на главную страницу

21 Апреля 2004 года

Мнение очевидца

Среда

Нас выводили в чистое поле

Беседовал Денис ЛЕВИНСКИЙ.



Десять лет назад советские войска покинули Германию. Тогда была проведена, пожалуй, самая масштабная и быстрая передислокация столь крупной группировки, как Западная группа войск. Была поставлена точка в послевоенном противостоянии бывших союзников по антигитлеровской коалиции, которое сопровождалось многочисленными скандалами и закулисной борьбой спецслужб. Завершилась целая историческая эпоха, начало которой положила Вторая мировая война. О некоторых подробностях минувших дней рассказывает шестнадцатый и последний главком ЗГВ генерал-полковник Матвей Бурлаков.

     - Матвей Прокопьевич, если не секрет, как вы стали главкомом ЗГВ?

     - Решение о моем назначении принималось руководством Министерства обороны и лично Горбачевым. Помню, в конце 1990 года меня вызвали в Москву и приказали принять должность главкома ЗГВ. В тот момент как раз проходил и пленум ЦК КПСС…

     - У вас была личная встреча с Президентом СССР и Генеральным секретарем ЦК? Волновались?

     - Волновался, ведь далеко немногим, даже учитывая тогдашнюю демократизацию, довелось общаться с вождем перестройки. Аудиенция состоялась в перерыве между заседаниями пленума. К Горбачеву мы подошли вместе с маршалом Язовым, потом к нам присоединился Николай Иванович Рыжков. Генсек начал с вопроса: «Мы с вами уже встречались?» Я ответил утвердительно. В своих рекомендациях Михаил Сергеевич коснулся экономических и политических проблем, связанных с выводом войск из Германии. Посоветовал наладить связи с местным и федеральным руководством ФРГ, обратил особое внимание на реализацию принадлежавшей СССР недвижимости…

     - В прессе зачастую упоминались прямо-таки фантастические цифры по поводу стоимости нашей недвижимости…

     - В Восточной Германии Советский Союз обладал наиболее развитой инфраструктурой среди всех социалистических стран. В разговоре со мной Горбачев предположил, что наша недвижимость оценивается в 30 миллиардов западногерманских марок. Колоссальная цифра, хотя полностью ее никто никогда не уточнял. Но с другой стороны – ничего удивительного. Группа войск располагалась в 777 военных городках. В них насчитывалось 36.290 зданий и сооружений. Более 21 тысячи объектов были построены на средства Советского Союза. Текущая стоимость недвижимости, являющейся собственностью СССР, составляла около десяти с половиной миллиардов марок.
     В ходе реализации нашей недвижимости часто возникали конфликтные, а порой и тупиковые ситуации. По кабальному соглашению реализация всего имущества группы была поручена министерству финансов Германии. Вполне естественно, что немцы не были заинтересованы в выгодной продаже наших объектов. Москва же в лице Горбачева и Ельцина не проявила должной политической воли в этом вопросе. А ведь за объединение Германии и вывод войск немцы были готовы выложить десятки миллиардов в валюте. Но Горбачев довольствовался 12 миллиардами «отступных». Ельцину за ускорение вывода ЗГВ хватило 500 миллионов долларов.
     По межгосударственным соглашениям от 16 декабря 1992 года вся недвижимость России в ЗГВ перешла в собственность Германии. Таким образом, всю нашу недвижимость немцам практически подарили. Зато средства массовой информации Германии подвергли нас жесткой критике за то, что мы разбирали сборно-разборные строения для дальнейшей транспортировки в Россию.

     - Упражнялись, помнится, и отечественные СМИ. Писали, к примеру, о том, что вывод ЗГВ напоминал стремительное бегство. Но кто виноват в этом?

     - Высшее руководство Советского Союза и ближайшее окружение Горбачева. Они-то и проводили недальновидную и безответственную политику. Сам Михаил Сергеевич добился мировой популярности благодаря тому, что в угоду внешнеполитическим дивидендам забыл о внутренних проблемах страны. Ради дружеских улыбок западного обывателя и прозвища Горби он махнул рукой на интересы страны.
     С не меньшим цинизмом аналогичную политику продолжил и Борис Ельцин. В угоду своему другу канцлеру Германии Гельмуту Колю он на четыре месяца сократил и без того немыслимый срок вывода наших войск. Мы вынужденно выводили соединения и части в чистое поле, так как большинство военной инфраструктуры Советского Союза было сосредоточено в приграничных районах – на Украине, в Белоруссии и Прибалтике.
     Те же американцы выводили свои войска только после того, как для них были созданы соответствующие условия. В 1992 году с территории Германии на родину уходил 7-й американский корпус. Янки возвращались домой без особых проблем, в хорошем расположении духа, счастливые и довольные.

     - Во время вывода советских войск из Германии западные разведки якобы успешно провели операцию под кодовым названием «Жираф», целью которой было приобретение суперсовременных образцов вооружения. Это блеф?

     - Операцию-то они скорее всего проводили, но вот относительно успехов я бы не был столь категоричен. В 1990-1994 годах в немецких СМИ регулярно появлялись «сенсационные» сообщения о том, что русские распродают направо и налево оружие и боеприпасы. На эту «утку» клюнул один из немцев, который предложил нашему солдатику за автомат Калашникова две тысячи марок. «Коллекционер» был задержан с поличным. Таких попыток покупки оружия у наших военнослужащих только в 1992 году было зафиксировано более пятидесяти. Ни одна из них не удалась. Поэтому позволю себе усомниться в успехе операции «Жираф». Учет боеприпасов, оружия был организован должным образом.
     Специально для скептиков приведу следующий аргумент. За все годы существования группы в розыске находилось всего 68 единиц стрелкового оружия. Сто процентов вооружения и боевой техники было вывезено в Россию.

     - Воинские эшелоны следовали в Россию по территории сопредельных государств, недавних союзников по Варшавскому договору. Проблемы не возникали?

     - Не хочу огульно обвинять целые народы и навешивать ярлыки, но новые «демократические» правители Польши и Чехословакии решили за счет выводимых из Германии войск поправить свои финансовые дела. К примеру, в Польше руководство «Солидарности» потребовало отремонтировать мосты, по которым должны были двигаться наши эшелоны. Варшава предъявила нам поистине кабальные, явно невыполнимые требования по оплате. Проезд каждой оси железнодорожного вагона по территории страны был оценен в четыре тысячи западногерманских марок. Разумеется, ЗГВ такими финансами для оплаты перевозок не располагала. Немецкая же сторона на покрытие наших транспортных расходов выделила всего 1 миллиард марок.
     Остался один путь – морем. Но решить такую сложнейшую задачу без согласования с органами государственной власти Германии было невозможно. Честно говоря, на первых порах я мало верил в реальность затеи вывода огромной группировки морским путем. И на то были объективные основания. В течение двух-трех месяцев предстояло переработать всю схему и план вывода, что уже само по себе довольно проблематично. Но немецкая сторона сдержала данные обещания.

     - Во время вывода ЗГВ вас не критиковал разве что ленивый. Кому вы так сильно мешали?

     - Многим! Думаю, еще не настало то время, когда обо всем можно рассказывать открытым текстом. Скажу лишь, что кое-кому было необходимо отвлечь публику от внутренних проблем. Вспомните, не хватало продуктов, месяцами не выплачивали зарплату, царил разгул преступности… А тут, как говорится, пресловутый рояль в кустах – вывод российских войск из Германии. Можно было вволю посудачить о бездарности командования, воровстве и коррупции, дезертирах и извергах-офицерах. Чем не клапан для понижения избыточного социального давления в стране!
     А между тем я сделал все, от меня зависящее, чтобы не дать погреть руки на выводе войск нечистоплотным дельцам. Западную группу окружили сотни различных фирм и фирмочек, хозяева которых находились в Москве, Бонне и Берлине и занимали отнюдь не последние должности. Нам предлагали приобрести по астрономическим ценам продовольствие, топливо и другие материальные средства. В феврале 1991 года мы узнали, что не получим денег из 2,5 млрд. беспроцентного кредита, выделенного Германией. Пришлось экономить буквально на всем. А в это время во все инстанции шли жалобы на неугодного и упрямого Бурлакова. Чего стоило выдержать этот прессинг, не знает никто, кроме меня и командования группы. Естественно, мне не простили подобного своенравия. Но я ни о чем не жалею.

     - Матвей Прокопьевич, кем мы все-таки были в Европе – оккупантами или освободителями?

     - За сорок девять лет нахождения наших войск в Германии мы никогда никого не устрашали, но и никого не боялись. Западная группа честно выполняла свою историческую миссию по обеспечению мира и стабильности в Европе. Еще неизвестно, как бы сложилось послевоенное устройство мира, не будь советских войск в Германии, Чехословакии, Венгрии и Польше.

     Кто-то из военных журналистов, касаясь этой темы, удачно заметил:
     
В ЗГВ были все на подбор.
     И наказы отцов чтили свято.
     Если б были мы там до сих пор,
     Неизвестно, где было бы НАТО!


     Думаю, в этих словах большая доля истины. Российские солдаты и офицеры, служившие в Западной группе войск, достойны только уважения и благодарности потомков. Я не сомневаюсь, что спустя непродолжительное время история расставит все по местам и всем воздаст по заслугам.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства