на главную страницу

6 Мая 2004 года

Тема номера

Четверг

Золото погон не должно превратиться в медь

Дмитрий БАРБАШ, Наиль ГАФУТУЛИН.



Будущее Российской армии – какое оно? Для того чтобы ответить на этот вопрос, достаточно познакомиться с нынешними курсантами военных вузов. Именно от них, завтрашних лейтенантов, зависит обороноспособность нашей армии через десять и более лет. Однако какими станут сами завтрашние молодые офицеры и сколько из них дослужат до полковничьих и генеральских звезд, зависит от тех, кто постарше.
О состоянии и проблемах правового регулирования военного образования в Российской Федерации – такова была тема конференции, состоявшейся в верхней палате российского парламента по инициативе Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности.


     Начальник Главного управления кадров – заместитель министра обороны РФ по кадрам генерал-полковник Николай Панков свое выступление начал, казалось бы, с другого. Он сообщил, что несколько дней назад в Минобороны поступил законопроект, предусматривающий перевод в денежную форму всех социальных льгот, предоставляемых офицеру и членам его семьи. Прогрессивная с финансово-экономической точки зрения идея в своей практической реализации в военной сфере может нанести (как это было уже не раз) непоправимый ущерб комплектованию армии и флота. И это на фоне и без того низкого социального статуса российского офицера, несоблюдения ряда законодательных норм в области социальной защиты военнослужащих, неоднозначного отношения общества к службе в армии и ставшего уже хроническим недофинансирования.

     Основным источником комплектования Вооруженных Сил офицерами по-прежнему остается сеть военно-учебных заведений, которые и составляют систему военного образования. Ее отличительной особенностью является двойственный характер. Военно-учебные заведения обязаны работать и работают в полном соответствии с федеральными законами как в области образования, так и в области обороны и безопасности. Это и порождает, отметил генерал-полковник Н. Панков, первую группу внутренних проблем законодательного регулирования системы военного образования и подготовки кадров.

     В законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» не отражена специфика военного образования. А ряд норм и положений этих законов и не может быть в полной мере реализован в системе подготовки военных кадров. В частности, нормы, закрепляющие академические свободы, права и автономию гражданских вузов, не совсем стыкуются (или совсем не стыкуются), если хотите, с казарменным укладом «военных» законов, регламентирующих порядок прохождения военной службы и взаимоотношения между военнослужащими.

     Забегая вперед, необходимо отметить, что Минобороны предпринимает в этом направлении определенные практические шаги. В рамках совместной работы с Администрацией Президента РФ Центром стратегических разработок подготовлен ряд законопроектов, которые должны устранить вышеперечисленные нестыковки.

     Вторая группа проблем связана уже с недостатками самого военного законодательства. На деятельности военно-учебных заведений негативно сказалось принятие достаточно демократичных по отношению к курсантам федеральных законов «О воинской обязанности и военной службе» и «О статусе военнослужащих». Так, в свое время введенная этими законами практика одновременного обучения курсантов по двум специальностям - военной и родственной ей гражданской (как мера социальной защиты будущих офицеров) - в ряде случаев не позволила в полном объеме выполнить требования к военно-профессиональной подготовке выпускников. Во многом по этой причине значительная часть офицеров оказалась не вполне готовой к практическому исполнению обязанностей в боевой обстановке и в мирное время.

     Несомненным стабилизирующим фактором в этой области стало принятие Госдумой при поддержке Совета Федерации разработанного Минобороны законопроекта, который отменил обязательное обучение курсантов по двум специальностям, но сохранил при этом обязательность выдачи выпускникам диплома государственного образца. Это одновременно позволило повысить статус военного образования. Наши вузы получили право самостоятельно разрабатывать и реализовывать государственные образовательные стандарты, при этом активно включившись в процесс совершенствования содержания и качества образования.

     Однако вопросы повышения качества военно-профессионального образования остаются открытыми. Генерал-полковник Н. Панков особо подчеркнул: несмотря на то, что в федеральном бюджете 2004 года на текущие учебные расходы предусмотрено выделение значительных денежных ассигнований, все же они составляют только 20 процентов от потребности вузов.

     Другая проблема. Среди тех, кто поступал на первый курс военного вуза, долгое время было немало ребят, заранее решивших для себя, что до выпуска и получения первого офицерского назначения дело не дойдет. Двойная ориентация образовательного процесса на получение военной и гражданской специальностей наряду с отсутствием реальных обязательств курсантов в случае одностороннего расторжения ими контракта способствовала росту отчислений в процессе учебы. В результате в 1996-2001 годах в процессе обучения отчислялось от 26 до 33 процентов курсантов. В 2003 году в результате принятых Минобороны мер эти цифры существенно уменьшились.

     После введения в 1993 году контрактной системы комплектования Вооруженных Сил на фоне ухудшения социально-экономического положения армии и флота средняя ежегодная убыль (увольнение с военной службы) офицеров более чем в два раза превысила нормативную. Если эту тенденцию не переломить, отметил замминистра обороны по кадрам, то при существующей емкости военных вузов они будут в состоянии восполнять некомплект на уровне не более 50 процентов...

     Еще одна проблема законодательного регулирования вопросов подготовки военных кадров связана с необходимостью совершенствования системы подготовки офицеров на базе военных кафедр гражданских высших учебных заведений.

     В течение первого года службы до трети лейтенантов-выпускников военных вузов снимают с себя погоны и используют свой диплом вне армии. Счетная палата оценивает потери от «отсева» лейтенантов в 16 млрд. рублей.

     Военные кафедры гражданских вузов могут и должны быть ориентированы не только на подготовку офицеров запаса, но и на подготовку офицеров для службы по контракту, и служить при этом дополнительным источником восполнения кадрового потенциала Вооруженных Сил.

     Генерал-полковник Николай Панков напомнил, что принятая в мае 2002 года федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации на период до 2010 года» ставит своей целью приведение количественных и качественных параметров системы военного образования в соответствие со структурой, численностью и задачами военной организации государства. Одной из ключевых задач программы является создание организационно-правовых условий эффективного функционирования системы военного образования. Под решением этой задачи понимается проведение комплекса работ по разработке и принятию законодательных актов, направленных на решение проблемных вопросов военного образования и подготовки кадров.

     Минобороны всю работу законодательного регулирования в этой области сосредоточило на четырех ключевых направлениях.

     Первое направление связано с подготовкой изменений в действующее законодательство, предусматривающих увеличение средней продолжительности нахождения офицеров на военной службе и сокращение отчислений курсантов в процессе учебы. Второе направление предусматривает законодательное закрепление вида и порядка заключения контрактов со студентами гражданских вузов для последующего обязательного прохождения ими военной службы в течение пяти лет. Третье направление работы связано с необходимостью учета в законах «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» особенностей функционирования военно-учебных заведений, адъюнктуры и военной докторантуры, а также закрепления особого статуса, прав и обязанностей слушателей и курсантов, военных докторантов и адъюнктов, обусловленных их нахождением на военной службе. Суть предложений Минобороны заключается в том, чтобы дополнить соответствующие статьи законов положениями, устанавливающими сферу государственных интересов в области военного образования, особенности создания и регламентации деятельности военно-учебных заведений, их ликвидации, принятия уставов, особенности приема обучающихся, установления их статуса и ряд других. Эта работа проводится в тесном взаимодействии с Центром стратегических разработок и Администрацией Президента РФ.

     Еще одно направление работы – принятие мер законодательного повышения статуса военного педагога. Подготовлен законопроект, предусматривающий присвоение военным педагогам, имеющим ученые степени и (или) ученые звания, воинского звания на одну ступень выше занимаемой должности. В основном это касается присвоения воинских званий полковник. Минобороны России исходит из того, что денежные средства, которые требуются на реализацию законопроекта, на порядок меньше необходимых на подготовку педагогов взамен увольняемых в 45 лет.

     Разработка предложений – это только первый шаг в законотворческой деятельности. Предстоит большая и кропотливая работа с Минобразования и парламентариями. Генерал-полковник Панков еще раз подчеркнул необходимость взвешенного, конструктивного подхода к решению проблем законодательного регулирования вопросов военного образования и подготовки кадров, цена ошибки в этой области является слишком высокой.

     Участники конференции, а среди них были представители всех силовых ведомств, депутаты Госдумы, представители общественных организаций, констатировали факт, что решение вопросов совершенствования правовых основ военного образования становится на данный момент приоритетным в сфере военной организации Российской Федерации. А правовое регулирование в данной области отстает от высоких требований реформирования Вооруженных Сил.

     Выступавшие были едины во мнении: необходима оптимизация и совершенствование системы всего военного образования. При этом недопустимо принятие федеральных законов, отменяющих или приостанавливающих действующие законодательные нормы, которые отвечают за государственную поддержку отечественного образования, гарантии и льготы для работников военно-образовательных учреждений. Необходимо усиливать и социальную защиту военнослужащих.

     Нуждается в усовершенствовании механизм по обеспечению реализации права на получение оплаты труда научно-педагогическому составу за ученые звания и степени. Их необходимо привести в соответствие с нормами оплаты преподавательского состава в гражданских вузах.

     Интересна сама по себе и возможность введения в штаты военно-учебных заведений научно-исследовательских центров с правами юридического лица для выполнения платных опытно-конструкторских, научно-исследовательских и экспериментальных работ.

     В какой-то мере отдельной темой на конференции звучали проблемы подготовки военных летчиков. Это, наверное, вполне обоснованно. Как сообщил собравшимся заместитель главнокомандующего ВВС генерал-полковник Анатолий Ноговицин, подготовка одного летчика без класса обходится государству примерно в 11 килограммов золота, а летчика-снайпера – в 383 килограмма. В 2003 году из рядов ВВС досрочно были уволены 945 военнослужащих, то есть можно говорить о том, что государство потеряло более 10 тонн золотого запаса.

     Заместитель главнокомандующего ВВС также сообщил, что в 2003 году из учебных заведений Военно-воздушных сил было выпущено 469 офицеров (уволилось из военной авиации 945 человек). Нетрудно подсчитать, что при таких темпах через 15 лет в нашей стране за штурвалы самолетов будет просто некому сесть.

     На конференции отмечалось, что сегодня многие российские военные вузы готовят кадры и для иностранных государств. В подавляющем большинстве для стран СНГ. Одновременно решаются задачи укрепления межгосударственного сотрудничества в оборонной сфере, привлекается дополнительное финансирование. Однако не всегда российская сторона может реализовать учебный процесс в том объеме, который требуют иностранцы. И опять же из-за плохой материально-технической базы. Как отмечено в рекомендациях, принятых по итогам работы конференции, необходимо создание концепции подготовки слушателей (курсантов) стран СНГ в высших военно-учебных заведениях РФ на договорной основе.

     Участники конференции рекомендовали Правительству РФ обеспечить систему построения новой системы военного образования, включающей в себя военно-учебные заведения, осуществляющие подготовку офицеров по основным военным образовательным программам для службы по контракту сроком не менее 10 лет, гражданские высшие учебные заведения, осуществляющие на договорной основе подготовку офицеров сроком не менее 5 лет, и военные кафедры гражданских вузов, осуществляющие подготовку офицеров запаса, а также учреждения дополнительного профессионального образования, осуществляющие профессиональную переподготовку и повышение квалификации офицеров в соответствии с их конкретным должностным предназначением.

     На второй день работы конференции ее участники побывали в подмосковном Монино. Здесь состоялись встречи парламентариев со слушателями Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, гостям были продемонстрированы возможности современного военного вуза. Посетили парламентарии и Московскую областную общеобразовательную спецшколу с первоначальной летной подготовкой.

     Инициатор конференции председатель Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров особо отметил, что жизненно важно как можно скорее осуществить анализ законодательства в сфере военного образования, чтобы составить реестр нормативных правовых актов, которые требуют изменения и дополнения.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства