на главную страницу

13 Апреля 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

Каспийский узел

Роман СТРЕШНЕВ, «Красная звезда».



Каспийское море и регион в целом все больше приковывают к себе внимание мирового сообщества. То, что к Каспию проявляют повышенный интерес многие государства, находящиеся очень далеко от него, не случайно. Данное пространство - не только кладезь углеводородного сырья, но и важнейший геополитический узел, связующий Европу, Азию и Ближний Восток. Вместе с тем неразрешенность статуса Каспия порождает огромное количество проблем, которые требуют скорейшего решения, в том числе и для нормальной жизнедеятельности прикаспийских государств. Нельзя также допустить, чтобы этот регион превратился в еще одну кровоточащую рану на планете.

     
Икра раздора


     6 апреля в Москве прошла встреча министров иностранных дел пяти прикаспийских государств. С инициативой ее проведения выступила российская сторона. Представители Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана в очередной раз обсудили каспийскую проблематику, а также рассмотрели ход подготовки к встрече глав прикаспийских государств. Было решено, что саммит пройдет в Тегеране во второй половине этого года.
     Напомним, что по разграничению каспийского дна, богатого углеводородами, уже достигнуты договоренности между тремя из пяти прикаспийских стран - Азербайджаном, Казахстаном и Россией. Положительную динамику привносит возобновление азербайджано-туркменских переговоров. Постепенно движется вперед работа и по согласованию позиций всех прикаспийских государств по выработке статуса водоема. Как заявил в этой связи министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в разработке Конвенции по определению правового статуса Каспия «достигнут существенный прогресс». Например, на недавних переговорах рабочих групп в Баку экспертам удалось согласовать ряд положений проекта Конвенции по правовому статусу Каспия. Ныне документ готов примерно на 60—70 процентов.
     Хорошим примером стало и подписание в ноябре прошлого года всеми пятью странами Конвенции о защите окружающей среды Каспия. Это особенно важно, так как экологическая ситуация в регионе вызывает все большую озабоченность не только прикаспийских стран, но и мирового сообщества. Прежде всего это связано с увеличением нефтедобычи, что зачастую приводит к загрязнению биосферы водоема и прилегающих к нему территорий. В некоторых прикаспийских странах до сих пор не определен предельно допустимый уровень нефтедобычи без нанесения ущерба морской экосистеме. Не выделены также заповедные участки прибрежных вод, где хозяйственная деятельность вообще должна быть запрещена. После подписания конвенции государства региона обязались самостоятельно или совместно принимать меры по недопущению загрязнения морской среды Каспия, прилагать усилия для охраны, сохранения и восстановления его биоресурсов, использовать другие ресурсы водоема таким образом, чтобы не наносить ущерба морской среде, сотрудничать друг с другом и с компетентными международными организациями.
     Центральной проблемой защиты каспийских биоресурсов является сохранение ценнейшей популяции осетровых. Недавно российскими пограничниками в северной части Каспийского моря было задержано азербайджанское судно-нарушитель «Самур». По всей видимости, его экипаж занимался браконьерством, так как при осмотре трюмов судна было обнаружено более 8 тонн осетровых, лов которых строго ограничен.
     На днях департамент ООН по охране животного мира потребовал от прикаспийских государств предоставить убедительные доказательства того, что они предпринимают меры по охране популяции осетровых. В противном случае ООН грозит ввести международный запрет на экспорт икры этими странами. Это в свою очередь способно лишить госбюджеты прикаспийских стран солидных средств. Ведь на Западе 1 грамм икры белуги стоит 3,5 доллара. Тем не менее, по подсчетам специалистов, с 1970 года популяция осетровых в Каспийском море уменьшилась почти на 90 процентов, а недавние исследования показывают, что только за 2001—2002 годы наблюдалось резкое ее сокращение - на 40 процентов.
     Большая часть добытых преступным путем денег вновь попадает в ту же криминальную стихию, в том числе вкладывается в незаконный оборот наркотиков, оружия, нефтепродуктов. Значительную часть этого бизнеса держат под контролем лица, прямо или косвенно связанные с террористическими организациями и религиозно-экстремистскими течениями, что приносит последним немалые средства. При этом их представителям крайне невыгодно, чтобы на Каспии воцарился жесткий контроль. Как известно, борьба с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, организованной преступностью и другими угрозами на Каспии является предметом особой озабоченности всех стран региона.
     Примечательно, что в ходе встречи министров затрагивались не только проблематика статуса Каспия, но и комплекс региональных проблем, в том числе вопросы борьбы с терроризмом, наркобизнесом и браконьерством. В этой связи иранская сторона предложила создать совместную специальную структуру по борьбе с международным терроризмом, что поддержали и остальные представители прикаспийской пятерки. «Нашим странам важно договориться о развитии взаимодействия в борьбе с терроризмом и другими новыми угрозами в этом регионе», - подчеркнул Сергей Лавров.
     Тем не менее некоторые принципиальные разногласия так и не удается разрешить. А из-за неопределенности правового статуса Каспия возникает множество более мелких, но не менее важных проблем, в том числе, касающихся добычи углеводородов, обеспечения безопасности, сохранности экосистемы этого уникального водоема. Наиболее жесткую и непримиримую позицию занял Иран, который настаивает на решении вопроса путем раздела Каспия на равные двадцатипроцентные сектора.

