на главную страницу

14 Мая 2004 года

Армия и общество

Пятница

Призыв в России – больше чем призыв

В чем убеждает «горячая линия»

Александр БОГАТЫРЕВ, «Красная звезда».



Говорят, в Белоруссии молодые люди в очереди выстраиваются, чтобы попасть под призыв. Еще бы, ведь тем, кто честно отслужил в армии, страна предоставляет возможность без экзаменов поступить в вуз и учиться в нем первые три года за государственный счет. Наша Отчизна пока, увы, может похвастаться лишь тем, что ее законотворцы «наплодили» беспрецедентное количество отсрочек от военной службы. В результате только 10 процентов россиян призывного возраста имеют шанс отдать должное Родине. Кроме того, уже с осени этого года начинает действовать альтернативная гражданская служба. «Снежный ком» проблем и противоречий продолжает расти. Вот уж поистине: призыв в России – больше чем призыв.

     Призывная кампания – всегда серьезное испытание для местных властей, правоохранительных структур и не в последнюю очередь – военных комиссариатов. Особенно тех, что поближе к столице. Несмотря на изобилие людских ресурсов, именно в центральных регионах страны реализация плана призыва всегда сопряжена с массой трудностей. Видимо, чем сытнее живет молодой человек, тем более глух он по отношению к нуждам государства…
     Военному комиссариату Московской области нынешней весной предстоит отправить в войска около 4 тысяч призывников. Задача не из легких. Однако сомневаться в том, что она будет выполнена, все же не следует. Работа по организации призыва отлажена здесь, как далеко не в каждом отдаленном военкомате. Наряду с традиционными методами применяются и некоторые «ноу-хау» демократической эпохи. Например, уже два года, в первые дни весенних и осенних призывных кампаний, военком области генерал-майор Евгений Фуженко особое внимание уделяет телефонной «горячей линии» по вопросам призыва. Населению, как показывает опыт, эта инициатива пришлась по душе. В сентябре 2003 года, к примеру, за один час работы «горячей линии» военком ответил на 70 (!) вопросов, поступивших из 41 муниципального образования области. По каким-то проблемам генерал-майор Фуженко давал консультации сразу, другие фиксировал и поручал подчиненным детально разобраться в ситуации и принять конкретные решения. Одним словом, работа эта носит весьма деловой и предметный характер.
     Не стал исключением и нынешний весенний призыв. Опять только за час телефонного диалога военком получил полсотни вопросов и, едва успевая перевести дух, терпеливо, вежливо и с человеческим участием отвечал абонентам «горячей линии». От самих будущих защитников Отечества поступило вопросов пять, не больше. Звонили в основном мамы призывников, изредка уступая место папам, бабушкам, дедушкам, дядям и тетям. В большинстве случаев разговор начинался примерно так: «…мой сын (внук, племянник) – студент колледжа (института, университета, академии, техникума)…» Другой распространенный вариант: «в конце июня сыну исполняется 18 лет…» А заканчивался в девяти случаях из десяти следующим образом: «…получит ли он отсрочку от призыва?»
     Вот один из типичных звонков: «Здравствуйте, я мама призывника. В конце мая сын оканчивает школу, и в это же время ему исполняется 18 лет. Он уже прошел всероссийское тестирование в институт. Получит ли он отсрочку для поступления в вуз?» Тех, кто задавал подобные вопросы, военком вынужден был огорчать. Закон в таких ситуациях лаконично предписывает: «Служить!»
     Впрочем, многие из интересовавшихся возможностью отсрочки получили положительные ответы. Жена одного из призывников поинтересовалась, например, «заберут ли мужа в армию, если я на 26-й неделе беременности». Ответ военкома «нет» успокоил будущую молодую мать.
     С умиротворением в голосе поблагодарила военкома за положительный ответ и мать, чей сын, обучаясь на втором курсе института, собирается переводиться из этого вуза в другой – того же профиля и уровня. Отсрочка, объяснил ей военный комиссар, за ним сохраняется.
     – Евгений Иванович, мне вот хочется узнать: при росте ребенка 196 см какой вес считается нормальным и какой дает отсрочку? – спросила еще одна мама.
     – А сейчас он сколько весит? – уточнил генерал.
     – 75 килограммов.
     – В принципе с такими показателями ваш сын годен для прохождения военной службы.
     – А какой вес дает отсрочку, просто интересно?
     – Хотите, чтобы он похудел?
     – Да нет, просто интересуюсь…
     – До 70 кг.
     Что-то будет с сыном этой заботливой матери… Кстати, такого рода вопросы в течение часа прозвучали не единожды. Тетя другого будущего воина рассказала, что у ее племянника рост 183 см, а вес – всего лишь 54 кг. «Мы поможем маме его откормить», – пообещал военный комиссар.

     

     
Наша справка

     Сегодня города и районы Московской области шефствуют на Северном флоте над авианесущим крейсером «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», эскадренным миноносцем «Гремящий», сторожевым кораблем «Задорный», большим тральщиком «Коломна», подводной лодкой «Б-117». На Балтийском – над большим противолодочным кораблем «Адмирал Левченко», сторожевым кораблем «Неустрашимый», малым ракетным кораблем «Гейзер». На Тихоокеанском флоте – над атомной подводной лодкой «Подольск», крейсером «Варяг», большим десантным кораблем «Королев». В числе подшефных многие воинские части Сухопутных войск, Черноморского флота, пограничной службы ФСБ РФ.

     


     Некоторых вопрошающих, уже смирившихся с неизбежностью призыва сына, волновал вопрос, сможет ли чадо служить поближе к дому. «Призывники из Подмосковья у нас в основном все служат в центральных регионах России, – ответил на один из звонков данной категории генерал-майор Фуженко. – Как правило, это близлежащие области: Белгородская, Орловская, Рязанская…»
     – Я Меркулова Надежда Никитична, бабушка призывника. Проживаем мы в Наро-Фоминске. Внука уже два раза призывали и возвращали со сборного пункта, поскольку он сирота. А я хочу, чтобы его наконец призвали. Он нигде не учится, не работает, вымогает у меня деньги. Я не знаю, что делать… Заберите его, может, армия чему-то научит, воспитает… В мужском коллективе побудет.
     – Уважаемая Надежда Никитична, к сожалению, в соответствии с действующим законодательством он призыву не… – не успевает закончить фразу военком.
     – Да как же вы меня оставляете с ним. Он говорит: «Я тебя убью…» Если бы его призвали, я бы хоть два года отдохнула. Я уже и Путину писала, и Иванову…
     – Попробуйте через суд лишить его права опекунства над вами. Советую обратиться к военкому Наро-Фоминска. Он подскажет, как поступить…
     После продолжительных уточнений Надежда Никитична кладет-таки с печальным вздохом телефонную трубку. Отрадно вроде бы, что женщина сама хочет отправить внука на военную службу. Да только нужны ли армии такие солдаты? Не от того ли, в том числе, и живут по сей день в наших казармах хамство, рукоприкладство, что в армию попадают люди, которым не то что Родину защищать, на свободе находиться не следовало бы. Когда такие вот, надевая солдатский мундир, приносят с собой в воинский коллектив полууголовные замашки, родители удивляются: «Откуда в армии столько безобразий?»
     Думается, вопросы укрепления воинской дисциплины и правопорядка в войсках вряд ли удастся сдвинуть с мертвой точки, если определенная часть общества не перестанет воспринимать армию чуть ли не как исправительно-трудовое учреждение. Здравая логика подсказывает, что защита Отечества должна быть уделом лучших представителей молодежи, не нуждающихся в привитии элементарных представлений о законах нравственных и юридических…
     Несколько собеседников интересовались условиями прохождения альтернативной службы. Как правило, хотели узнать, сможет ли сын тянуть «альтернативную» лямку по соседству с домом. Эту категорию военком не ободрил – в соответствии с российским законодательством альтернативную службу по месту жительства проходить нельзя.
     В конце напряженного часа подняла настроение группа матерей из Лобни.
     – Мы знаем, что город Долгопрудный шефствует над одной из воинских частей. Благодаря этому именно в ней служат многие призывники-долгопрудненцы. Не могли бы вы порекомендовать администрации нашего города тоже взять шефство над одной из частей?
     – Такие рекомендации мы ежегодно даем всем главам районов Московской области, – ответил военком. – Это хорошая система. Вы в свою очередь понастойчивее предлагайте ее своей администрации. Тогда, дай Бог, все у нас получится. Мы - за.
     …Как и в предыдущие три раза, «горячая линия» получилась продуктивной. Никого из позвонивших военком не оставил в неясности. К слову, по итогам осеннего призыва 2003 года именно «горячая линия» военного комиссариата Московской области была признана лучшей с точки зрения организации среди военкоматов 19 регионов, входящих в Московский военный округ. Нет сомнений, что и в этот раз в данной номинации хозяйство генерал-майора Евгения Фуженко на лидирующих позициях. Беспокоит другое. Эти полсотни звонков лишний раз убедили: не видать нам в обозримом будущем, как в Белоруссии, очередей из призывников-добровольцев. Правда, по планам руководства страны к 2008 году служба по призыву сократится до одного года. Только вряд ли это коренным образом изменит настроения юных россиян и их родителей. Видимо, не столько сроки, сколько сознание менять надо.

     На снимках: призывной пункт Одинцовского военкомата Московской области.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства