на главную страницу

10 Июня 2004 года

Российское оружие

Четверг

СТРАХОВКА ДЛЯ САПЕРА

Будет ли востребовано ноу-хау провинциальных разработчиков?

Владимир ЕВДОМАШКИН.Коллаж Олега ПЧЕЛОВА.



     По извилистой тропе, рассекающей теснину высокогорного ущелья, пробирается поисковая группа армейского спецназа. В авангарде небольшого отряда, как и положено, на безопасном удалении идет разведчик-сапер...
     За годы войны в Чечне действия каждого члена разведгруппы отработаны до совершенства, доведены до автоматизма. Со стороны все выглядит вроде бы обычно. Кроме одного. Наверняка стороннего наблюдателя озадачил бы внешний вид сапера, издали напоминающего... невиданное членистоногое животное, словно сошедшее с экрана фантастического фильма о звездных войнах. Вся странность заключается в нижней части тела сапера, покрытой загадочным чешуйчатым покровом, именуемым среди узких специалистов экзоскелетом человека.
     Группа спецназовцев уже несколько суток преследует пытающуюся затеряться в закоулках горной гряды банду экстремистов. Изнуряющая дневная жара, промозглый ночной холод, движение без отдыха сделали свое дело. Накопившаяся усталость несколько притупила остроту внимания. По этой причине сапер не увидел едва приметные признаки минирования. Хитроумно установленная противопехотная мина-ловушка безотказно сработала прямо под ним. Казалось бы, смерть и ужасные увечья просто неотвратимы...
     Однако военнослужащий остался невредим. Отлежавшись, лишь контуженный взрывом сапер поднялся без посторонней помощи. Вскоре он был готов продолжить движение. Так благодаря уникальному в своем роде защитному комплекту роковая ошибка сапера не стала для него последней...
     Описанный эпизод - плод фантазии автора. Но вымысел этот близок к реальности. Разработчики индивидуальных средств защиты, представляющие военно-промышленные комплексы ведущих стран мира, на самом деле всерьез озабочены созданием современного комплекта бронезащиты, умножающего шансы саперов на выживание в условиях, казалось бы, неминуемой гибели или неизбежного травматизма.
     Некоторый прорыв в этом направлении наметился и у нас, в России. Группа инициативных ученых Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса из небольшого городка Шахты Ростовской области близка к созданию не имеющего аналогов защитного войскового комплекта, предназначенного для безопасной работы саперов при разминировании. Возглавляет научную группу декан технологического факультета, доктор технических наук, профессор Владимир Прохоров. Вдохновителем идеи и основным разработчиком проекта является преподаватель кафедры изделий из кожи этого вуза Андрей Мирошник. Беседуя с нашим корреспондентом, он поделился своими замыслами и нестандартными техническими решениями, которые нашли применение в этом изобретении.
     - Андрей Анатольевич, что подтолкнуло вас, человека гражданского, к идее создания специальной защитной обуви для военных саперов?
     - Случай. Дело в том, что несколько лет назад мне пришлось заняться разработкой спецобуви. Тематика была совершенно иная, нежели сейчас. Заказ поступил от угольной промышленности на создание спецобуви для горняков. Мы успели наработать достаточно много материалов, но, к сожалению, угольная отрасль в нашем регионе стала быстро приходить в упадок, проект остался без финансирования, и вскоре мы были вынуждены завершить научные изыскания. Вот тут-то я совершенно случайно натолкнулся на информацию в Интернете о зарубежных разработках обуви, способной защитить ноги военнослужащих от поражающих факторов противопехотных мин. Интересные идеи выдвигались учеными Германии и Сингапура. Довольно любопытной оказалась конструкция, предложенная обувщиками из Сербии. Оно и понятно, тема минной войны для Югославии более чем актуальна. Поиск отечественных аналогичных разработок ни к чему не привел. Очень хорошо разработана тематика бронежилетов, бронекостюмов, касок в НИИ стали и сплавов в Москве. Но что касается обуви - тут явный пробел.
     Так я загорелся идеей создать обувь, способную защитить ноги сапера. Ведь не секрет, что минное оружие, несмотря на международные конвенции о запрещении применения противопехотных мин, очень распространено в мире. Поэтому актуальность данной темы очевидна. Ведь далеко не все страны поддержали запрет на использование мин. И на то есть свои причины. Минное оружие, являясь сравнительно дешевым, одновременно остается весьма эффективным. Причем современные зарубежные виды противопехотных мин включают в себя такие конструктивные особенности, что стали псевдогуманным оружием поражения - при подрыве человек зачастую остается живым, но при этом получает тяжелейшие увечья, на всю жизнь оставаясь калекой...
     - В чем же новаторство вашей идеи?
     - Повторюсь, наш коллектив нацелен на создание специальной защитной обуви именно для саперов. В принципе можно было бы подумать и о разработке общевойскового защитного средства. Но, взвесив все «за» и «против», мы пришли к выводу, что превращать пехотинца в подобие бронемашины нецелесообразно. Отягощенный спецзащитой, он потеряет необходимую для него свободу маневрирования на поле боя. Сапер - другое дело. Ему по долгу службы приходится иметь дело со смертельно опасными «адскими машинками». Наша задача - дать ему твердый шанс остаться невредимым, своего рода страховку на случай роковой неудачи.
     Вплотную этой тематикой я увлекся в марте прошлого года. За прошедшее время нашей группе удалось достичь многого. Во-первых, досконально изучили свойства и технические характеристики бронетканей, пластиковой, металлокерамической, армидной брони, иных композитных материалов. За основу, разумеется, брали разработки отечественных производителей. Их достаточно много, и продукция наша ни в чем не уступает мировым образцам и аналогам, нередко даже превосходит по тем или иным параметрам. К тому же высокое качество достигается при сравнительно невысокой цене. В общем, удалось вполне конкретно определиться в подборе материалов, из которых планируется изготовить опытный образец.
     Во-вторых, созрела и устоялась концепция конструкции предполагаемой обуви сапера. В ходе научных изысканий мы пришли к выводу, что наиболее оптимальным и рациональным будет использование в основе конструкции элементов экзоскелета. Это непростое техническое устройство существенно усиливает естественный скелет человека, выполняя функцию наружного панциря, вроде того хитинового покрова, который носят на себе насекомые.
     На Западе в этом направлении уже давно ведутся научные исследования, ставятся эксперименты. Но заокеанские конструкторы, на наш взгляд, идут малоперспективным путем, пытаясь усадить человека внутрь робота, этакого техногенного монстра. Иными словами, стоит вспомнить насыщенный спецэффектами фантастический фильм «Чужой», и все станет понятно. Там главная героиня, находясь внутри машины-манипулятора, отчаянно сражается с инопланетным чудовищем.
     По мнению наших специалистов, этот путь является тупиковым, так как в обозримом будущем человечеству вряд ли удастся создать одновременно малогабаритный и в то же время энергоемкий источник питания с многочасовым запасом рабочего ресурса.
     Экзоскелет по-нашему - это совершенно иной подход к заданной теме. Прочная и в то же время легкая конструкция, защищающая ноги от перегрузок при подрыве, от поражающих факторов мины: высоких температур, воздействия осколков, кумулятивного эффекта. Наша модель - это уже не обувь, а, скорее, целое устройство защиты. Причем мы постараемся сделать его недорогим, но вполне надежным.
     - А какой статус имеют ваши научные исследования? Это что - частная инициатива группы ученых или государственный заказ?
     - В планы научной работы нашей кафедры эта тема внесена. Все, чего мы достигли, - заслуга каждого из четверых членов нашего научного коллектива. Хотя дополнительную зарплату за ведение разработок нам никто не платит. Считайте, что мы патриоты, которым далеко не безразлична судьба нашей армии.
     В прошлом году мы участвовали в конкурсе грандов, проводимом Министерством образования. В итоге были отмечены и получили гранд, т.е. двухгодичное финансирование на фундаментальные научные исследования по этой тематике. Так что кое-какая поддержка государства есть.
     Впрочем, присутствуют и существенные проблемы, в значительной степени сдерживающие продвижение исследований. Прежде всего это ощутимый недостаток средств для приобретения у производителей необходимых для создания опытного образца материалов. Но допустим, мы их все же приобрели. На кафедре материаловедения осуществили стендовые испытания. Следующий этап - отобранные материалы необходимо подрывать, изучать результаты. Тут нам без помощи военных, обстоятельных консультаций специалистов-подрывников не обойтись.
     Затем предстоит самый важный этап - надо изготовить опытный образец. Но, увы! Ни имеющаяся производственно-экспериментальная база нашего вуза, ни одно предприятие нашего города не в силах справиться с этой задачей. Дальше - еще сложнее. Готовое изделие нужно подвергнуть скрупулезному испытанию в различных условиях, как выражаетесь вы, военные, максимально приближенных к боевым. То есть потребуется полигон, где имитационный макет человека, облаченный в нашу конструкцию, надо будет вновь и вновь подрывать, детально изучать последствия, вносить необходимые поправки и по ходу испытаний доводить конструкцию до совершенства.
     Не обойтись нам и без консультаций самих саперов, необходимых для изучения нами тактико-технических данных всевозможных взрывных устройств. Согласитесь, никакое виртуальное моделирование с помощью компьютера не заменит чистоту практического эксперимента. Поэтому без помощи со стороны силовых структур никак не обойтись.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства