на главную страницу

25 Марта 2004 года

Дальний гарнизон

Четверг

«СУШКИ» над Забайкальскими сопками

Евгений ШАЛЬНЕВ, «Красная звезда».



Как мы сообщали, в середине января нынешнего года министр обороны РФ Сергей Иванов, работавший в соединениях и частях Сибирского военного округа, внезапно поднял по тревоге дислоцирующийся в Бурятии бомбардировочный авиационный полк одного из соединений ВВС и ПВО. Тогда, получив учебно-боевую задачу, экипажи фронтовых бомбардировщиков Су-24М выполнили ракетные удары и бомбометание по двум целям - зенитному ракетному комплексу и взлетно-посадочной полосе условного противника на авиационном полигоне Новоселенгинский. Глава военного ведомства остался доволен действиями авиаторов, оценив их на «хорошо», и наградил командира полка полковника Сергея Дронова ценным подарком.


     Гвардейский Краснознаменный Оршанский ордена Суворова 3-й степени авиационный полк, которым командует полковник Дронов, был сформирован в мае 1938 года в Киеве. Его летчики участвовали в боевых действиях против белофиннов, обороняли Москву, освобождали Ленинград от блокады, участвовали в Висло-Одерской операции, брали Берлин. За годы Великой Отечественной войны 13 человек удостоены высокого звания Героя Советского Союза. После окончания войны полк передислоцирован в Азербайджан, а в 1969-м, когда обострились отношения с Китаем, - в Бурятию. С 1979 года летчики полка летают на СУ-24М.

     …Этот дальний гарнизон авиаторов расположился среди забайкальских сопок. Местные жители из поколения в поколение передают легенду о том, что якобы здесь в давние-давние времена умерла и была захоронена одна из жен «Великого завоевателя» - Чингисхана. Возможно, легенда возникла из-за того, что одна из сопок по своим очертаниям действительно напоминает человеческое тело. И, как рассказывают старожилы гарнизона, летчики, заходя на аэродром, выбирают эту необычную сопку в качестве одного из ориентиров.

     Чем сегодня живут авиаторы, как в суровых климатических условиях решают задачи по поддержанию высокой боевой готовности, летных навыков, как «ставят на крыло» молодых офицеров? Вот что рассказал о проблемах дальнего гарнизона 42-летний командир полка, военный летчик-снайпер полковник Сергей Дронов, имеющий налет более 1.600 часов:

     - Служба здесь, в Забайкалье, во многом специфичная, уникальная. Климат - резко-континентальный. Зима с сухими морозами и малым количеством снега. Короткое, жаркое лето с обильными осадками в июле и августе. Большинство дней в году небо чистое и ясное, видимость «миллион на миллион».

     Одна из особенностей нашего аэродрома в том, что он расположен в низине, среди сопок, высота которых достигает до 600-700 метров над уровнем моря. Особенность Забайкалья - посадки и взлеты в условиях разряженной атмосферы. Это дает неограниченные возможности для посадок с максимальными массами по сравнению с равнинной местностью. Молодые летчики с первых шагов приобретают навыки посадки в высокогорье в условиях низкого давления.

     Полигон, где отрабатываются удары по наземным целям, находится на значительном удалении от аэродрома, а местность - горно-холмистая, практически без характерных наземных ориентиров, к которым летчики, при выполнении учебно-боевых задач могли бы «привязаться». Для летчиков значительно отличаются и высоты боевой работы в горной местности от тех, что на равнине. Здесь свои особенности как при выполнении построения маневра для атаки наземных целей, так и на режиме применения боеприпасов. Но не в этом проблема. Она в другом - те 2-3 летные смены в месяц, которые можно пока позволить исходя из выделенного топлива, явно недостаточны для полноценной подготовки молодых летчиков. Да, опытным специалистам для поддержания навыков этого хватает, а вот чтобы готовить замену из молодых, маловато. Необходимый минимум – 5-6 летных смен. Если в 1980-е годы для подготовки молодого летчика до уровня 1-го класса уходило 3-4 года, то сейчас этот процесс растягивается на 5-6 лет, тем более что и налет в военных училищах значительно снизился. Да, в последнее время ситуация начала постепенно улучшаться, но все же не так быстро, как хотелось бы.

     Недостаточный налет летчики частично компенсируют интенсивными занятиями на комплексном тренажере. Он позволяет имитировать взлет и посадку самолета, моделируя различные условия, максимально приближать тренировку к реальности. Ежемесячно до 20-30 часов тренажей проводятся с каждым летчиком. Вроде бы замечательное подспорье, но сам тренажер, на обслуживание которого по штату предусмотрено 5 человек, используется аж с 1979 года со всеми вытекающими отсюда проблемами.

     Но никакая имитация не позволит отработать действия экипажа по дозаправке в воздухе - как от специального танкера, так и от такого же Су-24М. В полку этот элемент летной подготовки, который по большому счету определяет мастерство летчика, отрабатывают на каждых учениях и тренировках. Самолеты находятся буквально в 15 метрах друг от друга, и требуется поистине филигранная техника пилотирования, чтобы приемником топлива, размер которого около 50 сантиметров, на скорости до 800 километров в час попасть в штангу дозаправки. Это под силу только настоящим профессионалам. Они имеются в полку, но им надо готовить достойную смену, и без интенсивных плановых полетов здесь не обойтись.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства