на главную страницу

10 Июня 2004 года

Армия и общество

Четверг

НЕ НАДО ПАНИКИ! ДАВАЙТЕ ПОСЧИТАЕМ...…

Владимир МОХОВ, «Красная звезда».



О перспективах прохождения в Государственной Думе законопроекта о замене льгот денежными компенсациями и в целом о проблеме монетизации льгот рассказывает член думского Комитета по безопасности, представитель фракции «Единая Россия» Геннадий ГУДКОВ.

     - Геннадий Владимирович, судя по всему, военнослужащих предстоящие изменения коснутся непосредственным образом. Однако вызывает по меньшей мере недоумение предложение Минфина стричь всех служивых под одну гребенку. Например, лишив их права на бесплатный проезд в общественном транспорте и заменив эту льготу увеличением надбавки за сложность и напряженность к денежному довольствию. В итоге бумажники офицеров, прапорщиков (и, надо полагать, солдат срочной службы?) потяжелеют где-то рублей на 500. И те, кто служит в закрытых гарнизонах либо добирается на утренний развод служебным транспортом, наверняка скажут правительству спасибо. А что скажут, к примеру, офицеры Московского гарнизона, добирающиеся на службу электричками из ближнего (и не очень) Подмосковья? Им-то пяти сотен даже на неделю не хватит…
     - Именно поэтому надо семь раз отмерить, прежде чем отрезать. До минувшего понедельника у депутатов не было текстов законопроектов, предполагающих замену льгот денежными компенсациями. Они только что поступили в здание на Охотном ряду. Поэтому долгое время мы были вынуждены комментировать ту информацию и многочисленные слухи, которые циркулировали в том числе и в СМИ.
     В любом случае не надо поддаваться панике. Необходимо спокойно и внимательно проанализировать то, что предлагает правительство. Мы уже направили письма в регионы с просьбой организовать дискуссию с участием региональных властей, на которые предполагается возложить реализацию части льгот, ветеранских организаций, пенсионеров и других категорий населения, которых коснется эта реформа. Итоги этой дискуссии предстоит обобщить здесь, в центре.
     Повторяю, не стоит сразу же принимать в штыки все, что предлагается. Стоит все подсчитать и тщательно взвесить. Думаю, правительство можно поддержать только в двух случаях. Во-первых, если размер денежных компенсаций будет справедливым. И, во-вторых, если эти компенсации будут иметь механизм защиты от инфляции.
     - Справедливость – понятие относительное. В чем ее измерять? Не заявит ли завтра подчиненный начальнику: простите, но свой лимит справедливости (читай – число компенсированных деньгами поездок в транспорте) я уже выбрал. Извольте больше не беспокоить…
     - Здесь надо думать, как выходить из положения, как грамотно внедрить систему проездных и т.д. Ряд моих коллег по фракции «Единая Россия» предлагает вариант, который представляется мне вполне разумным. Носителю льготы, военнослужащий ли это, пенсионер или инвалид, надо дать альтернативу: либо получать ее в натуральном виде, либо в виде денежной компенсации. Кому что выгодно. Пусть человек определяет это сам. Но это опять-таки рабочий вариант решения проблемы, лишь одна из имеющихся точек зрения, которую в основном высказывают депутаты-одномандатники, в большей степени зависящие от позиции своих избирателей, широких слоев населения. Они пытаются найти разумный компромисс между тем, что предлагает правительство, и тем, что хотел бы увидеть в результате реализации этой реформы народ. Мы поддержим только те правительственные инициативы, которые улучшат социальное самочувствие наших сограждан.
     К сожалению, здесь много непонятного. Как, например, заменить деньгами льготы на медицинское обслуживание, когда невозможно разобраться, какой объем лечения должен получить тот или иной человек? Один и 50 рублей не тратит на лекарства, а другой вынужден относить в аптеку не только денежную компенсацию, но и всю свою пенсию, личные сбережения. Здесь тоже не должно быть уравниловки. Словом, нужно предельно внимательно рассматривать каждую льготу: как, в каком виде она прописывается, что от нее человек обретет или потеряет. Хотя все жизненные случаи, как говорится, не предусмотришь. Опять-таки важно, что будет представлять собой механизм индексации денежных компенсаций. При нынешней инфляции предложенные суммы через год-другой могут показаться смешными. А если мы добавим сюда рост цен на услуги ЖКХ, который значительно опережает среднегодовую инфляцию, то какие-либо компенсации вообще теряют смысл.
     - Что говорят по поводу предстоящих реформ непосредственно ваши избиратели, среди которых, насколько мне известно, немало военнослужащих и членов их семей?
     - Увы, но они их пока только пугают. Наученные горьким опытом предыдущих реформ, приводивших к ухудшению качества жизни, наши люди боятся, что и на сей раз будет примерно так же. Даже не просчитав возможных последствий, многие априори уверены, что любые инициативы правительства, заявленные как благо, дадут негативный результат. В Госдуму я баллотировался по Коломенскому федеральному избирательному округу, куда входят военнослужащие Группы российских войск в Закавказье, погранотряда «Армения», наши миротворцы в Абхазии, а также много частей, учреждений, военных вузов, расположенных на территории округа. Из полумиллиона моих избирателей, думаю, порядка 50 тысяч - это военные. Прибавьте сюда членов их семей. Так что я, как депутат, обязан отстаивать их интересы.
     Только серьезным анализом, поиском компромиссов вместе с Правительством, Администрацией Президента РФ мы можем снять этот испуг, трансформировать его в уверенность, что обижен никто не будет. Думаю, никто сегодня не заинтересован в формировании социальной напряженности. Но вместе с тем существует необходимость реанимировать ЖКХ, транспорт, другие отрасли народного хозяйства. Чтобы туда поступали «живые» деньги, чтобы они участвовали в обороте, способствовали подъему экономики, давали дополнительный стимул для роста. Ведь сегодня предоставляемые отдельным категориям населения льготы тому же жилищно-коммунальному хозяйству зачастую компенсировать из бюджета «забывают». И где брать тогда средства на латание ржавых труб, замену сантехники? Если ЖКХ станет их где-то закупать, это будет стимулировать и развитие других секторов экономики. Одно звено потянет за собой остальные. Вот в чем вопрос. Но главное опять-таки в том, чтобы эта назревшая реформа не была проведена за счет народа, в том числе военнослужащих, которым и так несладко живется.
     Хочу сказать и о том, что думские комитеты по безопасности и по обороне вступили в серьезную полемику с правительством по поводу необходимости улучшения материального положения военнослужащих. Мы считаем, что та незначительная надбавка к денежному довольствию, которая была принята в октябре, касается только 2003 года. К нашему мнению в ходе предыдущих
     бюджетных слушаний, к сожалению, не прислушались. Более того, имел место прямой обман депутатов. Так что необходимо найти возможность, чтобы за счет резервного стабилизационного фонда проиндексировать зарплату военнослужащих и в 2004 году, исправив допущенную ошибку.
     - Сегодня правительство уже другое. Надеетесь ли вы на более конструктивный диалог с ним?
     - Конечно, надеемся. Только правительство должно понимать, что оно несет не просто техническую, административную, но и политическую ответственность за все происходящее. Ведь любые неумелые действия, ошибки неминуемо отразятся на имидже всей российской власти. Это тоже надо иметь в виду.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства