- Ваш уход из тульского «Арсенала» стал большой неожиданностью для любителей баскетбола.
- Были тому веские причины. Я не из породы «летунов» — мне в свое время удавалось шесть раз приводить женский клуб ЦСКА к званию чемпиона России. Я и в Туле был готов работать много лет, если бы создали нормальные условия. Вот руководство «Арсенала» решило участвовать в Кубке ФИБА - конференции «Север». Мы преодолели предварительные стадии, вышли в полуфинал. То, что европейский баскетбол пришел в Тулу, уже праздник для всего Центрального региона России, представленного в Суперлиге единственной командой. А руководство недовольно, что мы не выиграли этот Еврокубок, хотя финансовое обеспечение клуба абсолютно не соответствовало растущим запросам. Я имею в виду не обеспечение меня, любимого, не затраты на подкуп судей. «Арсенал» занял седьмое место в предварительной части чемпионата России, имея большие проблемы с финансовыми возможностями в комплектовании команды. Да и тем игрокам, что есть в составе, выплаты постоянно задерживают. В таких условиях я был вынужден прервать свой контракт. В советское время мы готовы были не только играть, а биться до последнего просто за идею, за родной красный флаг. Но сейчас я не вправе того же требовать от своих подопечных — времена изменились.
- В тульском «Арсенале» легионеров-иностранцев всего трое - меньше, чем в какой-либо команде Суперлиги. Это была ваша политика или вынужденные обстоятельства?
- В принципе я не против иностранцев в Суперлиге, без них она и не оправдывала бы своего названия. Игры были бы менее интересны и привлекали бы меньше зрителей. Никаких разговоров о введении квот на иностранцев в наших командах я не слышал, да и не вижу в них смысла. В еврокубках играют коллективы, имеющие в своих составах неограниченное количество иностранцев. В таком случае, если ввести квоты, тренерам ЦСКА или УНИКСа придется для еврокубков готовить один состав команды, а для российского первенства — другой? В финансовом плане ограничения уже существуют, так как клубу лицензия на иностранца обходится дороже, чем на россиянина. Введи ограничения более жесткие, кто знает, может быть, некоторые спонсоры станут вкладывать деньги не в баскетбол, а в другие сферы? Более того, я против местечковых настроений типа «в тульской команде должны играть туляки, а в московской — москвичи». В том же ЦСКА в советское время коренных москвичей было раз-два и обчелся. Согласен, сейчас в наших сильнейших клубах россияне большей частью на вторых ролях. Но в этом надо винить не иностранцев, а развал нашей баскетбольной школы, наступивший вслед за развалом СССР. Квалифицированные детские тренеры ушли из спорта. Те немногие молодые россияне, которые сейчас достойно выступают в нашем высшем дивизионе, подготовлены благодаря оставшимся в спорте энтузиастам и вопреки многим реалиям. Сейчас что-то пытаются наладить, возобновить. Хорошие примеры — ЦСКА, УНИКС, «Урал-Грейт». При этих суперклубах создается «пирамида», инфраструктура детского, юношеского баскетбола. Ведь важно, чтобы юный спортсмен видел больших мастеров не по телевизору, а ощущал себя частичкой большой команды — тогда и стимул повышается. В Туле ничего подобного нет. Да и молодых талантливых ребят в России сейчас явно меньше, чем было в мое время. Надеюсь, что в скором времени ситуация изменится к лучшему.
- В футболе по сравнению с баскетболом подобные структуры в нашей стране удалось раньше создать…
- Эффективность работы всего спортивного хозяйства в конечном счете определяет уровень игры сборной. Результаты наших национальных команд в обоих видах спорта в последнее время удручают. Имеет ли смысл одним брать пример у других? Организовывать работу должны специалисты, знающие именно свое дело.
- Но в футболе, а недавно и в хоккее наконец все-таки пришли к практике работающего со сборной тренера, не занятого в клубах. Не пора ли прийти к подобным шагам и в баскетболе?
- Лучше, когда тренер сборной работает с клубом, или это хуже — невозможно ни доказать, ни опровергнуть. Надо рассматривать каждый случай в отдельности и взвешивать все «за» и «против». И главный тренер должен сам решить этот вопрос и за себя, и за своих помощников.
- Если тренер занят делами клуба, то он меньше внимания может уделить игрокам сборной.
- Но большую часть сезона спортсмены находятся в клубах. А тренеру сборной нужна постоянная практика. Плох тот пианист, который играет только перед концертом.
- В своих интервью вы неоднократно заявляли, что готовы помогать сборной России, между тем вы не выдвигали свою кандидатуру в качестве претендента на пост главного тренера. Где истина?
- Я не вижу здесь противоречия. Я и сейчас, когда со сборной начали работать Бабков и Пашутин, не отказываюсь от своих слов. И не потому, что себя считаю таким умным: «Вот, я знаю такое, чего другие не знают». Помогать сборной я, да и любой квалифицированный российский тренер, обязан в любом случае — готовить ли игроков для сборной, в организационных ли вопросах и прочее.
- В ходе чемпионата России произошло что-то неожиданное для вас?
- В стадии плей-офф - нет. Побеждали именно те, кто и рассматривался как фаворит. Вот разве что «Урал-Грейт» и УНИКС были равны по силе. В пользу казанцев в решающем матче сыграл фактор своей площадки, право на которую они заслужили лучшими показателями на предварительной стадии. А вот то, что в восьмерку лучших попал, например, ростовский «Локомотив», а не саратовский «Автодор», —это неожиданность. Да и седьмое место туляков для многих стало сюрпризом.
- Вы согласны с предложениями сократить Суперлигу, продиктованными тем, что суперклубам затруднительно ездить по захолустьям?
- А зачем сокращать? Слабые команды вылетят на предварительной стадии — и никаких проблем. И популяризация баскетбола должна идти по всей территории России, а в любом захолустье можно присмотреть талантливого паренька.
Ограничения для клубов имеет смысл вводить разве что по развитости инфраструктур. А то вот даже у таких крепких команд, как «Химки», столичные и подмосковные динамовцы, один зал на троих. Это же такое неудобство и для игроков, и для болельщиков! Не надо гнаться за размером трибун, как в «Олимпийском» или «Юбилейном», но любой клуб должен иметь свою площадку. И еще. При нынешней нестабильной ситуации в стране не стоит принимать какие-то долгосрочные программы по регламенту первенства страны. А главное, руководство суперлиги должно быть более единым, консолидированным. Чтоб не было такого, что богатые клубы имеют большее право голоса.
- На эту же тему: вы — очевидец «Финала четырех» Евролиги УЛЕБ. Как вам показалось выступление ЦСКА?
- Как и предполагалось, армейцам очень тяжело было противостоять «Маккаби», имевшему столь мощную поддержку зрителей. Но стоило москвичам взять игру в свои руки, как трибуны заметно «завяли». Жаль, что подопечным Ивковича не удалось удержать преимущество. Я не согласен со многими «экспертами», обвиняющими в поражении нашей команды арбитров. Судьи всего лишь допустили силовой борьбы больше, чем ожидалось, а наши соперники быстрей к этому адаптировались. Во многих эпизодах определить границу жесткости и грубости было нелегко. Как минимум некорректно и критиковать Ивковича за неудачные замены. В тех условиях вряд ли можно было действовать успешней. Резерв нашей команды вижу в другом. При том, что ЦСКА имеет прекрасную первую пятерку (усилить можно разве что позицию центрового) и добротную «скамейку», многие классные мастера, в том числе и игроки сборной России, в течение сезона имели дефицит практики игры в условиях решающих матчей. Одно дело — длинный сезон, другое — финальная игра, в которой у армейцев ощутима была «проблема седьмого-восьмого игрока». И в Тель-Авиве наши молодые ребята приобрели соответствующий опыт. Есть основания надеяться, что через год московский «финал четырех» для ЦСКА пройдет успешней.
- Нужен ли в подобных турнирах утешительный финал, то бишь матч за третье место? Мотивация у игроков, казалось бы, невысокая.
- Но такая программа оправдала себя. И в матче с итальянским клубом армейцы смогли проявить характер. Я им благодарен за то, что они не «съехали» в данной ситуации до безразличия, а порадовали своих болельщиков, которых в Тель-Авиве оказалось немало. Начало этого матча и его концовка — как земля и небо. Персонально кого-то из армейцев выделять не хотел бы. Лично на меня самое яркое впечатление произвели: Браун — в обеих играх и Тарлач — в полуфинале. Но блеснуть красивой игрой способны сейчас многие из ЦСКА. Главное — Ивкович смог создать крепкий, слаженный коллектив.