на главную страницу

19 Июня 2004 года

Государственные символы России

Суббота

Поставщик Кремля

Беседу вел Наиль ГАФУТУЛИН, «Красная звезда».



В Московском государственном выставочном зале «Новый манеж» (Георгиевский переулок, д. 3) 21 июня откроется экспозиция «Государственные символы России - российский поставщик: история и современность». Это лишь одно из мероприятий в рамках комплексного плана популяризации российской символики, утвержденного в 2002 году главой государства. Напомним, что тогда, два года назад, социологические исследования показали, что знания россиян о государственных символах оставляют желать лучшего. На довольно простой вопрос «Назовите цвета Российского флага сверху вниз» смогли правильно ответить лишь 39 процентов опрошенных. Еще 39 процентов правильно назвали цвета, но перепутали порядок их расположения. О том, что изменилось за это время, «Красной звезде» рассказывает Александр ГЛАДЫШЕВ - генеральный директор ФГУП «Федеральный комплекс «Кремлевский», которому поручено заниматься популяризацией государственной символики России.


     - Александр Васильевич, два года назад социологи выяснили, что практически каждый пятый россиянин не знает цвета Российского флага. Ситуация изменилась за это время?

     - Тогда опрошенные назвали порядка сорока двух позиций, являющихся государственными символами России. Многие правильно указали флаг, герб, гимн. А некоторые говорили: Красная площадь, Собор Василия Блаженного, памятник Минину и Пожарскому, автомат Калашникова, икра, водка, матрешка... В чем-то они были, наверное, правы. Ведь причиной такого разброса мнений стало отсутствие четкой разъяснительной работы «что есть что». Все называли правильные символы, только одни из них - государственные, другие - духовные, третьи - исторические и просто национальные, связанные с устоявшимися стереотипами. Первая выставка «Государственные символы России» в 2002 году была организована для того, чтобы назвать вещи своими именами, она носила разъяснительный характер. В ее рамках большая работа была проведена среди школьников. Было лето, и отдыхающие приезжали на выставку из лагерей и санаториев. Детям бесплатно раздавали флажки, рюкзаки и значки с государственной символикой. И после такой познавательной экскурсии у посетителей возникало четкое представление «что есть что». Что государственная символика, повторюсь, - это флаг, герб, гимн.

     - Выставку посещали не только дети, но и взрослые. Как к ней отнеслись госчиновники, предприниматели?

     - Среди госслужащих огромную популярность тогда приобрели значки с изображением герба. Что касается производителей той или иной продукции... У нас долгое время был свободный подход к изображению госсимволики. При главе государства действует геральдический совет, штат его небольшой, и возмущение оставалось внутри этого маленького круга знатоков. Они знают все, но как это знание донести до каждого, до большинства россиян или хотя бы предпринимателей - ударной силы в производстве товаров и услуг? Чтобы они знали, что герб должен быть определенного цвета, изображать его можно только с соблюдением всех пропорций, что цвета флага тоже должны быть соответствующими.
     Я в первую очередь говорю о товарных знаках. Когда мы начали упорядочивать работу в этом направлении, сами предприниматели стали выходить на контакт с геральдическим советом. Пришло понимание, что только на достойной продукции можно изображать государственную символику. Нельзя на любой деревянной матрешке, вырезанной из сучкастого дерева, обязательно флаг рисовать, а на вывеске или пивной этикетке - герб. Мы в этом плане и ориентировались, что необходимо выстраивать определенную классификацию. Сначала, возможно, ввести в действия какие-то ограничения, а потом выходить на критерии оценки, в том числе и законодательного плана. Это только начало пути, и до финиша далеко. Но наша работа уже отразилась и на восприятии гражданами российской символики.

     - Герб или флаг на недоброкачественной продукции - это, естественно, плохо. Но на качественной, которой можно и нужно гордиться... Как государство должно поступить - установить определенную плату за использование своей символики, или наоборот, - создал шедевр, произвел то, чем страна может по праву гордиться, вот тебе не только разрешение на герб рядом с товарным знаком, но и льготы по налогообложению...

     - В России в этом отношении существовала очень интересная практика. С 1848 года указом императора было введено звание «Поставщик двора его императорского величества». С присвоением этого звания производитель услуг или товаров получал право изображать малый герб Российской империи на своей продукции. От претендентов требовались исполнение поставок для потребностей императорского двора непрерывно в течение 8-10 лет, особое качество изделий или выполняемых работ и производство поставок преимущественно из собственных фабрик, мастерских заводов. Среди тех, кто получил или стремился получить это звание, - Нобель и Путилов, Смирновы и Шустовы (производители водки), Фаберже (ювелирные изделия), Гамбс (мебель) и многие другие. Так формировалась торгово-промышленная элита России. Именно их «орленный» товар, выходя на мировые рынки, становился визитной карточкой всей промышленной России.
     После революции этот опыт частично был использован при разработке «Знака качества», который к концу 80-х уже сильно себя дискредитировал. Первые попытки реанимировать эти идеи предпринимались 90-х, создавались многочисленные гильдии и ассоциации, в том числе и при учреждениях. Но тем менее, эти разношерстные, с точки зрения количества, инициативы, должны были придти к какому-то качеству. Спекуляций на эту тему было много, но самое главное, - сами предприниматели «за».
     Сейчас, согласно российскому законодательству, если производитель продукции не имеет отношения к федеральным структурам, то торговый знак с изображением госсимволики не правомочен. Но современные производители в этом заинтересованы. Рынок насыщен, и при прочих равных хочется быть лучше. Это естественный процесс, который приводит к росту качества. Тот бум, который сейчас наблюдается на рынке товарных знаков, это очень хорошо отражает.
     Мы зарегистрировали свой собственный товарный знак «Стандарт Кремля». Само словосочетание «товарный знак» подразумевает, что у него есть коммерческая стоимость. Прежде чем с конкурсантом на это звание заключается лицензионный договор, проводится большая работа. Производитель должен соответствовать ряду требований, присутствовать на рынке не менее пяти лет, иметь положительную кредитную историю, рекомендации. Оценивается также уровень качества продукции, имеют значение победы на различных выставках... На каждое направление продукции формируется свой экспертный совет. Например, если это высокохудожественная продукция, то в экспертный совет входят специалисты ведущих музеев, сотрудники Минкульта, представители Геральдического совета. Именно они принимают решение, имеет ли смысл присваивать этому производителю данный товарный знак.

     - Обычный гражданин если и встречает российскую символику на какой-то продукции, то чаще всего это спортивная одежда, тренировочные костюмы, майки, кепки...

     - Это совершенно иная область, не имеющая никакого отношения к товарным знакам. В данном случае никто не запрещает производителям наносить герб или флаг на майку. Конечно, замечательно, если это делается из качественного материала. Но когда человек идет на футбольный матч, флажок для него - элемент демонстрации патриотизма, и стоить дорого он не должен. Точно так же и спортивная майка, - далеко не каждый россиянин может позволить себе покупки в фирменных спортивных магазинах Nike или Adidas. И никаких ограничений в этой области быть не должно. Наоборот, государство должно приветствовать такие инициативы производителей. Главное, чтобы искажений никаких не было, чтобы флаг не переворачивали. Среди производителей необходимо ненавязчиво проводить разъяснительную работу: рисуйте, но рисуйте правильно...
     Такие выставки и позволяют решать эту задачу. Предприниматели приходят, смотрят, удивляются: вот у нас, оказывается, какие герб и флаг, а мы, то не так рисуем... Их же не остановить, майки покупают, значит, они их штампуют. Таким надо бесплатно раздавать трафареты. Пусть они зарабатывают и одновременно способствуют созданию в обществе четких представлений о госсимволике. Это то, с чего мы начали разговор. В обществе изменилось отношение к госсимволике. Триколор на майке пользуется популярностью. Это замечательно!

     - Название выставки «Государственные символы России - российский поставщик: история и современность» родилось спонтанно?

     - Нет, над этим долго думали. И решили, что взяться за какую-то проблему, не оглянувшись назад, нельзя - можно ничего не понять. Чтобы увидеть будущее, нужно через прошлое взглянуть на настоящее. И, заметьте, никто ничего не изобретает. Все уже давно нашими предками придумано. Звание «Поставщик двора его императорского величества» отшлифовало целый ряд направлений во всех отраслях Российской Империи. И по производству того или иного вида товаров, и по услугам. Было порядка 1.300 обладателей этого знака, которые пользовались определенными преференциями. В первую очередь этот знак подтверждал, что его обладатель - лучший в своей области. А значит, первым получает право на государственный заказ. Сейчас это регламентируется по другому, - конкурсы, тендеры... Но тем не менее, имиджевая составляющая такой рекомендации очень высока.

     - Кого из современных обладателей знака «Кремлевский стандарт» вы бы отметили?

     - Мне нельзя никого выделять. Это будет воспринято как реклама. Сразу же заговорят об особых отношениях, о протекционизме. В каталоге выставки будут названы основные поставщики, которые обладали званием «Поставщик двора его императорского величества», и современные продолжатели их традиций. Две трети экспозиции выставки будут посвящены исторической части. Экспонаты предоставили около десятка крупнейших российских музеев (Государственный исторический, Московского Кремля и имени Пушкина и другие), архивы, а также музеи и экспозиционные залы предприятий. Приходите к нам на открытие, не пожалеете.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства