на главную страницу

8 Июня 2004 года

Планета людей

Вторник

Малым ходом, но вперед

Вадим МАРКУШИН.



Исторические даты – хороший повод для размышлений над проблемами текущего момента. Юбилей десантной операции в Нормандии в этом смысле тем более кстати. Союзники во Второй мировой войне, усиленные теперь бывшими мощными противниками – Германией и Японией, оказались перед фронтом новых задач, связанных с борьбой с международным терроризмом, ликвидацией предпосылок ядерного пожара, тушением очагов вооруженных конфликтов. В новый век они вошли с пониманием резко возросшего значения консолидированных усилий в сфере глобальной безопасности. Это понимание, будем надеяться, постепенно перерастет в некую коллективную волю, освобожденную от проявлений национального эгоизма. Имея в виду, конечно, и воздействие на объединительный процесс ставших регулярными саммитов ведущих мировых держав, на которых обсуждаются наиболее актуальные проблемы.
Содержание неформальных бесед на открывающейся в Вашингтоне встрече «восьмерки» предположить нетрудно, оно отразит текущие озабоченности международного сообщества. Диалоги в рамках общего саммита естественно более специфичны, но тоже привязаны к темам первого плана. И это не может не влиять на решение конкретных вопросов двусторонних отношений. Отношения России и Соединенных Штатов, может быть, наиболее концентрированно отражают эту закономерность. Дает о себе знать психологическая инерция прежнего состояния, в котором две державы означали два мировых полюса. Полюса исчезли, Америка ведет себя как безусловный лидер, но и Россия, невзирая на издержки обвальной «демократизации», видит себя если и не равновеликим партнером, то во всяком случае имеющим свое мнение по всем значимым вопросам.

     
Иракский кризис как момент истины

     Пожалуй, наиболее наглядно последовательность и твердость российской внешней политики проявились в отношении Москвы к событиям в Ираке. Можно выразиться даже так: главным фактором, повлиявшим на утяжеление политического веса России на мировой арене, стал иракский кризис. С одной стороны, он разрушил скороспелый пропагандистский миф о «флагмане» антитерроризма в лице Америки. С другой – стал своего рода моментом истины, доказав правоту России, публично назвавшей начатую американцами военную операцию против Ирака исторической ошибкой. Конечно, слышались и другие критические голоса, но наиболее внятно и основательно прозвучал именно голос России. При этом впоследствии, когда все поняли, что Вашингтон «увяз в Месопотамии», никакой злой радости в российских политических и общественных кругах, в СМИ отмечено не было. Наоборот, Москва с готовностью заняла место в рядах приверженцев быстрейшего окончания кровопролития в Ираке и его экономического восстановления под эгидой ООН.
     Словом, политическое взаимодействие на иракском направлении самими событиями было выдвинуто в число приоритетов в российско-американских отношениях. При этом нетрудно уловить перемену в американских интонациях восприятия тех критических замечаний, которые регулярно делаются представителями российского руководства. Эти интонации смягчились, из них улетучилось былое высокомерие, в них «улыбается» готовность прислушаться к «стратегическому партнеру».
     События в Ираке «расшатывают систему мироустройства, опирающегося на ООН», заявляет глава МИД РФ Сергей Лавров. Говоря об этом на заседании научного совета, посвященном актуальным задачам внешней политики России, министр заметил, что «многие не прочь сделать вывод о наступлении эпохи конфликта цивилизаций. Однако эти рассуждения очень опасны для нашей страны. Выход должен базироваться исключительно на коллективной основе через диалог, а не на конфронтации. Мировые дела должны рассматриваться коллективно. Это предполагает вовлечение в коллективные обсуждения и США».
     На подобного рода замечания Вашингтон стал реагировать. В одном из последних заявлений официального представителя госдепартамента США Ричарда Баучера, к примеру, речь идет о том, что в тексте проекта новой резолюции по Ираку учтены пожелания и замечания, высказанные не только партнерами США по военной коалиции, но и членами Совета Безопасности ООН. Говоря о данном проекте, Джордж Буш заверил, что 30 июня с роспуском оккупационной администрации новые власти в Багдаде получат «полный суверенитет и будут контролировать все министерства, выполнять все государственные функции». Он также сообщил, что обсудил эту тему в телефонном разговоре с генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном, которого, «пользуясь случаем, поблагодарил за роль, сыгранную организацией в формировании кабинета в Ираке».
     Конечно, было бы лучше, если Буш провел такие телефонные разговоры с генсеком ООН до принятия решения о военном вторжении в Ирак. Но, как говорится, лучше поздно, чем никогда.
     Новые нотки можно при желании уловить и в высказываниях такого ортодокса, как министр обороны США Дональд Рамсфелд. Как он на днях заявил, Соединенные Штаты разработали «набор концепций» своей стратегии в изменившемся мире, придав «огромное значение работе с союзниками». «Главнейшее - это укрепление наших партнеров, уже существующих союзников и работа с новыми, - сказал он, перечисляя стратегические приоритеты США в выступлении перед выпускниками военной академии в Вест-Пойнте. - Это повышение гибкости, чтобы быть готовыми к неожиданностям. Это упор на создание возможностей по более быстрому развертыванию, а не просто на военное присутствие и его масштабы. И еще это работа внутри регионов с их широким охватом».
     
Без оговорок не получается

     Обозревая иные направления военно-политического сотрудничества США и РФ, можно отметить такой интересный факт, как недавнее присоединение России к американской Инициативе по безопасности в борьбе с распространением оружия массового уничтожения (ИБОР). В комментариях высокопоставленных сотрудников МИД РФ по сему поводу отмечается, что реализация инициативы будет осуществляться «с учетом требования совместимости действий с нормами международного права, соответствия национальному законодательству и общности интересов с партнерами в сфере нераспространения». На Смоленской площади обращают внимание прессы на то, что указанная инициатива «направлена на выявление, предотвращение и пресечение незаконного оборота и трансграничного перемещения связанных с оружием массового уничтожения материалов и средств доставки», что является «потенциально полезным механизмом в борьбе с угрозой распространения ядерного оружия, в том числе с возможностью его приобретения террористами». Тяжеловатая лексика, но разобраться можно.
     Напомним, что ИБОР была выдвинута президентом США в мае 2003 года. Ее активными участниками являются 15 государств, включая теперь и Россию. Инициатива, в частности, предполагает перехват морских судов и самолетов в международных водах и воздушном пространстве в случаях, когда появляется подозрение о наличии на транспортных средствах оружия массового поражения или его компонентов. Администрация США прилагала большие усилия к тому, чтобы данную идею поддержала Россия. Именно в связи с этим заместитель госсекретаря по контролю над вооружениями и международной безопасности Джон Болтон несколько раз прилетал в Москву, в том числе в прошлом месяце, когда никакого решения принято не было. В МИД РФ говорили, что, возможно, оно будет принято на встрече президентов на Си-Айленде. Но вот, как оказалось, вопрос решен до того.
     При этом, как сообщают источники, «Москва оставляет для себя некоторый простор» в реализации проекта Буша, который трактуется ею как «дополнение, а не противопоставление уже существующим механизмам в сфере нераспространения ОМП». Деятельность в рамках этого проекта, подчеркивают наши дипломаты, «не должна создавать препятствий законно осуществляемому экономическому и научно-техническому сотрудничеству государств».
     Оговорки, надо заметить, по существу. Ибо американцы неоднократно демонстрировали, как их благозвучные затеи на практике оборачивались попранием суверенных прав.
     Более оживленным американо-российское партнерство может стать на таком чувствительном направлении, как Север Европы. На днях посол США Александр Вершбоу обратил внимание журналистов на то, что Россия имеет достаточно перспектив для сотрудничества с НАТО именно в регионе Баренцева моря. Но для этого, по его словам, «она должна проявить больше инициативы». В частности, посол имел в виду сотрудничество альянса и Северного флота. Поле совместной деятельности, по мнению посла, - охрана окружающей среды. В этой области уже есть некоторый опыт коллективной работы США, Норвегии, Великобритании и Германии, которые «активно участвуют в решении проблем экологической и радиационной безопасности Кольского полуострова». При этом посол назвал ряд конкретных программ: «Военное сотрудничество в Арктике по вопросам охраны окружающей среды», «Совместное сокращение угрозы», «Мурманская инициатива» и другие.
     Другой чувствительный регион – Кавказ, Закавказье. В отличие от флегматичного от привычной зажиточности Севера Европы эти места наполнены непрерывными скачками политической температуры. Часто их провоцируют сторонние замыслы, воспринимаемые здешними элитами как шансы на приобщение к богатому Западу. Элитам кажется, что ведомые ими общества уже на пороге новой жизни, коль собственными глазами видят американских военных инструкторов, осваивающих новую подопечную территорию. К тому же звучат изысканные дипломатические реляции. Например, о том, что администрация США разделяет мнение правительства Грузии о необходимости ликвидации российских военных баз на грузинской территории и уверена, что Москва и Тбилиси сумеют урегулировать данную проблему. «Эти базы должны быть выведены. Они больше не служат реальным военным целям», - сказал глава американской дипломатии Колин Пауэлл.
     С этим, кстати, никто и не спорит. Однако имеющий громадный военный опыт генерал Колин Пауэлл, конечно, знает, что передислокация войск требует основательной подготовки и больших материальных затрат. Так что если настаивать на ускорении процесса, то следует подходить к этому с конкретными предложениями.
     
Разборчивый энтузиазм

     Газета «Время новостей» на днях процитировала американского конгрессмена Курта Уэлдона, посетившего Россию в составе делегации, в которую кроме него вошли четыре руководителя различных агентств по противоракетной обороне и директор американских программ по сокращению вооружений. Уэлдон, в частности, заявил, что «США заинтересованы в восстановлении советских радаров, запрещенных Договором ПРО». Разъясняя свою точку зрения, конгрессмен развил идею, в основе которой лежит совместный проект по радарам. Он считает, что Россия могла бы восстановить свою систему ПРО, запрещенную Договором 1972 года, и развить ее дальше, но уже совместно с американцами и используя их финансы. По словам Уэлдона, США, кроме того, заинтересованы в использовании российского опыта в области уничтожения ОМП. Этот опыт, по мнению конгрессмена, можно было бы с успехом использовать в Ливии или Северной Корее. Он говорил и о некоторых других перспективных совместных проектах, среди которых строительство российского трубопровода от Сахалина и Иркутска в Северную Корею. По нему российская энергия будет поступать в Южную Корею, Японию и Китай.
     Причем тут же конгрессмен раскритиковал политику США по отношению к России за ее непоследовательность. «Сегодня Россия - наш друг, а уже завтра мы ее используем», - заметил он. Не согласен Уэлдон и с тем, как американские СМИ реагируют на внутрироссийские коллизии, в частности связанные с Ходорковским. «Я задаю себе вопрос: как человек за три года мог на законных основаниях создать состояние в восемь миллиардов долларов? На месте россиян я бы тоже хотел, чтобы люди подобные Абрамовичу и Ходорковскому платили причитающиеся налоги», - сказал конгрессмен.
     Насчет «использования России» подмечено точно, на американцев это похоже. То есть проявление энтузиазма лишь тогда, когда явно выглядывает выгода. Скажем, в связи с возможным увеличением экспорта российской нефти и газа. Не успеет кто-либо из первых лиц в Москве обмолвиться по сему поводу, как в Вашингтоне поощрительно реагируют: дескать, сигнал принят, нам это подходит. В иных случаях – либо упорное молчание, либо дипломатическая абстракция. Американцы воодушевляются при обсуждении вопроса о списании Россией иракских долгов, но демонстрируют невозмутимость, когда их упрекают в волоките с оформлением виз для российских предпринимателей, притом что ущерб от проволочек несет не только российский, но и американский бизнес. По мнению «Файнэншл таймс», из-за упущенных возможностей и нарастания накладных расходов в процессе деловых связей с компаниями России, Китая и Индии США за период после 11 сентября 2001 года потеряли около 30 миллиардов долларов.
     Соображения безопасности, разумеется, всем понятны. Но адекватны ли меры? Адекватны ли угрозам «Аль-Каиды» программы создания новых ядерных средств, с помощью которых Пентагон якобы собирается выкуривать из подземелий террористов? Эти вопросы, кстати, все чаще задают и сами американцы. Улавливая это доминирующее настроение, фактический кандидат в президенты Джон Керри пообещал прекратить программу нынешней администрации по разработке нового поколения ядерных боезарядов, предназначенных для разрушения бункеров. Он подверг критике проект национальной системы противоракетной обороны. «Мы не можем позволить себе тратить миллиарды на быстрое развертывание непроверенной системы ПРО, - подчеркнул он. - Она не только не готова. Это неправильный приоритет в борьбе с терроризмом, где противник наносит удар с помощью бомбы, спрятанной в кузове грузовика, или пробирки со спорами сибирской язвы, находящейся в портфеле». В планах Керри, если он попадет в Белый дом, сокращение «чрезмерных запасов» ядерных вооружений и придание этому вопросу «центрального значения» в американо-российских отношениях.
     В случае завоевания президентского поста сенатор-демократ Керри обещает добиваться установления «международного стандарта безопасного хранения ядерных вооружений и материалов». Этой цели он предполагает добиться путем расширения так называемой программы Нанна -Лугара, разработанной в США для бывшего Советского Союза. С его точки зрения, Америка должна возглавить «международную коалицию», целью которой было бы прекращение производства высокообогащенного урана и плутония.
     Однако пока в Белом доме Джордж Буш. И во многом от него и его окружения зависит развитие политического и экономического сотрудничества между двумя странами. От него и его окружения зависит общая атмосфера в американо-российских отношениях. И, хотя большой тревоги она сейчас не вызывает, отдельные всплески нетерпимости к тому, что происходит в России, в ее властных структурах, оставляют нехороший осадок.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства