может обеспечить полномасштабную социальную поддержку военнослужащих. В этих условиях помощь людям в погонах должна стать заботой общественной. Зрелая гражданская позиция делает очевидным тезис о необходимости социальной поддержки защитников Отечества внебюджетными средствами. Все мы верим в процветание и благополучие России. Уверен, скоро настанет день, когда каждый, выбравший профессию Родину защищать, обретет достойный социальный статус. Но многим, отдавшим свой долг Отчизне, помощь нужна прямо сегодня. Именно поэтому в современных условиях проблема помощи военнослужащим не может быть делом исключительно государственных органов.
     Национальный военный фонд призван помочь решению этой острой проблемы. Хотелось бы подчеркнуть, что наша организация – общественная, мы не получаем средств из государственного бюджета, вся наша деятельность осуществляется за счет добровольных пожертвований граждан и организаций.
     – В России функционирует не одна сотня благотворительных организаций, часть из которых провозглашает своей целью социальную защиту и оказание помощи военнослужащим и членам их семей. Фонд сотрудничает с ними?
     – Краеугольный камень нашей деятельности – это безусловное соблюдение принципа адресной помощи: она направляется конкретной семье, без каких бы то ни было посредников. Именно на этом настаивал Президент России на встрече с попечительским советом и руководителями фонда. Только таким образом можно реализовать нашу основную цель всесторонней социальной поддержки военнослужащих и сделать нашу работу абсолютно прозрачной. Не секрет, что в обществе сложилось определенное негативное отношение к фондам. Причиной тому нагромождение финансовых схем, привлечение большого количества посредников, что часто приводит к распределению средств на цели, отличные от провозглашенных. Мы в своей деятельности ни разу не отступили от заявленных принципов, что и позволило нашему общественному объединению завоевать авторитет и заслужить доверие у наших благополучателей, жертвователей и широкой общественности.
     Именно по этой причине мы ни с кем не объединяемся, не выстраиваем финансовых цепочек. Но это не значит, что мы абсолютно закрытая организация. Мы готовы искать интересные и продуктивные формы взаимодействия, встречаться, обмениваться опытом с нашими коллегами.
     – Национальный военный фонд включен в число исполнителей государственной программы «Социальная адаптация военнослужащих, подлежащих увольнению из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, и членов их семей на 2002 – 2005 годы». Что сделано в этом направлении?
     – В этом направлении, на мой взгляд, сделано немало. Фондом выделено свыше 33 млн. рублей на реализацию программы, что уже сегодня позволило более чем пяти тысячам военнослужащих, увольняемых из рядов Вооруженных Сил, пройти профессиональную переподготовку и получить новую специальность.
     Программа реализуется в 46 учебных заведениях 29 субъектов Российской Федерации. Среди них такие известные и престижные, как Военный университет Министерства обороны, Московский государственный университет им. Ломоносова, Российская экономическая академия им. Плеханова, Московский государственный технический университет им. Баумана и другие. Самая популярная специальность среди вчерашних военных – менеджер по организации работы предприятия.
     – Фонд реализует программу «Жилье для военнослужащих». Расскажите, кто имеет право принять в ней участие и на какую помощь может рассчитывать?
     – По решению попечительского совета наша работа в настоящее время сосредоточена на оказании помощи семьям военнослужащих (сотрудников), погибших или пострадавших в ходе боевых действий и контртеррористической операции на Северном Кавказе.
     Основная работа фонда ведется по официальным спискам силовых министерств и ведомств. В списки включаются военнослужащие и члены их семей, в установленном порядке признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий. В этом случае семье пострадавшего или погибшего может быть оплачено приобретение квартиры или дома. Если жилье по метражу соответствует социальным нормам, но по какой-то причине непригодно для жизни, мы можем выделить деньги на ремонт.
     Хочу подчеркнуть, что ответственность за подбор жилья и оформление необходимых документов ложится на соответствующие службы и конкретных должностных лиц министерств и ведомств, в которых военнослужащий или сотрудник проходил или проходит службу. Фонд только оплачивает договор на приобретение жилья. Тем не менее мы обращаем внимание на то, чтобы при выборе квартиры не было злоупотреблений и нарушений Жилищного кодекса РФ и других нормативных актов. А основными критериями являются действующие социальные нормы, состав семьи и среднерыночная стоимость одного квадратного метра в городе или регионе, удостоверенная администрацией субъекта Федерации.
     Возможно и непосредственное письменное обращение в фонд. Мы внимательно рассматриваем все обращения. Однако для того, чтобы помощь фонда была действительно адресной, существует процедура, в соответствии с которой нужно не только написать заявление, но и представить определенный пакет документов. Так как каждый случай имеет свою специфику, в каждом конкретном случае следует предварительно проконсультироваться со специалистами подразделений и территориальных органов министерств и ведомств, взаимодействующих с фондом. Они помогут определить перечень необходимых документов, который объективно представит ситуацию, а следовательно, ускорит процесс принятия решения об оказании помощи.
     Такой же механизм действует при реализации программ «Здоровье военнослужащих» и «Материальная помощь».
     – Как вы считаете, крупный бизнес ощущает сегодня социальную ответственность перед обществом? Что говорят об этом ваши жертвователи?
     – Думаю, сегодня для всех очевидно, что понятие «социальная ответственность» приобретает качественно иное звучание: на смену декларациям и лозунгам приходят конкретные дела. Это очень позитивная тенденция. Хотелось бы, чтобы она эволюционировала в общественную норму.
     Среди наших жертвователей – крупнейшие компании: «Русский алюминий», «Сургутнефтегаз», РАО «ЕЭС России», «Тюменская нефтяная компания», «Траснефть», «Северсталь», НК Лукойл, «Славнефть», «Сибирско-Уральская алюминиевая компания», «Интеррос», «Аэрофлот – российские авиалинии», Сбербанк, Внешэкономбанк, Внешторгбанк, «Альфа-банк», пивоваренная компания «Балтика» и десятки других. Один из самых известных российских бизнесменов — Олег Дерипаска – член попечительского совета Национального военного фонда.
     Поскольку крупные бизнесмены – люди в большинстве своем публичные, их мнение по вопросу социальной ответственности бизнеса известно из средств массовой информации. В последнее время эта тема обсуждается особенно активно. Ну а то, что этот вопрос был включен в повестку заседания бюро Российского союза промышленников и предпринимателей, свидетельствует о новом уровне в системе взаимоотношений бизнес – общество.
     Мы благодарны всем нашим жертвователям: и представителям бизнеса – крупного, среднего, малого, и частным лицам. Всем, кто сделал пожертвования, исчисляемые и миллионами рублей, и копейками. Именно благодаря пониманию и поддержке всех этих людей у нас есть возможность помогать защитникам Отечества.
     – Алексей Алексеевич, как вы отчитываетесь перед жертвователями?
     – Каждый жертвователь в любой момент может обратиться в фонд и получить полный отчет об использовании средств. Периодически мы направляем нашим крупнейшим жертвователям итоговые показатели по исполнению благотворительных программ. Кроме того, через средства массовой информации и на нашем интернет-сайте мы рассказываем о результатах работы.
     Есть случаи целевой спонсорской помощи. Например, ОАО «НК «Роснефть» был сделан благотворительный взнос на реализацию программы «Жилье для военнослужащих», а «Новолипецкий металлургический комбинат» перечислил несколько десятков миллионов рублей на программу «Социальная адаптация увольняемых военнослужащих». В этом случае денежные средства используются в строгом соответствии с предписанием жертвователя, а мы регулярно информируем руководство компании о динамике их освоения.
     – Следите ли вы за судьбами тех, кому оказана помощь?
     – Вы прекрасно понимаете, что при наших объемах работы вычленить цепочку «жертвователь – благополучатель» и быть в курсе жизненных коллизий каждого обратившегося к нам за помощью практически невозможно. Однако у нас сформировалась определенная система обратной связи, позволяющая отслеживать результаты нашей деятельности. Каждый день почта доставляет в фонд десятки писем со словами благодарности за помощь. Честное слово, это самая дорогая награда и лучшая оценка нашей работы.
     В 2002 году в фонд поступили документы инвалида боевых действий в Чечне Максима Ильина. При штурме Грозного он получил тяжелое ранение позвоночника, в результате которого оказался прикованным к инвалидной коляске. Правлением фонда было принято решение оплатить приобретение квартиры в Пензе, а год спустя — выделить материальную помощь на лечение. К сожалению, состояние здоровья Максима требует постоянного медицинского вмешательства. Мы вновь оказали ему помощь, оплатив лечение в Центральном военном клиническом госпитале им. Н.И. Пирогова в городе Саки в сентябре-октябре 2003 года. Спустя два месяца мама Максима Ильина прислала нам большое письмо, в котором искренне благодарила за помощь и рассказала, что Максим приехал из санатория «бодрый, отдохнувший, веселый, теперь занят учебой в институте, сдает сессию». Сейчас он учится уже на втором курсе. Если понадобится, мы постараемся изыскать средства на его дальнейшее лечение.
     Или, например, история Сергея Жукова – кавалера ордена Мужества. В 2000 году при выполнении специального задания в составе сергиево-посадского ОМОНа на территории Чеченской Республики он получил множественные огнестрельные ранения ног, перенес более десяти операций, однако избежать ампутации можно было только путем эндопротезирования коленного сустава. Некоторое время заняло решение организационных вопросов: поиск производителя эндопротеза и оформление необходимых документов, выбор лечебного учреждения. В феврале этого года все проблемы были решены, и, надеюсь, мы дали возможность совсем еще молодому человеку в прямом смысле слова встать на ноги.
     А совсем недавно мы получили копию направленного на имя Владимира Владимировича Путина письма от Веры Никитичны Костыш из Ставропольского края. Трудно даже представить, как эта женщина сумела пережить выпавшие на ее долю испытания: гибель младшего сына при прохождении военной службы в Чечне, неизлечимая болезнь старшего сына, необходимость растить маленького внука. Похоронив младшего, Вера Никитична все силы направила на борьбу за будущее второго сына. Мизерной зарплаты не хватало не только на лекарства, но даже на нормальную еду, росли коммунальные долги. Пришлось распродавать все хозяйство, брать в долг везде, где только давали. Уже на грани отчаяния Вера Никитична обратилась в Национальный военный фонд. Правление приняло решение оказать материальную помощь матери погибшего солдата.
     Позвольте процитировать несколько строк из ее письма: «Материальная помощь Национального военного фонда стала для нас не только выходом из тупика, но еще и моральной поддержкой, вернувшей веру в человеколюбие и милосердие. Мне очень бы хотелось выразить свою материнскую благодарность лично Вам, Владимир Владимирович, за то, что есть в нашей России такая организация, заботящаяся о семьях воинов, погибших, защищая Родину».
     Получая столь пронзительные в своей искренности письма, особенно остро понимаешь меру ответственности за каждое решение. Ведь весь наш небольшой коллектив работает именно для того, чтобы каждая семья, пережившая боль утраты, была уверена, что ей обязательно помогут, чтобы каждый защитник Отечества знал – он нужен своей стране.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства