на главную страницу

17 Апреля 2004 года

Азимут

Суббота

Как зажечь факел интереса?

Полковник запаса В. ЕФРЕМОВ, кандидат исторических наук, доцент.



     Не секрет, что в последнее время у молодежи заметно снизился интерес к истории своего Отечества. С чем это связано? По-видимому, с низким уровнем преподавания истории в средней школе, с явным преобладанием меркантильных интересов юношей на фоне многочисленных экономических проблем. И мы в Вольском филиале сегодня наблюдаем картину: поступающие в наш вуз ребята не знают из своей истории того, что раньше знали не только в младших классах, но даже в детском саду. Например, курсанты 1-го курса не могут объяснить, чем известны Александр Невский и Дмитрий Донской, Александр Суворов и Михаил Кутузов...
     В немалой степени это, наверное, объясняется и перекосом в трактовке многих исторических событий в печати и некоторых учебниках вплоть до того, что мол, Бородинская битва - это однозначно поражение Русской армии, что и Ивана Сусанина не было как такового, что Матросов подвиг не совершал...
     Вот со всем этим нам, преподавателям, приходится встречаться на занятиях и наверстывать самые элементарные пробелы обучения истории в средней школе. Мы уже поняли, что простых, даже интересных сообщений об исторических событиях, о которых не знали курсанты, недостаточно. Надо прививать интерес к истории и в этом доходить до самой сути, доводить до понятия, почему мы ее должны знать.
     Следует внушать курсантам, что исторические факты нужны для понимания как сегодняшних событий, так и будущего. И нередко мы начинаем даже вот с чего. Аудитории задаем вопрос: «С чего начинается история?» Многие отвечают сухо и неуверенно. Но когда молодым людям объясняешь, что история начинается с них самих, с истории их рода и семьи... Спрашиваем обычно: «Сколько вы знаете поколений в вашем генеалогическом древе?» На практике современные курсанты 1-го курса, да и то не все, могут назвать не более 3-4 поколений. Вот и вывод: о какой истории можно говорить, если мы – Иваны, не помнящие своего родства?
     Безусловно, возбудить интеллектуальное историческое «либидо» - это особое искусство, индивидуальное у каждого преподавателя. Не зря говорят, что главное в преподавании любой дисциплины (особенно истории) – не наполнить «сосуд» какими-то суммами знаний, которые забудутся вскоре после экзамена, а зажечь факел интереса к приобретению этих знаний, тогда сам обучаемый до конца жизни будет восполнять их. Именно на это правило и полагаются преподаватели нашей кафедры по курсу отечественной истории.
     С этой целью на лекциях используются самые активные методики повышения эффективности занятий: мультимедийное сопровождение лекций, видеофрагменты по наиболее интересным темам, художественные образы исторических событий. Например, по теме «Эпоха Петра Великого» организуется демонстрация фрагментов художественного фильма «Петр I», видеосопровождение структурно-логических схем о сущности его реформ, приводятся примеры взаимосвязи петровских преобразований с преобразованиями сегодняшнего дня, с профессией офицера-специалиста служб Тыла.
     В качестве дополнения к лекционному материалу в вечернее и воскресное время силами преподавательской кафедры проводятся такие мероприятия, как брейн-ринги «История Отечества: что, где, когда?», «Россия в зеркале нашей истории» с выявлением лучшего историка на курсе, в филиале. Немаловажное значение в повышении интереса к истории играют диспуты, конкурсы членов ВНОК с определением дипломантов и т.д. По итогам прошлого года в результате состязания на знание отечественной истории лучшим историком 1-го курса признан курсант А. Воронцов, лауреатами конкурса лучших историков филиала стали сержант С. Макаев, курсанты Р. Ибрагимов, А. Каримов, В. Мишин, С. Яремчук.
     Большое внимание уделяется семинарским занятиям. Если преподаватель добивается того, что курсант на семинар идет с интересом и желанием узнать что-то новое, то это – уже успех. Но на практике это сделать не так просто. Для того чтобы курсант сам ждал и мечтал попасть на семинар по истории, его действительно нужно готовить заранее, мотивируя его заинтересованность.
     Особую творческую атмосферу на занятиях по отечественной истории создают заместитель начальника кафедры, доцент полковник А. Радионенко, старший преподаватель подполковник С. Чебак. На занятиях у нас нередко присутствует заместитель начальника филиала по воспитательной работе полковник А. Наумлюк, и потом с нами, преподавателями, делает разбор этих занятий.
     Научить курсантов любить историю своей Родины, профессию ее защитника – вот высшая цель преподавателя.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства