на главную страницу

28 Мая 2004 года

Наш комментарий

Пятница

Эсэсовцы вместо советских генералов

Алексей ЛЯЩЕНКО, «Красная звезда».




     На прошлой неделе в Эстонии, в поселке Виитна, был установлен памятник штандартенфюреру СС Альфонсу Вильгельму Роберту Ребане. Памятник представляет собой массивный металлический крест с пластиной, на которой выгравирован текст: «Здесь начался боевой путь полковника Альфонса Ребане (1908 – 1976)». Смысл надписи пояснила уездная газета: весной 1941 года в леса Ляэне-Вируского уезда ушли около 150 эстонцев, чтобы с оружием в руках сражаться против советских войск. Командиром «лесных братьев» стал Ребане.

     Издание приводит и историю жизни будущего штандартенфюрера. После окончания в 1929 году высшей военной школы Эстонии он служил в 1-м бронедивизионе и в ляэнеской дружине ополчения «Кайтселийт». В 1940 году, после установления в Эстонии советской власти, старший лейтенант Ребане ушел с воинской службы. В мае 1941 года собрал отряд «лесных братьев», но не успел развернуться – началась война. Уже в июне того же года бывший эстонский офицер поступил на службу к немцам, сохранившим за ним прежнее воинское звание, которое теперь звучало по-другому - оберштурмфюрер (обер-лейтенант) СС. Ребане был назначен командиром отдельного эстонского охранного (конвойного) батальона, действовавшего против советских партизан в районе города Кингисепп. В 1942 году гауптштурмфюрер (капитан) Ребане воевал в России на Волховском фронте; в марте 1943 года стал командиром 658-го Восточного батальона СС; в начале 1944 года отличился в боях под Вашково, за которые штурмбаннфюрер (майор) Ребане первым из эстонцев был награжден рыцарским крестом. Летом 1944 года под Нарвой он получил чин оберштурмбаннфюрера (подполковника) и принял командование 45-м полком 20-й (эстонской) дивизии СС. Полк сражался при Тарту, после чего вместе с отступающими частями вермахта перешел границу и начал откатываться на Запад. Ребане завершил войну штандартенфюрером, командиром 20-й дивизии СС и кавалером рыцарского креста с дубовыми листьями. Он стал единственным эстонцем, получившим дубовые листья к рыцарскому кресту. После войны эсэсовец нашел убежище в Англии, а с 1961 года жил в Германии. Он умер в марте 1976 года в Аугсбурге.

     Через четверть века в Эстонии появился памятник эсэсовцу. Монумент был установлен в частных владениях одного местного жителя. Но церемония состоялась в присутствии многочисленных гостей из столичного Таллина, среди которых были депутаты парламента. Один из них в своем выступлении назвал штандартенфюрера СС «национальным героем, история жизни которого помогает сохранить историческую память для наших потомков и сберечь дух эстонской нации».

     Заметим, что этот памятник Ребане – не первая акция властей Эстонии, призванная увековечить имя эсэсовца. В июне 1999 года прах Альфонса Ребане при непосредственном участии МИД страны и финансовой поддержке правительства Эстонии был перевезен из Германии и со всеми воинскими почестями перезахоронен на таллинском кладбище. На церемонии присутствовали тогдашний министр обороны Андрус Ээвель, командующий оборонительными силами Эстонии генерал-лейтенант Йоханнес Керт, многие офицеры, депутаты парламента и ветераны «Союза борцов за свободу Эстонии». Под звуки государственного гимна Эстонии и троекратный залп миру открыли монумент из черного гранита с надписью: «Кавалеру рыцарского креста с дубовыми листьями».

     Эстонская пресса пишет, что «прославление национальных героев будет продолжаться» и, в частности, на июль запланировано открытие памятника всем «эстонским солдатам, воевавшим во Второй мировой войне на стороне Германии». Инициаторы – ветераны-эсэсовцы и общественные организации типа «фонда увековечения памяти борцов за свободу Эстонии» - намерены установить памятник эстонским нацистам в полусотне метров от мемориала в честь частей и соединений Советской Армии, сражавшихся в годы войны на территории Эстонии. Сообщается, что у уже стоящих трех больших крестов планируется установить памятные доски с названиями 16 эстонских частей, сражавшихся в составе вермахта. Здесь же будут стоять флагштоки, доска с пояснениями на четырех языках и отлитая в чугуне карта Эстонии с указаниями мест, где эсэсовцы воевали с Советской Армией. Открытие памятника планируется посвятить 60-летию боев на территории Эстонии.

     В этой связи вот еще несколько штрихов, ярко иллюстрирующих нравы политической элиты современной Эстонии. Так, 18 мая один из лидеров правящей партии страны «Республика» направил мэру Таллина письмо с требованием вычеркнуть из списка почетных граждан города имена советских военачальников генерала армии Ивана Федюнинского и командующего дивизией Эстонского стрелкового корпуса полковника Василия Вырка, возглавлявших освобождение столицы Эстонии от немецких оккупантов в 1944 году. В письме говорится: «Недопустимо оказывать знаки уважения людям, которые сражались с эстонцами и руководили оккупацией Таллина чужими силами».

     В то же время празднование 9 Мая Дня Победы в Эстонии, похоже, выглядит чуть ли не государственным преступлением. Например, парламентская фракция партии «Союз Отечества» (бывшая правящая партия) подала официальный запрос премьер-министру страны Юхану Партсу как раз в связи с празднованием Дня Победы в Эстонии. Особо в запросе подчеркивается следующее обстоятельство: «В ходе незаконного собрания в центре Таллина открыто распивалась водка, которой оккупационные ветераны отметили годовщину своей победы». «Союз Отечества» потребовал от премьер-министра дать оценку «несанкционированному» празднованию 9 Мая, а также сообщить о том, какие меры предприняты для наказания организаторов праздничных собраний и что делается для того, чтобы подобные митинги не происходили в будущем.

     Наконец, свежее сообщение эстонской прессы. Деревня Вохнья Ляэне-Вируского уезда, отмечающая этим летом 500-летие первого упоминания в летописях одноименной усадьбы, собирается к 12 июня сдать в таллинский музей оккупаций установленный 21 год назад посреди села памятник советскому генералу-эстонцу Лембиту Пярну. На его месте власти намереваются разбить площадку, на которой будет установлен эстонский национальный флаг.

     Правда, организаторы всех этих акций жалуются, что средства на них приходилось собирать только «среди своих» - цивилизованная Европа, в которую, напомним, включили и Эстонию, на подобные предложения реагирует «неправильно». Однако «неправильность» эта проявляется, похоже, только на каком-то бытовом уровне. Потому что политической оценки происходящему в Латвии, где уже давно открыто маршируют ветераны СС, и на чьем примере воспитывают новые поколения, и Эстонии та самая цивилизованная Европа не дает. И, похоже, не даст – ведь в таком случае это автоматически будет означать признание, что она совершила очень серьезную ошибку, приняв эти страны в свои ряды. Весьма красноречиво это подтверждает заявление, к примеру, главы представительства Европейской комиссии в Москве Ричарда Райта. Он считает, что политика Латвии и Эстонии в отношении русскоязычного населения соответствует правозащитным стандартам Европейского Союза. «Обе эти страны выполнили соответствующие требования для вступления в ЕС, а также международные стандарты. И, с нашей точки зрения, они соответствуют международным европейским стандартам в правозащитной области», - сказал Райт.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства