на главную страницу

16 Марта 2004 года

Планета людей

Вторник

В опасном тупике

Александр ТИХОНОВ.



     Именно в таком состоянии оказались в последние дни взаимоотношения между официальным Тбилиси и руководством Аджарии. Надо сказать, что очень непростыми они стали еще со времени обретения Грузией независимости. Попытка вооруженных формирований, ассоциировавшихся у Батуми с центральными грузинскими властями, войти в начале 90-х годов в Аджарию, к счастью, была пресечена, благодаря чему аджарцы в отличие от жителей других республик Закавказья не познали тогда ужасов кровавой междоусобицы. Но сразу после этого между аджарским и центральным руководством начался период «холодной войны». При Шеварднадзе в открытое вооруженное противостояние она не переросла - бывший грузинский лидер, время от времени обозначая стремление решить аджарскую проблему, за кинжал не хватался.
     С приходом к власти Михаила Саакашвили ситуация несколько изменилась. Новый грузинский лидер с первых дней своего президентства однозначно заявил о намерении восстановить полный контроль над Аджарией. Правда, ни он, ни его ближайшее окружение не делали публичных заявлений о том, что в этом вопросе будет отдано предпочтение силовым методам. Так, 1 марта секретарь совбеза Грузии Вано Мерабишвили отмечал, что руководство Грузии «никогда не рассматривало вопрос о применении силы в Аджарской автономной республике» и что «не собирается использовать силу для урегулирования ситуации в Батуми и перебрасывать туда дополнительные подразделения». А 9 марта, находясь во Франции, Саакашвили даже заявил, что в последнее время «отношения с Абашидзе стали более мягкими».
     Однако первый приезд Саакашвили в Батуми в качестве президента был ознаменован возникшим на улицах города противостоянием поддерживающих Саакашвили активистов «Национального движения», движения «Наша Аджария» и сторонников аджарского лидера Аслана Абашидзе. Затем руководством Аджарии были приняты определенные меры, которые в Тбилиси назвали репрессиями в отношении оппозиции. Саакашвили потребовал от Абашидзе задержать и наказать организаторов политических репрессий и преследования инакомыслящих, в противном случае пообещав возбудить уголовные дела на аджарских руководителей. «Я обязательно отдам распоряжение, чтобы все они были задержаны всеми возможными методами. Я не потерплю создания анклава внутри территории Грузии», - заявлял Саакашвили, находясь во Франции.
     Между тем 9 марта один из лидеров оппозиционного движения «Наша Аджария» Коба Хабази заявил, что на 15 марта в Батуми запланирован многочисленный митинг с требованием отставки Абашидзе, фактически пообещав повторения в аджарской столице ноябрьских тбилисских событий. На слова Хабази, если бы они не были поддержаны президентом Грузии, аджарское руководство особого внимания могло и не обратить. Но Саакашвили тут же публично поддержал аджарскую оппозицию, ясно дав понять, что Хабази выразил не столько свою точку зрения, сколько озвучил план грузинского руководства по отстранению Абашидзе от власти. Понимая, во что может вылиться батумская копия «революции роз», руководство Аджарии решило оповестить представителей дипломатических миссий и международных организаций о тревожной ситуации в республике. В сложившейся ситуации сделать это из Тбилиси для Абашидзе было невозможно, поэтому он 13 марта прибыл в Москву и в этот же день призвал Россию и соседние страны предотвратить насилие в Аджарии, обратив внимание на то, что грузинские спецподразделения приводятся в боевую готовность.
     Пока Абашидзе находился в Москве, Саакашвили, завершив официальный визит в Армению, вернулся в Грузию и направился в Батуми. Однако в Аджарскую автономную республику президентский кортеж, сопровождаемый несколькими единицами военной техники, не пропустили и Саакашвили вынужден был вернуться в Поти. Ответными мерами стало закрытие аэропорта и морского порта Батуми, запрет на передвижение большегрузных транзитных автомобилей через территорию автономии, а также замораживание счетов юридических лиц, зарегистрированных в соответствующих органах власти Аджарии. Саакашвили потребовал от Абашидзе «дать президенту Грузии возможность свободно передвигаться по территории автономии, прекратить в Аджарии преследование людей за их политические взгляды, дать возможность проведения там 28 марта выборов в парламент Грузии в демократической атмосфере, а также разоружения созданного Абашидзе вооруженного формирования численностью 1.500 человек, не препятствовать властям Грузии контролировать порт Батуми и погранпост «Сарпи» на грузино-турецкой границе. При этом на раздумья грузинский президент аджарскому лидеру дал сутки.
     Узнав об ультиматуме, Абашидзе резонно заметил, что для начала ему нужно вернуться в Батуми. Сделать ему это удалось – его самолет, возвращаясь из Москвы, сделал большой круг, дабы не пролетать над центральными районами Грузии. В воскресенье Абашидзе по телефону разговаривал с президентом Грузии Саакашвили и премьер-министром Зурабом Жвания. Разговор не привел к снятию напряжения, и оно продолжает нарастать.
     На момент подготовки материала к печати ситуация такова. По обе стороны аджарской административной границы у реки Чолоки концентрируются войска, при этом поступают довольно противоречивые данные об их численном составе. Бригада минобороны Грузии, дислоцирующаяся на территории Аджарии, вышла из подчинения президенту, главнокомандующему вооруженными силами Грузии и по распоряжению аджарского руководства приведена в более высокую степень боеготовности. Из подчинения Саакашвили вышел и катер грузинского пограндепартамента, который нес службу в Батуми. Аджарское руководство решило объявить на территории республики комендантский час, дополнив этой мерой введенное с 24 ноября 2003 г. чрезвычайное положение (3 января, в канун выборов президента Грузии, режим ЧП был отменен, но с 7 января вновь стал действовать). Абашидзе призвал население автономии выйти на улицы, чтобы «остановить вторжение в республику», и выразил мнение, что в разрешении конфликта между Тбилиси и Батуми для недопущения кровопролития должны быть задействованы российские миротворцы. Предотвратить эскалацию напряженности и начать диалог с целью урегулирования ситуации призвали Тбилиси и Батуми представители ряда оппозиционных грузинских политических партий. В частности, лидер Лейбористской партии Шалва Нателашвили потребовал от властей созыва чрезвычайного заседания парламента Грузии для обсуждения взаимоотношений центра и региона, а также возврата в места постоянной дислокации тех подразделений внутренних войск МВД, которые были переброшены на запад страны в связи с инцидентом у административной границы Аджарии.
     Вопреки утверждениям некоторых грузинских и западных СМИ увеличения численности личного состава дислоцированной на территории Аджарии 12-й российской военной базы не планируется. База не принимает участия в имеющих место событиях, сохраняет нейтралитет, однако вынуждена реагировать на изменение обстановки в регионе, усиливая охрану своих объектов. В настоящее время на базе проходит плановая ротация военнослужащих. МИД и минобороны Грузии были заранее проинформированы об этом.
     Событиями вокруг Аджарии встревожены в европейских структурах. Как заявил специальный представитель генерального секретаря Совета Европы в Грузии Пламен Николов, Совет Европы призывает президента страны Михаила Саакашвили и главу Аджарской автономной республики Аслана Абашидзе «воздержаться от использования силы». «Генсек Совета Европы предлагает Тбилиси и Батуми начать реальный диалог с целью урегулирования отношений, разработать законопроекты о взаимоотношениях между центром и регионом», - указал он. По словам Николова, генеральный секретарь Совета Европы готов направить в Грузию квалифицированных экспертов для участия в подготовке этих законопроектов и создании правовой базы для автономной республики.
     Встревожена развитием ситуации вокруг Аджарии и Россия. Вот что по этому поводу говорится в заявлении официального представителя МИД РФ Александра Яковенко.
     «Развитие ситуации вокруг Аджарии вызывает тревогу и серьезные беспокойства. Есть основания предполагать, что Тбилиси планирует прибегнуть к силе. Грузинские власти должны отдавать себе полный отчет, к чему могут привести подобного рода провокационные действия. Необходимо понимать, что все это может иметь самые тяжелые и непредсказуемые последствия прежде всего для самой Грузии. Грузинское руководство неоднократно заявляло о своем стремлении решать имеющиеся в этой стране проблемы демократическим путем. Вместе с тем складывается впечатление, что по-прежнему слова расходятся с делом.
     Россия считает, что все вопросы, относящиеся к Аджарии, необходимо решать мирным путем через политический диалог. Выдвижение же разного рода ультиматумов, обращение к угрозе силой приведут лишь к скатыванию ситуации к конфликту. В случае кризиса вся ответственность за него ляжет на грузинское руководство».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства