на главную страницу

17 Апреля 2004 года

История Отечества

Суббота

Восставшие с колен

200 лет Первому сербскому восстанию 1804 - 1813 гг.

Ярослав ЯСТРЕБОВ.



Весна 2004 года выдалась нелегкой для Сербии. Даже на Балканах трудно зимовать при нехватке энергоносителей. А у сербов еще с 1990-х годов - тяжелый кризис. Последствия блокады и натовских бомбежек до сих пор не преодолены, за минувшие годы из Хорватии, Боснии и Герцеговины, Косово в Сербию прибыли сотни тысяч беженцев. В довершение всех бед в марте 2004 года албанские экстремисты учинили в Косово новые погромы сербов.

     Некая трагическая символика заключается в том, что сербы встречают великий юбилей
     200-летия возрождения своей государственности в столь сложной ситуации. Два века назад их положение было куда трагичнее, но они сумели подняться с колен. Чтобы понять характер и судьбу этого героического народа, следует обратиться к истории Первого сербского восстания, которое началось в 1804 г.
     После поражения сербов на Косовом поле в 1389 г. их государственность под властью турок-осман просуществовала до второй половины XV столетия, когда сербские земли были присоединены собственно к Османской империи и превращены в ее провинции. Вскоре исчезла сербская аристократия. Народ был представлен сословиями крестьян, купечества и духовенства. Последнее во многом и выступало главным хранителем национальной культуры.
     Сербы-христиане были подвластными - “райей” в Османской империи и по закону являлись “людьми второго сорта”. На них были наложены особые повинности, христиане не имели права занимать государственные должности, иметь оружие и т.п. Однако следует отметить, что самые страшные времена османского ига начались тогда, когда ослабла власть султанов и центральной турецкой администрации. Этот процесс начался в XVII в. и привел к подлинной анархии в последней четверти XVIII в.
     Османская империя после тяжелых поражений от русских в 1787 - 1791 гг. вступила в полосу тяжелого кризиса. Разложившиеся турецкие войска подвергали Балканы грабежам, шайки разбойников стали хозяевами в целых областях, паши превратились в самостоятельных правителей.
     В условиях этой анархии часть главарей янычар установила в Белградском пашалыке (центр нынешней Сербии к югу от рек Дунай и Сава) свою власть. Став бунтовщиками даже в глазах Стамбула, они подвергали тяжелому угнетению сербское население. Сербы в ответ стали готовить восстание. Тогда янычары в начале 1804 г. пригласили якобы для переговоров 70 наиболее уважаемых сербских лидеров - “кнезов” (главы больших сельских общин), купцов, священнослужителей и всех их перебили (этот трагический эпизод сербы называют “сеча кнезов”). Но это вероломство только ускорило восстание, которое вспыхнуло в феврале 1804 г.
     Повстанцы на своей скупщине избрали предводителем Георгия Петровича, прозванного Карагеоргием. Он имел большой боевой опыт. Так, в ходе войны России и Австрии против Турции (1787 - 1791 гг.) собрал и возглавил сербский добровольческий отряд, сражавшийся на стороне австрийской армии. Это был опытный, храбрый и безжалостный человек, который сумел сплотить повстанческие силы, преодолевая сопротивление местных воевод и “кнезов”. К России сербы обратились за помощью в том же 1804 г. Им была оказана материальная и дипломатическая поддержка.
     Первоначально сербские повстанцы провозглашали, что ведут борьбу лишь против врагов султана - янычар-бунтовщиков. И уже в 1804 г. почти весь Белградский пашалык находился в руках сербов. Но уже на следующий год началась война непосредственно с центральной турецкой властью. В августе 1805 г. в первой серьезной битве с султанскими войсками при деревне Иванковац сербы разбили наступавших из Ниша (Южная Сербия) турок, возглавляемых Хафиз-пашой.
     В 1806 г. сербы добились новых успехов. На плато Мишар (северо-запад Сербии) близ Дуная Карагеоргий разбил 40-тысячную армию, возглавляемую боснийским агой Сулейман-пашой. После этого в декабре
     1806 г. был взят Белград, а затем пал и Шабац - последние турецкие форпосты на севере Белградского пашалыка.
     Сербские отряды вели наступление на Боснию и на Метохию (северо-западная часть нынешнего края Косово). На южном направлении сербам противостояла сильная группировка из албанских ополчений скадарского, лесковацкого, враньского, приштинского, джаковицкого, призренского и скопьеского пашей (из Северной Албании, Южной Сербии, Косово, Македонии) общей численностью в 33.800 бойцов. Значительные силы противник имел на западе (Боснийский пашалык) и востоке (Видинский пашалык). Таким образом, сербам приходилось сражаться в условиях полуокружения. По совету из России сербы в 1806 г. пошли на примирение с султаном, заключив мир на условиях признания значительной сербской автономии.
     Но в декабре 1806 г. началась очередная русско-турецкая война, что сразу же облегчило положение сербов. Они отказались от подписанного с турками мира. В 1807 г. русские войска вступили в Северо-Восточную Сербию, где были с восторгом встречены
     местным населением. Особое впечатление на сербов производили казаки. В июле 1807 г. в битве при Штубике русские и сербы сообща разгромили турок.
     Неудачи в войнах с Францией вынудили Россию уже в августе 1807 г. заключить перемирие с Турцией. В результате сербы, как воюющая сторона, также получили передышку до 1809 г., когда боевые действия возобновились.
     В 1809 г. успех поначалу сопутствовал сербам, которые освободили значительные территории на юге и юго-востоке Сербии, подступив даже к Нишу и Нови-Пазару. Однако турки и албанцы в мае 1809 г. на Каменице под Нишем остановили сербское наступление, а затем севернее под Делиградом в июне того же года нанесли им новое поражение. Сербам пришлось отступать. Но в 1810 г. они вместе с русскими войсками разбили противника на востоке у Кладово и Брза-Паланки, а затем и на юге под Варварином.
     В 1811 г. сербы и русские совместно действовали под Лозницей на границе с Боснией и под Видином на северо-западе Болгарии. Однако в это время русскому правительству пришлось часть войск с Дуная перебросить на западные границы Российской империи ввиду угрозы со стороны Франции и ее союзников.
     В 1812 г., когда “Великая армия” Наполеона уже разворачивалась в Польше, Кутузов сумел блестяще провести переговоры с турками и заключить в мае месяце Бухарестский мир. Статьей 8 Бухарестского договора Сербия признавалась фактически автономной.
     В июне 1812 г. войска Наполеона вторглись в Россию и все русские войска с Дуная (Молдавская армия) были отправлены против французов. В этой ситуации турки, основательно подготовившись, в 1813 г. вторглись крупными силами в Сербию с нескольких направлений. Сербы пытались прикрыть свои рубежи, но были разгромлены. Массы беженцев ринулись на север за Дунай. С ними свою страну покинул и Карагеоргий. Часть же сербских предводителей осталась и с покорностью встретила турецкие войска. В числе таких был и Милан Обренович - кум Карагеоргия и активный участник Первого сербского восстания.
     Турки были вынуждены сохранить некоторое внутреннее сербское самоуправление. Так, Обренович был поначалу поставлен “оберкнезом”, то есть главою трех нахий (округов), а затем и “башкнезом” - главным (от тур. “баш” - голова) “кнезом” над сербами.
     Уступки султана в отношении сербов были фактическим признанием завоеваний Первого сербского восстания турками. Во-первых, к этому их принуждали полное отсутствие в Сербии в 1813 г. какого бы то ни было турецкого элемента и необходимость создания более-менее эффективной администрации, для чего пришлось опираться на элементы власти, созданной сербскими повстанцами. Во-вторых, это было неизбежно перед лицом России, ибо автономия Сербии была зафиксирована в международно-правовом акте - Бухарестском мирном договоре 1812 г.
     Милан Обренович не собирался мириться с турецкой властью. Весной 1815 г. он с рядом кнезов подготовил и начал Второе сербское восстание. Когда летом
     1815 г. пришло известие об окончательном разгроме Наполеона под Ватерлоо, турки пошли на компромисс. Первоначально сербы получили самоуправление под верховенством Милана Обреновича, который был признан сербским князем. Однако турецкие гарнизоны в крепостях на территории Сербии были сохранены, султану выплачивалась ежегодная дань. Однако путь к независимости, начатый в феврале 1804 г., был продолжен и привел к полной самостоятельности сербского государства в 1878 г.
     Так, нелегко, ценою тяжелых потерь, на пути славных побед и горьких поражений, опираясь на героизм в бою и неисчерпаемое терпение в период отступлений, сербы медленно, но верно восстановили свою государственность. И это сочетание терпения в страдании и героизма в битве, как представляется, и есть основа сербского национального характера.
     Говоря о близости России и Сербии, следует особо обратить внимание на ту жертву, которую в 1813 г. сербы положили на алтарь славянского братства. Турки не стали воевать против русских в 1812 г. вместе с Наполеоном, как это сделали многие, включая Австрию и Пруссию. А ведь французский император весьма на турок рассчитывал. Известие о мире русских с турками застало его уже в пути к “Великой армии” и вызвало сомнения в успехе задуманной им кампании.
     Продолжение войны с Россией означало для Турции продолжение войны с сербами и черногорцами, которая все более будоражила другие покоренные народы Балкан. Примирение же с Россией означало нейтрализацию Черногории и при начале войны Наполеона с русскими оставляло Сербию один на один с турками.
     Понятно, что турки выбрали второе. И нанесли удар по одинокой Сербии, которой Россия в 1813 г. не могла оказать быстрой и действенной военной помощи.
     Черногорцы же были заняты в это время во французских владениях на Адриатике, стремясь оказать максимальную помощь русским в их борьбе против Наполеона. Недаром правивший тогда в Черногории митрополит Петр I Негош сказал: “Если не будет русских, не будет и других славян, а тот, кто против русских - против всех остальных славян”. И черногорцы в 1812 г., получив известия о вторжении Наполеона в Россию, начали наступление на французские владения на Адриатическом побережье, в частности в заливе Бока Которская, который быстро захватили вместе с городами Котор, Пераст и другими.
     Сербы остались одни, и их героическое восстание потерпело поражение. Но в результате начавшееся в 1804 г. Первое сербское восстание оказало неоценимую помощь России в 1812 г. в небывалой схватке с Объединенной Европой Наполеона, связав руки Турции. И эту жертву братского народа не стоит забывать, особенно в дни славного 200-летнего юбилея Сербского Национального Возрождения.
     На фото :Воин сербского казачьего полка. 1813 г.Георгий Петрович (Карагеоргий).


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства