на главную страницу

25 Мая 2004 года

Военно-политическое обозрение

Вторник

ЯПОНЦЫ ВОЗВРАЩАЮТСЯ НА «ПУТЬ ВОИНА»

Владимир КУЗАРЬ.



У Японии будут военнопленные. Это вытекает из пакета законопроектов, который на прошлой неделе одобрила нижняя палата парламента Японии. В пакете из семи документов определены процедуры введения чрезвычайного положения, действия властей и сил самообороны, эвакуации населения и укрепления режима гуманного обращения с военнопленными. Семь законопроектов теперь передаются в верхнюю палату, где их рассмотрение, как полагают, не вызовет проблем. А это значит, что они вступят в силу уже в следующем месяце, так как нынешняя сессия парламента завершает свою работу 16 июня.

     
Силам самообороны — статус действующей армии

     Принятие этих законопроектов направлено на создание в Японии системы готовности страны на случай ведения войны. Причем не только по обороне своей территории, но и далеко за ее пределами. Дело в том, что предшествующие полвека Япония представляла собой интересный феномен «невоенной сверхдержавы». Страна, которую даже Соединенные Штаты в какой-то период считали своим экономическим соперником, все это время придерживалась, если можно так сказать, принципов пацифизма. Нет, вооруженные силы, так называемые силы самообороны, у нее были, небольшие по численности - 200 тысяч человек, но по качеству вооружений относящиеся к самым современным армиям мира. Тем не менее официально они как бы не существовали, так как по конституции 1946 года Япония добровольно отказывалась от обладания военной силой и использования ее в качестве средства разрешения международных споров. Даже традиционная для самурая идеология бусидо - «путь воина» - была законодательно отвергнута. Военная политика определялась договором о безопасности, заключенным с Соединенными Штатами, и наличием американских военных баз на японской территории.
     Однако в последнее десятилетие Токио стал достаточно произвольно трактовать понятия «пацифизм» и «самооборона». Более того, начал проталкивать законопроекты, которые вели к размыванию «мирных» статей основного закона страны. Один из них - закон, позволяющий силам самообороны участвовать за рубежом в операциях по поддержанию мира, в результате чего японские военнослужащие появились в Мозамбике, Заире, Кампучии, Афганистане, а теперь и в Ираке. Правда, обязательно подчеркивалось, что их участие в этих операциях ограничивается функциями тылового обеспечения.
     А сегодня, по сообщениям из Токио, правящая либерально-демократическая партия Японии уже готовит проект закона об изменениях в ряде статей конституции. Прежде всего они коснутся девятой ее статьи, как раз и запрещающей Стране восходящего солнца иметь сухопутные, морские и военно-воздушные силы и не дающей государству права вступать в войну. В новой редакции четко фиксируются существование и функции национальных вооруженных сил, их использование за пределами страны. В частности, будет предложено предоставить силам самообороны «статус действующей армии». Положение об отказе от ведения войны сохранено с добавлением в него тезиса «за исключением случаев самообороны». При этом разработчики законопроекта, с одной стороны, ссылаются на статью 51 Декларации ООН о неотъемлемом праве любой страны на самозащиту, а с другой - оговаривают, что нападение на союзника следует считать нападением на саму Японию и что в данном случае правительство имеет право принять соответствующее решение об участии в военных операциях.
     Предполагается, что этот законопроект будет представлен на рассмотрение парламента уже осенью этого года. Одновременно готовится план реорганизации сил самообороны и органов их управления. В частности, планируется предоставить нынешнему управлению национальной обороны (УНО) статус министерства и повысить роль в оперативном командовании войсками объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ), являющегося по сути генеральным штабом сил самообороны. Численность ОКНШ определена в 650 человек - на 300 человек больше, чем в настоящее время. Они будут распределены по шести управлениям: личного состава (70 человек), разведывательного (100 человек), оперативных действий (130 человек), логистики и поставок (60 человек), стратегии обороны (60 человек), коммуникаций и электроники (230 человек). Новая структура командования позволит силам самообороны более оперативно реагировать на непредвиденные обстоятельства, такие как агрессия или террористические акты.
     Реорганизация органов военного управления должна завершиться к концу 2005 года. А на днях стало известно, что в рамках подготовки к глобальному пересмотру структуры и задач японских сил самообороны уже разработан секретный план на случай военного конфликта в районе Тайваня. По сообщению агентства Киодо Цусин, в документе предусмотрена, в частности, переброска 7.200 военнослужащих сил самообороны Японии на южные острова, расположенные недалеко от Тайваня. По мнению разработчиков документа, КНР может оккупировать эти японские острова, «чтобы блокировать поддержку тайваньцев со стороны Японии и США».

     
Когда интересы совпадают

     Что же вынудило Токио практически отказаться от почти полувекового «пацифизма» и приступить к ремилитаризации страны? Причин тому много. И прежде всего это появление новых, вполне реальных угроз, от которых уже не укрыться под американским «зонтиком», который оберегал Японию в годы «холодной войны». Следует напомнить, что Страна восходящего солнца уже испытала на себе действия террористов, когда в 1995 году бойцы организации «Аум сенрике» подвергли газовой атаке токийское метро, приведшей к немалым жертвам. А сегодня Япония включена «Аль-Каидой» в число «претендентов» на место проведения новых терактов. Серьезно обеспокоены в Японии и соседством с КНДР, особенно после того, как в 1998 году над японскими островами пролетела северокорейская баллистическая ракета. Не могут не учитывать в Токио растущее могущество Китая. Тем более что с ним у Японии существуют территориальные проблемы, которые периодически обостряются. Как, к примеру, в этом году вокруг спорного с Китаем архипелага Сэнкаку.
     Другая причина - постоянное давление Вашингтона, требующего от своего азиатского союзника более активного участия в военной политике США. Началось это после войны в Персидском заливе 1991 года. В ней Япония участвовала своими финансами, выделив 13 млрд. долларов на покрытие военных расходов антииракской коалиции. Вашингтон посчитал это недостаточным, «в то время как американские солдаты платят своей кровью за защиту демократии», и потребовал от Токио непосредственного участия в военных операциях. Под давлением Америки Япония и пошла на изменение конституции в плане разрешения использовать силы самообороны в миротворческих целях.
     Хотя необходимо отметить, что в этом были заинтересованы и японские политики. Токио больше не удовлетворяет участие в международных делах только в качестве крупнейшей экономической державы. Япония претендует на более широкую роль в мировой политике, рассчитывает стать постоянным членом Совета Безопасности ООН при планируемой реформе этой международной организации. И демонстрация японского флага в операциях ООН по поддержанию мира могла бы, по мнению Токио, только способствовать тому. Так что претензии Америки оказались как нельзя кстати - Япония стала демонстрировать миру и свою военную силу.
     Наконец, существует экономическая причина. Как известно, последние десять лет экономика Страны восходящего солнца пребывает в стагнации. Все предпринимаемые до сих пор меры пока не вывели ее из этого состояния. Поэтому, как считается, Токио решил прибегнуть к старому и испытанному способу в мировой практике - привнести в национальную экономику определенную долю милитаризма. Ведь придание силам самообороны новых функций, перевооружение армии для их выполнения потребуют немалых финансовых средств. Поступив в экономику, они, по расчетам японских политиков, должны оздоровить ее.

     
Снова страна самураев

     Интересно, что и большинство японцев также желают пересмотра мирных положений конституции и поддерживают действия правительства в этом направлении. Как сообщала в конце апреля газета «Майнити», в ходе проведенного ею опроса общественного мнения 57 процентов респондентов заявили, что необходимо пересмотреть статьи основного закона, согласно которым в Японии «никогда впредь не будут создаваться сухопутные, морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства войны». При этом они указывали, что следует закрепить в конституции «право на самооборону» и на обладание «силами самообороны».
     Для многих наблюдателей такой результат прозвучал несколько неожиданно. Как-то привычным стало, что в Стране восходящего солнца все послевоенные десятилетия чаще, чем где-либо, проходили антимилитаристские демонстрации, звучали призывы к запрещению ядерного оружия и других средств массового уничтожения. Казалось, привитая однажды идея пацифизма навсегда овладела массами и прижилась в Японии. Помню, как лет восемь назад в ходе поездки по Японии я не раз слышал от моих собеседников негативные высказывания в адрес американского «зонтика». По их словам, он наряду с обеспечением безопасности Японии навязывает обществу американскую культуру. А это пагубно сказывается на молодежи, так как размывает у нее многие японские моральные ценности. «Мы уже давно перестали быть страной самураев», - сетовали они при этом. А в управлении национальной обороны признавались, что, несмотря на огромные средства, выделяемые на рекламу сил самообороны, широкую сеть вербовочных пунктов, с огромным трудом удается ежегодно набирать 20 - 22 тысячи контрактников, необходимых для замены увольняющихся военнослужащих.
     И вот сейчас картина иная. Похоже, Япония снова становится страной самураев. Средства массовой информации сообщают, что Токио умело воспользовался складывающимися обстоятельствами, в том числе и депрессией, вызванной стагнацией экономики, чтобы всколыхнуть нацию. Премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми, заявивший два года назад, что «японцы потеряли веру в себя», объявил себя «современным националистом» и призвал сограждан к возрождению национальной гордости. Он даже стал регулярно посещать главный синтоистский храм Ясукуни, где похоронена самурайская гордость Японии - воины, погибшие в войнах последних полутора веков.
     Тех, кто приходит в расположенный в центре Токио храм Ясукуни, частью которого является музей Юсюкан, встречает надпись на плакате: «Посмотрите правду о том, как Япония возродила себя. Вы будете охвачены чувствами, которые, несомненно, захотите передать младшему поколению, не пережившему трагедии войны». В музее представлены экспонаты времен Японо-китайской войны 1894 - 1895 годов, Русско-японской войны 1904 -1905 годов (кстати, 100-летие ее начала также широко, без нагнетания антироссийских настроений, использовалось для возрождения у японцев национальной гордости), той войны, которую храм Ясукуни называет «Великой войной Восточной Азии». Коллекция музея включает около ста тысяч образцов военной формы, личное имущество погибших солдат, их последние письма и другие предметы. Больше всего внимание посетителей приковано к демонстрации самолетов пилотов-смертников «камикадзе» и торпед «кайтэн», управляемых людьми. В залах постоянно показывают документальные фильмы, прославляющие военную доблесть Японии. Во всех фильмах особо подчеркивается честь мученичества ради процветания государства.
     В столицах соседних с Японией государств крайне отрицательно относятся к посещению японскими официальными лицами храма Ясукуни, где также похоронены и военные преступники, осужденные Токийским трибуналом, считая его символом милитаристского прошлого Японии. Да и в самой Японии есть те, кто не приветствует посещение храма представителями государственной власти. Например, недавно окружной суд префектуры Фукуока рассмотрел иск 211 жителей Кюсю, который был подан вскоре после посещения премьер-министром Дзюнъитиро Коидзуми храма Ясукуни 13 августа 2001 года. И вынес решение о том, что это противоречит конституции страны, которая декларирует принцип разделения государства и религии. Сам Коидзуми заявил в этой связи, что будет продолжать посещать храм Ясукуни, несмотря на определение суда Фукуоки. «Я и государственный деятель, и частное лицо, - сказал премьер. - Я почтил память погибших как человек по имени Дзюнъитиро Коидзуми, который по воле судьбы является также и премьер-министром страны». И это сегодня импонирует многим японцам.

     
Прогнозы и выводы

     А в мире начинают задумываться над вопросами, насколько далеко пойдет Япония по «пути воина» и как это скажется на ситуации в регионе и мире. Некоторые эксперты полагают, что Япония не только изменит свою миролюбивую конституцию, но и станет наращивать военный потенциал страны, а в случае если не будет урегулирована ядерная проблема КНДР, может даже создать ядерное оружие. Это вызовет легко прогнозируемую негативную реакцию японских соседей, прежде всего Китая и двух Корей. И как результат, произойдет критическое обострение ситуации в регионе. Более того, эти эксперты не исключают, что Япония может нанести превентивный удар. И в подтверждение того приводят высказывания, сегодня звучащие на сей счет как в японской военной академии, так и в самом УНО.
     Однако большинство аналитиков, соглашаясь с тем, что Япония все же изменит конституцию, настроено более оптимистично на счет ее будущей военной политики. Во-первых, они считают, что от доктрины развития Японии как торгово-промышленной державы никто не отказывается - она продолжает оставаться доминирующей для японской элиты и широкой общественности. Во-вторых, страна фактически не имеет сырьевых ресурсов и полностью зависит от внешних поставок топлива, что значительно уменьшает ее возможности как военной державы. Но главное в том, что за годы послевоенного развития Страна восходящего солнца хорошо осознала цену агрессии и выработала новые методы достижения политических, экономических и военных выгод на международной арене. Она прежде всего страна-партнер, посредник и стремится не вступать в конфликт, а заинтересовать, завлечь неуступчивого соперника, тем самым гася его (и свою) агрессию. Поэтому делается вывод, что Япония не отступит от этой политики, даже если ей удастся стать сильной военной державой.
     Кто окажется прав, покажет время. А сегодня в Японии принимают законы о гуманном обращении с военнопленными.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства