Ирина Терехова пришла в армию в 1992 году, когда многие офицеры покидали ее ряды в поисках лучшей доли. Ирине присвоили звание прапорщик и приняли на должность фельдшера (спасатель бортовой) летающей лаборатории.
Везде, где идет война, появляется самолет «Скальпель». Он на своих крыльях приносит раненым веру в жизнь. Летающий госпиталь, оборудованный современной медицинской техникой, с военным экипажем на борту приходит на помощь тем, кто пострадал в боях. Дело у летчиков и медиков одно: принять тяжелораненых и доставить их в госпиталь, где можно оказать специализированную помощь. Порой за многие сотни километров.
Первый раз на «крылатой скорой помощи» Ирина отправлялась в Приднестровье. Потом были полеты в Абхазию и Таджикистан. Самыми трудными стали рейсы «Скальпеля» по маршруту Моздок — Чкаловский в начале 1995 года. Детали тех перелетов Ирина Алексеевна вспоминает с неохотой. В ее взгляде до сих пор вопрос: «Как передать словами всю увиденную боль и страдания?» За все время работы фельдшером она участвовала в перевозке более тысячи военнослужащих, ни один из них на борту не умер. Она оживляется, вспоминая подполковника Сергея Казеева, экипажи, вместе с которыми довелось работать. И с особой теплотой рассказывает о них, забывая упоминать о себе. На память о тех днях у нее остались летная книжка и медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Война заставила прапорщика Терехову по-новому взглянуть на мир и принять решение, определившее всю ее дальнейшую жизнь.
- Нельзя забывать об инвалидах войны, - говорит Ирина. - Их надо обучать, им надо помогать. Ведь главное в человеке не его физические данные, а душа и нравственный стержень. Поэтому и решила стать психологом, чтобы заняться этой работой. Словом, советом можно реально помочь людям «вернуться с войны».
Она упорно шла к цели и окончила медицинский университет по специальности «Практическая психология». После получения высшего образования ей присвоили звание лейтенант и стали подыскивать новое место службы. После нескольких собеседований Ирину Терехову направили в пункт психологической помощи и реабилитации войсковой части. Начинать пришлось среди голых стен. Для кого-то это - трудности, а для нашей героини - возможность применить знания. Постепенно мечты превратились в реальность. Уютные кабинеты и классы, наверное, еще не в полной мере соответствуют самым современным требованиям, но... Не будем перечислять проблемы. Командир части генерал-майор Алексей Самолькин, может, и с опаской бравший молодого специалиста, теперь об этом не жалеет и оказывает всяческую помощь. Не обделяет вниманием пункт реабилитации и Главное управление воспитательной работы. Спонсоры недавно подарили телевизор и видеомагнитофон.
...Нашу беседу прервал приход на занятия подразделения солдат срочной службы. И вновь мне довелось увидеть сияющие теплом глаза. Психолог помогает подопечным вырабатывать положительные установки к военной службе. После занятия, уже без Ирины, беседуя с молодыми солдатами, слышал: «Она нам действительно помогает... И командир к ней прислушивается... С ней всегда можно по-человечески поговорить... Перед армией столько «страшилок» наслушался, а здесь все совсем по-другому...»