     
Эффект «демократической дубинки»


     Известно, что Каспийский бассейн уже давно притягивает к себе пристальное внимание США. Основные причины тому - не только богатые энергоресурсы, но и стратегически важное его положение. Хотя после оккупации Ирака интерес Вашингтона к Каспию несколько ослаб, и это объясняется прежде всего тем, что оценка запасов каспийской нефти оказалась несколько завышенной. Кроме того, в отличие от Ирака, где стоимость добычи барреля нефти составляет всего около трех долларов, добыча такого же количества каспийской нефти обходится значительно дороже. Не все пока ясно и с транспортировкой. Да и качество каспийской нефти ниже, чем иракской.
     Тем не менее Каспийский регион для США остается важнейшей линией внешнеполитической деятельности. Как в качестве альтернативного варианта в обеспечении углеводородами, поскольку Персидский залив весьма нестабилен, так и в плане продвижения американских интересов на Восток. При этом Вашингтон проявляет в регионе немалую активность, развивая политическое, экономическое, военное и военно-техническое сотрудничество с прикаспийскими государствами.
     По некоторым данным, уже идут консультации о том, чтобы вооруженные силы США вскоре появились на территории Азербайджана. В частности, этот вопрос обсуждался в ходе недавнего официального визита министра обороны республики Сафара Абиева в Вашингтон. Еще в ходе декабрьского визита в Баку глава Пентагона Дональд Рамсфелд заявил, что Америка «намерена и в будущем развивать и расширять сотрудничество с Азербайджаном в военной сфере». Тогда он отметил, что Вашингтон будет оказывать содействие Баку в усилении потенциала по защите республиканских водных рубежей, обеспечении безопасности энергопроектов, борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
     Правда, речь о создании на территории республики временных или постоянных американских военных баз пока не идет. В ходе недавнего визита в Баку первый заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж заявил, что Соединенные Штаты не заинтересованы в размещении в Азербайджане своих военных баз. Вместе с тем Пентагон планирует временное размещение в республике мобильных подразделений вооруженных сил США с целью обучения азербайджанских военнослужащих, а также для модернизации и реконструкции военных аэродромов. В рамках сотрудничества в обеспечении границ США уже предоставили Азербайджану несколько катеров. В планах также проведение в республике совместных антитеррористических учений.
     Соединенные Штаты развивают всестороннее сотрудничество с еще одним прикаспийским государством - Казахстаном. Здесь недавно побывал с краткосрочным визитом министр обороны США Дональд Рамсфелд, который вел речь о расширении американо-казахстанских военных связей.
     Надо сказать, что в сентябре 2003 года подписан пятилетний «План совместных действий Казахстана и США по обеспечению безопасности на Каспии». В соответствии с этим документом Пентагон планирует поставить казахстанской стороне четыре вертолета «Хьюи», самолет С-130 «Геркулес», автомобили «хаммер» и несколько кораблей водоизмещением до 1.000 тонн. Казахстанские пограничники с американской помощью планируют в 2004 году установить радиолокационное наблюдение практически за всем национальным сектором Каспийского моря, в том числе и за его дном. Представители Пентагона и министерства обороны Казахстана достигли также договоренностей по созданию центра антитеррористической подготовки, что предполагает присутствие на казахстанской территории американских инструкторов.
     Немалую финансовую поддержку Вашингтон оказывает Астане и в создании полноценных военно-морских сил республики. До 2003 года Казахстан имел на Каспии только пограничные катера и один сторожевой корабль. С подачи Пентагона будущих офицеров казахстанского флота планируется готовить не только в Актауском военно-морском институте, но и в Турции, Греции, Италии и Испании.
     США пытаются постепенно усилить свои позиции и в нейтральном Туркменистане, при этом не забывая оказывать политическое давление на Ашхабад посредством излюбленных Вашингтоном «демократической дубинки» и прав человека. Как результат, на днях руководство республики выступило за активизацию сотрудничества с Североатлантическим альянсом. «Отныне мы начинаем тесное сотрудничество с НАТО», - заявил президент республики Сапармурат Ниязов на подписании постановления об индивидуальной программе партнерства Туркменистана в рамках программы НАТО «Партнерство во имя мира» на 2004—2005 годы. В числе ее приоритетных направлений - вопросы подготовки военных кадров, модернизации вооружения, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
     Что же касается отношений России и США в районе Каспийского моря, то совершенно очевидно, что их интересы здесь пересекаются. Так, например, наша страна решительно выступает против строительства транскаспийских газо- и нефтепроводов, которые пройдут по морскому дну. Это связано прежде всего с высокой сейсмической активностью региона, что может привести к масштабной экологической катастрофе. Россия же вполне способна пропустить весь объем каспийских углеводородов через свои трубопроводы. В свою очередь США не скрывают, что хотят создать систему газо- и нефтепроводов в обход нашей страны. Вызывает некоторое раздражение Вашингтона и то, что Москва все активнее участвует в программе транспортного коридора «Север - Юг».
     Усиливающаяся и зачастую необоснованная активность Белого дома породила довольно резкую реакцию Кремля. Так, недавно специальный представитель Президента России по Каспию, заместитель министра иностранных дел РФ Виктор Калюжный заявил, что «по большому счету американцам вообще нечего делать на Каспии, в том числе и с точки зрения обеспечения безопасности этого важнейшего региона». Комментируя активные контакты с прикаспийскими странами спецпредставителя Госдепартамента США по Каспийскому региону Стивена Манна, Виктор Калюжный заявил, «я предлагал господину Манну, если у вас интерес к Каспию, у нас появляется интерес к Великим озерам. Давайте внесем предложение о введении должности спецпредставителя России по Великим американским озерам». «Есть указания Президента РФ - обеспечить максимальный объем транспортировки каспийских энергоресурсов через Россию. США нас обвиняют в монополизме в этом отношении. Но американцы ведут свою игру», - отметил дипломат.
     Очевидно также, что проблемы безопасности прикаспийские страны должны решать самостоятельно, взаимодействуя между собой, без привлечения какой-либо третьей стороны. Ведь для этого у этих государств есть необходимый потенциал. Мир и стабильность на Каспии должны обеспечиваться самими прибрежными государствами, а присутствие иностранных сил способно лишь усложнить этот процесс. Вместе с тем, учитывая то, что террористическая угроза в последнее время набирает обороты, говорить о демилитаризации Каспийского моря пока рано. В этой связи в МИД РФ выражают убежденность, что прикаспийские государства «придут к консенсусу в том, что не нужно вооружаться, а необходимо сохранять и укреплять то, что уже есть». Если же сейчас на Каспии будут установлены жесткие границы, то их будет необходимо охранять и создавать соответствующие силы и средства. Тогда о какой демилитаризации может вообще идти речь?
     Несомненно, что результативный политический диалог пяти прикаспийских стран будет служить скорейшему решению всех имеющихся проблем, что, естественно, ограничит шансы тех, кто пытается «погреть руки» на существующих противоречиях.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства