на главную страницу

25 Мая 2004 года

К итогам сбора

Вторник

Военная школа: кого и как растим?

Александр БОГАТЫРЕВ, Юрий ШИПИЛОВ (фото), «Красная звезда».



     Повышение профессионализма офицерского состава, начиная с совершенствования учебного и воспитательного процесса в военно-учебных заведениях, уже не первый год заботит руководство Минобороны. Это одна из важнейших на данный момент задач стратегического звучания. Не случайно уже традиционными стали сборы руководителей органов военного управления и вузов. Летом 2003-го на таком мероприятии совместными усилиями были выработаны единые взгляды на организацию и содержание обучения офицеров с учетом современного характера вооруженной борьбы, требований боевой и повседневной деятельности войск. В ноябре обсуждались проблемы укрепления научно-педагогического потенциала вузов, роста профессионального мастерства преподавательского состава. Прошедший с 20 по 22 мая этого года сбор в Рязани, как уже сообщала «Красная звезда», посвящался выработке единых подходов к совершенствованию обучения и воспитания в военно-учебных заведениях, обеспечению максимально эффективного использования их возможностей по формированию у слушателей и курсантов истинного профессионализма, тех нравственных и физических качеств, морально-психологической устойчивости, которые соответствовали бы облику офицера ХХI века.
     Вступительное слово начальника Генерального штаба ВС РФ генерала армии Анатолия Квашнина вместо ожидаемых десяти минут длилось полтора часа. Анализ военно-политической обстановки в мире, прогноз на обозримое будущее не дают оснований пребывать в беспечности. Угрозы для безопасности государства сохраняются, а на некоторых направлениях обостряются. Способна ли отечественная система военного образования в ее нынешнем виде готовить будущих комдивов и командармов, главкомов и министров? Для этого, похоже, нужно очень и очень многое совершенствовать. Благо, государство, повернувшееся наконец в последние годы лицом к армии, этому способствует. Напомним, что еще в 2002 году утверждена федеральная программа «Реформирование системы военного образования в Российской Федерации до 2010 года». По словам начальника Главного управления кадров - заместителя министра обороны РФ по кадрам генерал-полковника Николая Панкова, первый этап ее реализации предполагает проведение комплекса научных исследований по важнейшим направлениям, чтобы на их основе разработать облик перспективной системы военного образования, создать организационно-правовые, финансовые и материально-технические условия для ее реформирования. На сегодня, сообщил в докладе замминистра по кадрам, научные исследовательские структуры организованы. На конкурсной основе отобраны исполнители научно-исследовательских работ, разработаны технические задания на проведение исследований. Идет работа по совершенствованию законодательного обеспечения системы военного образования. В частности, одно из ее направлений связано с увеличением средней продолжительности службы офицеров и сокращением отчислений курсантов в процессе учебы. «Не вызывает сомнения то, что срок первого контракта должен быть увеличен как минимум до 10 лет после окончания вуза, что должна быть введена гражданско-правовая ответственность военнослужащих за невыполнение условий контракта», - подчеркнул генерал-полковник Николай Панков.
     Постоянно увеличивается в армии доля офицеров-двухгодичников. С 1999 года призыв выпускников гражданских вузов с военными кафедрами вырос чуть ли не в пять раз. Перед военным ведомством в связи с этим встала необходимость «в законодательном закреплении порядка заключения контрактов со студентами об обучении на военных кафедрах с последующим обязательным прохождением военной службы в течение пяти лет». Это, заметил заместитель министра обороны по кадрам, наряду с другими нормативными документами составит правовую основу соответствующего эксперимента, предусмотренного федеральной программой.
     Давно уже назрела необходимость внести в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» уточнений, связанных с особенностями военных вузов, адъюнктуры и докторантуры. Правовая неразбериха минувшего десятилетия привела к тому, что ряд положений упомянутых законов вступил в противоречие с законами о военной службе.
     Немало уже сделано для совершенствования управления военным образованием. Утвержденное в нынешнем году приказом министра обороны «Положение о системе управления военным образованием в Вооруженных Силах Российской Федерации» четко определило предназначение, состав, ответственность, основные задачи и функции органов военного управления по руководству этой отраслью. «Сделаны очередные шаги по расширению прав и самостоятельности вузов в решении вопросов повседневной деятельности», - сообщил Н. Панков. Речь идет в первую очередь о предоставлении им возможности зарабатывать средства, как это уже делает, к примеру, Военный университет, открывший платный факультет.
     На финансовом фронте заметны успехи и самого Минобороны. Удалось, например, добиться реального выделения под реализацию программы на 2004 год 139,7 миллиона рублей. Деньги пойдут в первую очередь на научные исследования, пополнение вузовских библиотечных фондов, подключение военно-учебных заведений и органов управления военным образованием к сети Интернет.
     Впрочем, сколь плодотворными ни были бы усилия руководства страны и армии в этом направлении, без подвижек в самих военных вузах воз в гору не пойдет. На сей счет начальник Генштаба привел печальный пример из собственного опыта. Сравнительно недавно ему довелось посетить один из вузов войск радиационной, химической и биологической защиты. За пятнадцать лет руководства учебным заведением его начальник так и не сумел создать в вузе достойную учебно-материальную базу. Можно было бы все свалить на пресловутый фактор армейской бедности, но... Общение начальника Генерального штаба со старшекурсниками окончательно убедило: проблема далеко не только в объективных трудностях. Если без пяти минут офицеры вальяжно ведут себя в тот момент, когда в расположении роты находится начальник Генштаба, нетрудно судить о степени их обученности и воспитанности. Между тем, чтобы привить курсанту элементарные представления о воинском этикете, дисциплине, наконец, денежных вливаний не требуется. Будь в этом вузе элементарное подобие уставного порядка, наверное, не встречал бы командир роты генерала армии в полурасстегнутом измочаленном камуфлированном «рубище». Не пришлось бы начальнику Генерального штаба преодолевать препятствия в виде сваленного на входе в кучу уборочного инвентаря, чтобы попасть в умывальник. К слову, рязанским вузам – Военному автомобильному институту, филиалу Военного университета связи и Институту ВДВ – в смысле уставного порядка есть, что показать. Проведенные на их базе занятия с участниками сбора лишний раз подтвердили: здесь мощная учебно-материальная база сочетается с методическим умением преподавателей, требовательностью командиров, системностью и единством учебного и воспитательного процессов, крепостью многолетних традиций...
     В своем выступлении перед участниками сбора генерал-полковник Николай Панков определил актуальные задачи модернизации системы военного образования. Важной вехой он назвал присоединение России к Болонскому процессу. Последний предполагает формирование к 2010 году единого европейского пространства высшего образования. В его основу лягут три основных принципа: введение двухстороннего высшего образования – бакалавриат и магистратура; внедрение системы зачетных единиц для унификации количественного учета получаемого образования; обеспечение сопоставимого качества образования посредством введения взаимопризнаваемых методологий его проверки. Для военного образования особенно проблематичен первый пункт. Возможность подготовки в вузах Минобороны бакалавров и магистров наряду с дипломированными специалистами предусмотрена руководящими документами. Загвоздка в том, что не проработан механизм такой подготовки. В Главном управлении кадров на сегодняшний день уже разработана схема внедрения этого «ноу-хау». Насколько она жизнеспособна, покажет время.
     В кардинальном повышении эффективности нуждается, подчеркнул заместитель министра обороны по кадрам, воспитательная работа с курсантами. С содокладом на эту тему на сборе выступил начальник Главного управления воспитательной работы ВС РФ генерал-полковник Николай Резник. Он подчеркнул, что в новых экономических и социальных условиях задачи по воспитанию будущих офицеров значительно усложнились. Военная служба по-прежнему не в почете у значительной части молодежи, крепко подогреваются по сей день некоторыми СМИ антиармейские настроения. Свое черное дело ежедневно делают наши «голубые экраны», с которых на неокрепшие умы лавиной обрушиваются символы бездуховности, стяжательства, наркомании и алкоголизма, насилия и крайнего индивидуализма. Противопоставить всему этому, по словам генерал-полковника Николая Резника, можно только умелую, кропотливую, целенаправленную работу.
     По-прежнему актуальна проблема бегства молодых офицеров из армии на первом году службы. По словам начальника ГУВР, отношение к продолжению военной службы после окончания вуза во многом определяется морально-психологическими качествами отбираемых абитуриентов. «Социальное расслоение общества привело к тому, что в среде слушателей и курсантов происходит разделение на тех, кто хочет всю свою значительную жизнь посвятить служению Родине, и тех, кто мечтает получить диплом, но о службе вовсе не думает», - сказал Н. Резник. Он напомнил также, что воспитательная работа в вузах несет в себе учебно-методическую функцию. Курсанты учатся у своих командиров и педагогов формам и методам воспитания, запоминают и копируют педагогические приемы, которые впоследствии будут использовать в войсках на протяжении всей жизни.
     По данным исследований, опросов выпускников вузов, более 70 процентов слушателей и курсантов берут для себя в качестве жизненных примеров своих преподавателей.
     Несмотря на массу проблем, в развитии системы воспитания будущих офицеров есть и положительные тенденции. Налицо во многих вузах повышение эффективности воспитательной работы. Нарастает, по словам генерал-полковника Николая Резника, ее практическая направленность. Есть подвижки в укреплении материально-технической базы воспитательной работы. В таких вузах, как рязанские, например, заметно стремление командования создать условия для комфортного духовного и профессионального роста и развития личности обучаемых.
     Воспитательную деятельность преподавателя, подчеркнул Николай Резник, нельзя сводить к просветительству, бесстрастной передаче учебной информации. В современных условиях она должна обрести форму наставничества. Начальник ГУВР напомнил, что в воспитательной работе со слушателями и курсантами должны активно участвовать все должностные лица вузов.
     Крайне важно, подчеркнул Николай Резник, при формировании морально-боевых качеств будущих офицеров делать акцент на усилении их героико-патриотического воспитания. Большие возможности в этом смысле открывает непосредственная подготовка к 60-летию Великой Победы...
     Еще одной актуальной задачей заместитель министра обороны по кадрам назвал сохранение и укрепление научно-педагогического потенциала вузов. Собственно, на сегодняшний день этот вопрос особого беспокойства не вызывает. Процент укомплектованности офицерских кузниц в целом достаточно высок. Более того, сохраняется устойчивая тенденция роста данного показателя. Но увеличение количества доцентов и профессоров, кандидатов и докторов наук - не самоцель. Острее, по словам генерал-полковника Николая Панкова, стоит вопрос о фактической реализации научного потенциала в образовательном процессе.
     Николай Панков подчеркнул, что проблемы сохранения и укрепления научно-педагогического потенциала вузов, повышения на этой базе эффективности образовательного процесса нужно решать комплексно. Для этого необходимо, в частности, повысить престиж профессии военного педагога. Усилия в этом направлении предпринимаются. В Федеральный закон «О статусе военнослужащих», к примеру, представлены предложения о присвоении преподавателям, имеющим ученую степень, звания полковник и капитан 1 ранга.
     Кроме того, кадровым органам и вузам, по словам замминистра, надо проводить более активную работу по отбору кандидатов, способных в будущем стать настоящими педагогами, увлечь и повести за собой учеников. Он заявил также о необходимости качественных изменений и в самой системе послевузовского профессионального образования. В случае реализации Болонских соглашений возможность поступления в адъюнктуру будут иметь лишь офицеры, имеющие степень магистра. А они, как планируется, составят в перспективе лишь часть офицерского корпуса России.
     ...Профессионализм - понятие многосложное. И все же раскрыть его суть по-военному лаконично и точно, оказывается, можно. Профессионализм - это при правильном отборе людей, способных стать офицерами, их ежедневный и неустанный труд над собой и кропотливая работа с подчиненными. Так определил его, выступая на сборе, начальник Генерального штаба Вооруженных Сил РФ генерал армии Анатолий Квашнин.

     На снимках: Есть о чем поговорить начальнику Военно-космической академии генерал-лейтенанту Александру КОВАЛЕВУ и курсанту Рязанского института ВДВ Сергею САВИНУ; курсанты десантники перед учебным боем.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства