на главную страницу

28 Апреля 2004 года

Планета людей

Среда

ОСТРОВА РАЗДОРА

Владимир СВИРИДОВ.



     Недавно сообщалось, что около десятка китайцев неожиданно высадились на одном из островов необитаемой гряды Сенкаку и между ними и японскими пограничниками произошли столкновения. Как я понял, речь идет о претензиях двух стран на этот архипелаг. Нельзя ли более подробно рассказать об этом территориальном споре и много ли в мире подобных тяжб?
     Эдуард Малтунин.
     г. Москва

     

     Речь действительно идет о споре между Китаем и Японией о национальной принадлежности островов Сенкаку. Подобных споров в мире довольно много. И, как показывает практика, урегулировать их очень сложно. Часто острова раздора становятся поводом для политических и дипломатических баталий и иногда приводят к кровопролитным вооруженным конфликтам. Поводом для битв становятся, как правило, не сами острова, а то, что находится рядом с ними – нефть, районы промыслового рыболовства и т.п., а также удобное с военной точки зрения их расположение. Обладание тем или иным островом дает государству право на экономический и военно-стратегический контроль над обширной акваторией океана. Вашему вниманию предлагается обзор некоторых территориальных споров, подготовленный по материалам агентства «Вашингтон профайл». Мы не включили в него проблему четырех островов Курильской гряды, так как не сомневаемся, что наши читатели ее хорошо знают. А начнем обзор с островов Сенкаку, о которых шла речь в приведенном письме.
     Это восемь островков совокупной площадью 7 кв. км. Расположены они в Восточно-Китайском море. Открыли острова китайские мореплаватели, но в 1895 году Япония объявила их и остров Тайвань своей собственностью. После Второй мировой войны Токио отказался от прав на Тайвань и по логике КНР должен также вернуть Сенкаку (по-китайски – Дяоюйдао), в зоне которых, по мнению ряда экспертов, имеются запасы нефти. Однако Токио считает острова частью своей самой южной префектуры Окинава и называет «исконными японскими территориями». В свою очередь Пекин в 1992 году официально провозгласил эти острова своей территорией. Острова контролируются японскими ВМС. Периодически экстремистски настроенные демонстранты из Японии, Китая и Тайваня направляются на острова и пытаются установить на них национальные флаги или другие отличительные знаки. Иногда эти акции переходят в яростные драки с представителями противоположного лагеря или японскими военными. В 1996 году в результате подобного столкновения погиб один человек. В 2003 году правительство Японии объявило, что намеревается сдать в аренду три острова японскому предпринимателю. Тайвань и Китай немедленно выступили с резкими заявлениями, осуждающими это решение.
     Инцидент в марте – из той же серии. Группа китайцев подошла к одному из островов Сенкаку на гражданском корабле, на борту которого был развернут плакат «Мы находимся в территориальных водах Китая», и затем на шлюпках высадилась на берег. После чего прилетел японский полицейский вертолет, а корабли ВМС Японии полностью блокировали остров. Через несколько часов всех семерых китайцев, входивших в группу, удалось обнаружить и задержать. Им были предъявлены обвинения в «незаконном въезде на территорию страны». «Десантников» доставили в японский город Наха и оттуда самолетом отправили в Шанхай. Все расходы на перелет взяла на себя китайская сторона.
     Японцы оспаривают еще одну группу островов в Тихом океане. Это расположенные между Южной Кореей и Японией необитаемые острова Такешима (Ток-До, Лианкур) общей площадью около 250 кв. метров. Они были открыты французскими мореплавателями, а с 1904 года объявлены частью Японии. Острова находились под административным управлением Кореи, в ту пору являвшейся частью японской империи. После обретения независимости Южная Корея предъявила претензии на острова. В 1952 году она официально объявила Такешима своей территорией и установила там свой флаг. В ответ на острова высадились японские моряки, арестовали шестерых корейцев и водрузили флаг Японии. Через несколько часов превосходящие силы корейцев отбили острова. За шесть десятилетий Южная Корея возвела на островах радиостанцию, маяк и постоянно держит здесь гарнизон из 12 человек. Все эти акты вызвали ноты протеста. Переговоры о судьбе острова ведутся с 1965 года. В Японии существует «Общество Такешима», которое требует возвращения «исконных японских земель». Многие акции она организовывает совместно с «Обществом северных территорий», требующих передачи Японии четырех островов Курильской гряды. Контроль над Такешима дает право на контроль за 20 тыс. кв. км океана, богатого рыбой.
     Предмет спора уже нескольких стран – Китая, Вьетнама, Малайзии и Филиппин – архипелаг Спратли в Тихом океане представляет собой группу из примерно 100 островков и рифов в Южно-Китайском море. Вблизи обнаружено около 7 млрд. тонн высококачественной нефти. Нефть залегает неглубоко, но международные энергетические компании отказываются вести разработку этих месторождений, пока не разрешены вопросы национальной принадлежности островов. Все оспаривающие архипелаг страны разместили свои гарнизоны на 45 островах. На часть архипелага с 1984 года также претендует Бруней, но брунейских солдат в зоне конфликта пока нет. Борьба за эти острова многократно приводила к вооруженным конфликтам. В частности, в 1974 году произошло морское сражение между ВМС Китая и Южного Вьетнама. В 1988 году китайцы потопили вьетнамский транспорт, перевозивший солдат.
     Между Китаем и Вьетнамом идет территориальный спор и вокруг Парасельских островов в Южно-Китайском море. Китай захватил острова в 1974 году после ожесточенного сражения с вьетнамским гарнизоном. Ныне на островах проживают несколько сот человек, которые в основном ловят рыбу и обслуживают крупную военно-воздушную базу, построенную Китаем. Острова имеют важное стратегическое значение – они являются своеобразным «ключом» к Южно-Китайскому морю. Кроме того, прилегающие к ним воды богаты рыбой.
     Есть острова раздора и в Индийском океане. Так, между Францией и Мадагаскаром (бывшей французской колонией) идет тяжба за острова Басса да Индиа, Европа, Хуан де Нова и Глориозо. Они (самый крупный остров имеет площадь 200 кв. м) расположены вблизи африканского побережья Мадагаскара и имеют стратегическое значение. Конфликт не выходил из рамок обмена дипломатическими нотами. Ныне контролируются Францией.
     Еще большее стратегическое значение имеет архипелаг Чагос, практически являющийся географическим центром Индийского океана. Это 65 островов, крупнейший из которых – Диего-Гарсия площадью 40 кв. км. Они служат предметом спора между Маврикием и Великобританией. На Диего-Гарсия расположена крупная военно-воздушная база, с которой, в частности, американские бомбардировщики совершали боевые вылеты во время проведения военных операций в Афганистане и Ираке. Некогда Маврикий и Чагос были колонией Франции и находились под единым управлением. Потом эти колонии были захвачены Великобританией. После того как в 1965 году решено было предоставить независимость Маврикию, Великобритания отторгла от него Чагос. В 1972 году, когда было принято решение о создании военной базы, Великобритания переселила примерно 2 тысячи коренных жителей архипелага (в основном потомков чернокожих рабов) на Маврикий. Ныне они требуют возвращения своих земель. Конфликт не выходил из рамок обмена дипломатическими нотами и демонстраций протеста.
     Предметом спора между Ираном и Объединенными Арабскими Эмиратами являются остров Абу Муса и острова Танб, расположенные в Ормуздском проливе (Персидский залив). Ныне острова контролируются Ираном, который взял их под контроль в 1971 году. История владения островами запутанна: сначала они входили в состав Персии и Ирана, в ХIХ веке англичане прогнали иранцев и создали там свою военно-морскую базу для борьбы с пиратами, а при предоставлении ОАЭ независимости передали новому государству права на эти острова. Иранцы захватили эти территории за два дня до вывода британских войск и формального провозглашения независимости ОАЭ. Конфликт между Ираном и ОАЭ периодически разгорается и переходит в фазу обмена резкими заявлениями.
     Что касается Атлантики, то наиболее известный в ее водах территориальный спор ведется между Аргентиной и Великобританией за Фолклендские (Мальвинские) острова. Это два крупных острова и около 100 мелких в Южной Атлантике. Острова были открыты британским мореплавателем Фрэнсисом Дрейком еще в эпоху Великих географических открытий (независимо от него эти острова были открыты испанцами). И с тех пор Великобритания считает, что они находятся под британской юрисдикцией. Однако они расположены вблизи аргентинского побережья и примерно в 16 тыс. км от Лондона. Споры между Аргентиной и Великобританией о принадлежности островов ведутся с начала ХIХ века, когда на островах появились первые британские поселенцы. В 1980 году на островах постоянно жили около 1.800 человек. В 1982 году аргентинские войска захватили Фолкленды. Эти действия были осуждены Советом Безопасности ООН. Британский экспедиционный корпус, прибывший к островам, отбросил аргентинцев. В ходе боев погибли 250 британских и 750 аргентинских солдат. Аргентина не отказалась от своих прав на острова. Конфликт скорее всего не разрешится в ближайшем будущем, поскольку в районе Фолклендов обнаружены большие залежи нефти.
     Несколько крошечных клочков суши, крупнейшими из которых являются острова Багне в заливе Кориско Бэй (побережье Западной Африки) площадью в несколько сот квадратных метров, оспариваются экваториальной Гвинеей и Габоном. Причина спора – в неурегулированности государственных границ, образовавшихся еще в колониальную эпоху. Стычки между полицейскими, военными и мирными жителями обоих государств проходят постоянно на протяжении примерно 20 лет, поскольку именно в этом районе рыбаками обеих стран ведется интенсивный промысел. Попытки Организации Африканского Единства урегулировать конфликт, предпринятые в середине 1980-х годов, к конкретным результатам не привели. В 1990-е годы в этом районе открыты месторождения нефти, что делает урегулирование спора еще более сложной проблемой.
     Еще одно яблоко раздора составляют острова Сан-Андрес и Провиденсиа в Карибском море. Представляя собой идеальную зону для курортов, они являются предметом спора между Никарагуа и Колумбией. В 1928 году две страны заключили договор, признающий суверенитет Никарагуа над берегом Москитов и суверенитет Колумбии над островами. В 1979 году после победы сандинистской революции в Никарагуа Манагуа объявила о том, что денонсирует договор 1928 года под предлогом того, что в 1928 году Никарагуа находилось под контролем войск США. Острова были объявлены составной частью Никарагуа. Этот территориальный спор крайне сложно разрешить, потому что от принадлежности островов зависят морские границы не только Никарагуа и Колумбии, но и Коста-Рики, Гондураса, Ямайки и Панамы. При посредничестве Организации американских государств стороны договорились не использовать силы при разрешении этого конфликта – все военные формирования и боевые корабли выведены из спорной зоны.
     А вот острова Перехиль, Велес де ла Гомера, Пенон, Чафаринас и другие в Гибралтарском проливе в прошлом году чуть не положили начало вооруженному конфликту между Испанией и Марокко. В июле 2003 года марокканские военнослужащие захватили остров Перехиль и оставили гарнизон из шести человек. Испания вначале пыталась решить конфликт дипломатическим путем, а затем высадила десант рейнджеров и вернула остров. Потерь ни одна из сторон не понесла. Марокко, успевшее объявить Перехиль своей территорией, назвало действия Испании объявлением войны, но никаких ответных шагов не предприняло. Стороны отказались от прямых переговоров, поэтому конфликт был разрешен с помощью посредников. Ныне на территории острова не установлены государственные флаги или другие знаки государственной принадлежности, а также нет постоянных военных постов. Эти мелкие острова привлекают внимание двух стран тем, что они постоянно используются наркоторговцами, контрабандистами и нелегальными иммигрантами. Кроме того, острова находятся в районе оживленного мореплавания.
     В декабре 1996 года скалы Имиа (греческое название) или Кардак (турецкое) в Средиземном море стали поводом для конфликта между Грецией и Турцией. История принадлежности островов весьма запутанна. Они входили в состав Османской империи до того, как Греция обрела независимость в ХVIII веке. После этого на острова никто не претендовал до тех пор, пока Додеканезский архипелаг, в состав которого входит Имиа, в начале ХХ века не был оккупирован Италией. В 1923 году острова были переданы Италией Греции. В 1970-е годы Турция выступила с рядом заявлений, доказывавших, что Италия, захватившая эти острова у Турции, не имела прав передавать их Греции. В 1996 году у побережья Имиа потерпел крушение турецкий корабль, который обратился за помощью не к грекам, а к туркам. Это стало началом конфликта, потому что Греция восприняла вход турецких военных спасателей в свои территориальные воды как акт агрессии. Неделей позже на острове высадился корреспондент ведущей турецкой газеты «Хюрриет», сорвал греческий флаг, развевавшийся на острове, и установил турецкий. Несколькими часами позже на острове высадились греческие моряки и восстановили статус-кво. Вблизи Имии стали крейсировать военные эскадры обоих государств. Конфликт был остановлен международным сообществом, но обе страны не отказались от своих претензий. Попытки решить вопрос в международном суде отвергаются Турцией, считающей, что ее исторические права на эти территории не нуждаются в подтверждении, а договора, на которые ссылаются греки, не были одобрены Лигой Наций.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства