на главную страницу

29 Мая 2004 года

Тема номера

Суббота

«Витязи» и «Русичи» грязи не боятся

Сегодня – День военного автомобилиста



     
Визитная карточка

     Полонский Владислав Александрович родился 24 ноября 1947 года в Витебске. Окончил автомобильный факультет Рязанского военного автомобильного училища, Военную академию тыла и транспорта.
     Начинал заместителем командира автотракторной роты по технической части, затем - служба в Группе советских войск в Германии, на Дальнем Востоке, с 1989 года – в Главном автомобильном управлении Минобороны. В 1995 году стал начальником штаба – первым заместителем начальника ГАБТУ. С января 2004 г. возглавляет Главное автобронетанковое управление Минобороны РФ.

     
Генерал-лейтенант Владислав ПОЛОНСКИЙ:
     — Сейчас основу автомобильного парка Вооруженных Сил РФ составляют автомобильные базовые шасси (АБШ) под монтаж вооружения всех видов и родов войск. Около 95 процентов всего наземного подвижного состава ВВТ монтируется на АБШ, а в РВСН, ВВС, ВМФ, а также частях Тыла ВС РФ этот показатель близок к 100. Сейчас практически нет подразделений, способных выполнить поставленные перед ними задачи без использования автомобилей.
     К сожалению, ввиду сложившейся в стране в последнее десятилетие экономической ситуации автомобильный парк неуклонно стареет. Если по общепринятой в зарубежных странах практике автопарк их вооруженных сил имеет, как правило, свыше 60 процентов автомобилей со сроком службы до 6 лет, то в нашем автопарке ситуация обратная – почти 60 процентов автомобилей имеют срок службы более 12 лет, а автомобилей со сроком службы до 6 лет насчитывается всего 3 процента.
     Более половины автопарка требует обновления. При этом выделяемые финансовые средства на закупку военной автомобильной техники (ВАТ) позволяют ежегодно удовлетворять потребности в новой автотехнике не более чем на 3 процента. Но все-таки постепенно ситуация меняется к лучшему.
     Не стоит на месте конструкторская мысль. Создается задел для оснащения перспективного автопарка новыми образцами техники.
     Наиболее массовыми сегодня являются армейские автомобили многоцелевого назначения. Приспособленность для монтажа вооружения и военной техники, перевозки личного состава, военно-технического имущества, буксировка артиллерийских систем, прицепов и полуприцепов – вот далеко не полный перечень задач, решаемых автомобилями многоцелевого назначения в армии. По своим тактико-техническим характеристикам эти образцы находятся на уровне мировых аналогов, а по таким показателям, как проходимость по бездорожью и местности, безотказность, значительно превосходят их. Яркий пример тому – армейские автомобили «УАЗ», «КамАЗ», «Урал».
     В настоящее время завершен процесс дизелизации ВАТ. Все вновь созданные образцы армейских многоцелевых автомобилей разработаны в составе унифицированных семейств.
     Сейчас на «Урале», КамАЗе и ГАЗе создаются опытные образцы машин, которые, во-первых, обязаны удовлетворять самым жестким требованиям военных как по конструкции, так и по размещению на них вооружения; во-вторых, им предстоит вписаться в основное производство этих заводов; и, в-третьих, те передовые технические решения, которые будут предложены, должны найти свое применение на автомобилях массового производства, то есть должна реализоваться концепция разработки армейских автомобилей двойного применения.
     Следует отметить, что отечественные образцы специальных колесных шасси аналогов в мире не имеют. СКШ Брянского и Минского заводов колесных тягачей могут перевозить на себе груз, в два раза превышающий массу самого шасси. Это непревзойденный показатель.
     Для транспортировки объектов бронетанковой техники по дорогам общего пользования используются седельные тягачи Курганского завода колесных тягачей (ОАО «Русич-КЗКТ»). Серийно выпускаемые седельный тягач КЗКТ-74281 и полуприцеп ЧМЗАП-9990 (изготовитель - Челябинский машиностроительный завод автомобильных прицепов) предназначены для транспортировки бронетанковой техники и негабаритных грузов полной массой до 52 т. На тягаче установлен двигатель ЯМЗ-8401 автомобильного типа, имеющий увеличенный ресурс и мощность 650 л.с. Шестиместная кабина позволяет перевозить экипаж танка. В дальнейшем предполагается разработка тягача повышенной грузоподъемности.
     Для использования в качестве базовых шасси под монтаж различных видов ВВТ, буксировки артиллерийских и других прицепных систем, перевозки личного состава и военно-технических грузов в тяжелых дорожных условиях предназначены военные гусеничные машины транспортно-тягового класса.
     Наиболее распространенные в войсках гусеничные транспортеры-тягачи легкой категории по массе МТ-ЛБ и его модификации широко известны своей высокой надежностью, проходимостью, неприхотливостью в эксплуатации и ремонте. Сейчас в эксплуатации в войсках и на базах хранения Вооруженных Сил РФ находится большое количество таких машин. С целью продления их срока службы и повышения технического уровня ОАО «Муромтепловоз» проводит их модернизацию в ходе капитального ремонта. Модернизированные машины успешно доказали свои высокие тактико-технические характеристики в ходе боевых действий.
     В качестве базовой модели для размещения ВВТ ПВО Сухопутных войск ЗАО «Метровагонмаш» разработало гусеничное шасси промежуточной категории по массе типа ГМ-5955. Высокие тактико-технические характеристики шасси подтверждены успешной эксплуатацией в составе комплексов ПВО типа С-300, «Тунгуска» и др. Силовая установка мощностью 710 л.с., гидромеханическая трансмиссия с гидрообъемным механизмом поворота, независимая торсионная подвеска — все это обеспечивает высокую проходимость, хорошую маневренность и плавность хода по пересеченной местности. Использование на машинах семейства бортовой контрольно-диагностической и управляющей системы позволяет реализовать современные требования по поддержанию исходного состояния шасси, поиску и устранению неисправностей, автоматизации процессов управления.
     Принципиально новы транспортные средства, обладающие уникальной проходимостью и большой грузоподъемностью, - двухзвенные гусеничные транспортеры семейства «Витязь», предназначенные для монтажа и транспортировки ВВТ и военно-технического имущества в районах со сложными природно-климатическими и дорожными условиями.
     Базовым образцом семейства «Витязь» является двухзвенный плавающий гусеничный транспортер ДТ-30П грузоподъемностью 30 т. Серийный выпуск машин этого семейства осуществляет Ишимбайский завод транспортного машиностроения. Оригинальная ходовая часть, новый принцип поворота посредством складывания звеньев, передача мощности на оба звена, а также низкое удельное давление на грунт и способность преодолевать водные преграды на плаву - все это позволяет эксплуатировать машины семейства «Витязь» в таких дорожных условиях, где использование других видов наземного транспорта практически невозможно. Для них не страшны ни глубокий снег, ни вязкая грязь, ни болотная топь. За рубежом аналогов таким машинам нет.
     Сейчас завершаются работы по дальнейшей модернизации «Витязей» путем установки более мощного, надежного и экономичного силового агрегата Ярославского моторного завода.
     В настоящее время в российских Вооруженных Силах получает распространение новое направление – обитаемые кузова-контейнеры. Их использование сулит значительную экономию материальных и людских ресурсов: появляется возможность во многих случаях хранить образцы ВВТ без АБШ, а основной объем работ по хранению (до 80 процентов) приходится на обслуживание шасси. Для перевозки кузовов-контейнеров могут быть использованы автомобили, оборудованные специальными узлами крепления, и обычные бортовые автомобили соответствующей грузоподъемности. Кроме того, они разрабатываются двух типов: постоянного и переменного объемов (раскладные).
     В области создания средств автотехнического обеспечения проводятся работы по расширению технологических возможностей большинства подвижных автомобильных мастерских за счет использования новых технологических процессов и оборудования, а также создания новых типов мастерских. Также ведутся работы по созданию новых образцов машин технической помощи, эвакотягачей и эвакотранспортеров. В перспективе подвижные ремонтные средства по-прежнему будут играть важную роль.
     Таким образом, в перспективе ВАТ сохранит и в достаточной степени усилит свое значение как составная часть ВВТ. От технического уровня ВАТ во многом зависят успех выполнения боевой задачи, способность образцов вооружения и военной техники в полной мере реализовать свои боевые возможности. Российская военная автомобильная техника в полной мере отвечает этим требованиям.
     Сегодня, накануне праздника, мне хотелось бы выразить благодарность всем коллективам автозаводов и НИУ, работающим с ГАБТУ Минобороны РФ в тесной связке для решения главной задачи – оснащения ВС РФ перспективными образцами ВАТ, а также всем военным автомобилистам, несущим свою нелегкую службу в войсках. Особенно хочется отметить руководство и весь личный состав единственного в своем роде центра по исследованиям и испытаниям ВАТ – 21-го НИИИ
     Минобороны РФ – в лице начальника института генерал-майора В. Шипилова, воинские коллективы, добившиеся высоких показателей в боевой подготовке, обучении и воспитании личного состава, в первую очередь 37-й учебной автомобильной бригады во главе с полковником А. Цыбульниковым, Рязанского военного автомобильного института (начальник – генерал-майор М. Невдах), Челябинского военного автомобильного института (начальник – генерал-майор А. Напримеров), филиала Военного автомобильного института – г. Уссурийск (начальник – полковник А. Герасимов), а также воинские и трудовые коллективы авторемонтных заводов и автомобильных баз.
     
ПРИКАЗ

     28 мая 2004 г. № 155 г. Москва
     Товарищи солдаты и матросы, сержанты и старшины, прапорщики и мичманы, офицеры!
     Уважаемые работники автомобильной промышленности и ветераны-автомобилисты!
     29 мая Вооруженные Силы Российской Федерации отмечают День военного автомобилиста.
     Своими подвигами и упорным многолетним трудом воины-автомобилисты, создатели военной автомобильной техники, приумножили славу и процветание Отечества.
     В канун Великой Отечественной войны созданная собственная автомобильная промышленность способствовала обеспечению нашей армии отечественной автомобильной техникой.
     Мужество и отвага воинов-автомобилистов, талант и организаторские способности офицеров автомобильной службы и автомобильных войск внесли огромный вклад в Победу в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов. Они были среди тех, кто вел автомобили по Дороге жизни на Ладоге, кто взял на себя всю тяжесть задач обеспечения транспортом грандиозных сражений под Москвой, Сталинградом, на Курской дуге, на завершающем этапе войны - в ходе Берлинской операции и разгрома Квантунской армии.
     В послевоенное время в едином строю с грозными ракетными установками, танками, артиллерийскими системами находятся и военные автомобили. Они в надежных руках воинов-автомобилистов, пришедших на смену водителям-фронтовикам.
     Приветствую и поздравляю вас с Днем военного автомобилиста!
     Желаю воинам-автомобилистам высоких достижений в повышении боевой готовности, совершенствовании профессионализма и военного мастерства, ветеранам-автомобилистам - крепкого здоровья, благополучия и успехов в деле воспитания подрастающего поколения в духе верности Отечеству.
     Министр обороны Российской Федерации С. ИВАНОВ.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства