на главную страницу

19 Июня 2004 года

Россия - век XXI век

Суббота

«Кровеносная система» страны

Развитие трубопроводов - это не только экономика.
Это и национальная безопасность, и геополитика



«Красная звезда» совместно с Институтом геополитической информации «Энергия» продолжает публикацию материалов по актуальным проблемам геополитики и роли энергетического фактора в развитии России и военно-политической ситуации в мире. На сей раз речь идет о состоянии трубопроводного транспорта нашей страны.
Почему трубопроводы? Да потому, что топливно-энергетический комплекс России с его «кровеносной системой» - трубопроводами играет сегодня в силу ряда обстоятельств важнейшую роль в экономическом развитии страны, сохранении социальной стабильности. И пусть нередко в печати можно встретить эмоциональную фразу «Россия - на нефтяной игле», но во многом благодаря самоотверженному труду сотен тысяч тружеников ТЭК у исполнительной власти появился шанс приступить к возрождению страны, модернизации армии, реализации реформаторских замыслов.
Добыть нефть и газ - еще полдела. Углеводородное сырье надо доставить до центров переработки, до потребителей в стране и за рубежом, учесть при этом не только соображения экономической выгоды, но и интересы национальной безопасности, потребность в укреплении геополитических позиций России. И не случайно этим вопросам было уделено значительное внимание в недавнем Послании Президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию. Правительство РФ намерено продолжить курс на увеличение добычи и экспорта нефти. К 2020 году при благоприятной ценовой конъюнктуре Россия будет ежегодно добывать 520 млн. тонн «черного золота» (ныне - 421 млн. т), из них 310 млн. т (сегодня - около 200 млн. т), т.е. 60 процентов, будет уходить на экспорт. Рост объемов добываемой нефти ставит в повестку дня вопрос о модернизации и расширении сети трубопроводов.
О проблемах, существующих сегодня в сфере трубопроводного транспорта, его роли в обеспечении энергетической безопасности России рассказывает кандидат экономических наук Дмитрий МУН.

     
Стратегические магистрали

     Стабильность обеспечения регионов России важнейшими топливно-энергетическими ресурсами во многом зависит от степени надежности трубопроводного транспорта. Наиболее активно он развивался у нас в 60 - 80-е годы прошлого века.
     В настоящее время российская газотранспортная система (ГТС) считается одной из наиболее эффективных и надежных систем в мире. Вместе с тем в работе ГТС накопилось немало проблем. Износ основных фондов ГТС составляет в среднем 56 процентов, 14 процентов газопроводов выработали нормативный срок службы. Средний возраст газопроводов близок к 22 годам. Одна треть оборудования газораспределительных станций выработала назначенный ресурс и требует замены. В период 1990 - 2002 годов финансирование работ по реконструкции объектов транспортировки газа осуществлялось в объеме, не превышающем 29 процентов от потребности. Поэтому проводилась реконструкция только наиболее изношенных объектов. В результате снизилась производительность газопроводов, транспортирующих газ из основного газодобывающего региона России - Надым-Пур-Тазовского. В настоящее время она составляет 518,1 млрд. кубических метров в год при проектной мощности 577,8 млрд.
     

     Наша справка
     Протяженность магистральных трубопроводов, по которым осуществляется транспортировка продукции нефтегазового комплекса, составляет 219 тыс. километров, в том числе газопроводных магистралей, включая газопродуктопроводы, - 151 тыс. км, нефтепроводов - 48,6 тыс. км, нефтепродуктопроводов - 19 тыс. км. С помощью магистрального трубопроводного транспорта перемещается 100 процентов добываемого газа, около 99 процентов добываемой нефти, более 50 процентов продукции, производимой подключенными к системе магистральных продуктопроводов нефтеперерабатывающими предприятиями.

     

     Техническое состояние основных производственных мощностей российской компании «Транснефть» также достигло критического уровня. Так, оборудование нефтеперекачивающих станций эксплуатируется уже 25 - 30 лет, 38 процентов нефтепроводов - свыше 30 лет, 37 процентов нефтепроводов - от 20 до 30 лет и только 25 процентов - менее 20 лет. Почти треть резервуарных парков находится в эксплуатации свыше 30 лет, 38 процентов - от 20 до 30 лет. Благодаря реализации «Комплексной программы диагностики технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта» удается пока обеспечивать бесперебойное функционирование системы магистральных нефтепроводов и экологическую безопасность, но необходимы более радикальные меры по модернизации имеющихся мощностей.
     Ведь возрастная структура основных фондов свидетельствует об их крайнем износе. Например, применительно к магистральным нефтепродуктопроводам этот показатель уже превышает 70 процентов. Средний срок эксплуатации магистральных нефтепродуктопроводов компании «Транснефтепродукт» (при нормативе 33 года) составляет в настоящее время 26,2 года, свыше 7,6 тыс. километров трубопроводов (40 процентов) эксплуатируются более 33 лет. Ежегодная потребность в инвестициях для поддержания действующей системы в работоспособном состоянии составляет порядка 120 - 130 млн. долларов США. Фактически же, например, в 2002 году освоено на реконструкцию и техническое перевооружение лишь 42,5 млн. долларов США.
     

     «Сегодня, чтобы в непростых условиях глобальной конкуренции занимать ведущие позиции, мы должны расти быстрее, чем остальной мир. Должны опережать другие страны и в темпах роста, и в качестве товаров и услуг, и в уровне образования, науки, культуры. Это вопрос нашего экономического выживания, вопрос достойного места России в изменившихся международных условиях.
     …Далеко не всем в мире хочется иметь дело с самостоятельной, сильной и уверенной в себе Россией. Сейчас в глобальной конкурентной борьбе активно используются средства политического, экономического и информационного давления, укрепление же нашей государственности подчас сознательно толкуется как авторитаризм».
     Из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному собранию РФ, 26 мая 2004 года.

     

     Конечно, благодаря самоотверженности персонала существенных аварий на нефтепродуктопроводах пока удается избегать. Но, очевидно, все это только временный эффект. Для обеспечения стабильного функционирования системы и наращивания ее пропускной способности необходимо проведение значительного объема работ по реконструкции и техническому перевооружению объектов транспортировки.
     Развитие системы трубопроводного транспорта имеет, в частности, важное значение с точки зрения национальной безопасности, обеспечения обороноспособности России. Мало кто задумывается о том, что наполненные трубопроводы сегодня - это фактически система государственного резерва нефти и нефтепродуктов, которыми государство и его силовые структуры могут воспользоваться в случае чрезвычайных обстоятельств. Поэтому представляется целесообразным, чтобы управление всей системой трубопроводов находилось в одних руках - у единственной государственной компании, которую можно было бы создать на основе интеграции существующих акционерных обществ «Транснефть» и «Транснефтепродукт». Это не только бы централизовало управление трубопроводным транспортом, но и облегчило бы его модернизацию, эффективное использование в особый период, о чем никогда не надо забывать.
     «Красная звезда», кстати, выступала в прошлом году на эту тему, рассказав о широкомасштабном специальном учении «Стратегическая магистраль-2003», в ходе которого отрабатывались способы получения войсками горючего из магистральных нефтепродуктопроводов в различные виды транспорта для обеспечения потребности Вооруженных Сил. Этот новаторский подход к снабжению войск горючим во многом экономит силы и средства, а кроме того, способствует скрытности тылового обеспечения. Как отметил тогда руководивший учением начальник Тыла Вооруженных Сил - заместитель министра обороны РФ генерал армии Владимир Исаков, взаимодействие военных с трубопроводчиками позволило сократить количество складов с горючим, а суммарный экономический эффект для армии от этого составил порядка полумиллиарда рублей. Если возникнет необходимость, войска должны иметь возможность получить топливо в любой точке страны, где проходит магистральный трубопровод, не привязываясь к конкретным хранилищам.
     

     Наша справка
     Развитие системы нефтепродуктопроводов предполагает решение двух взаимосвязанных задач. Первая означает реконструкцию и техническое переоснащение действующих нефтепродуктопроводов. Объемы инвестиций для реализации комплексной программы диагностики, технического перевооружения, реконструкции и капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов на период 2003 - 2010 годов оцениваются в размере 23,4 млрд. рублей. Вышеназванная программа направлена на поддержание в работоспособном состоянии действующих нефтепродуктопроводов.
     Вторая заключается в сооружении новых магистральных трубопроводов к морским терминалам Балтийского и Черного морей: Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск и Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск, а также строительство магистрального нефтепродуктопровода Андреевка - Альметьевск, который позволит загрузить намечаемый к строительству нефтепродуктопровод Кстово - ЯроКириши - Приморск.

     

     В сфере трубопроводного транспорта есть еще одна проблема, требующая своего решения. Речь идет о целесообразности привлечения российского бизнеса к развитию магистральных трубопроводов, так как очевидно, что лишь государственных финансовых ресурсов в настоящее время недостаточно для модернизации и расширения «кровеносной системы» нефтегазовой отрасли. Порой, правда, высказываются опасения по поводу участия частного капитала: дескать, не утратит ли государство контроль за «трубой» и не будут ли нефтяные компании бесконтрольно «гнать» углеводороды за рубеж? Думается, подобного рода опасения безосновательны. Во-первых, есть пример успешного функционирования Каспийского трубопроводного консорциума. Во-вторых, даже при наличии, допустим, злого умысла у кого-то из нефтяников контрабандные поставки по трубопроводу невозможны по технической причине: на «трубе» имеется счетчик, осуществляется постоянный контроль, в том числе таможенный и пограничный. Обмануть государство никак не удастся, а вот выгода от расширения экспортных возможностей будет для федерального бюджета немалая.
     
По всем азимутам

     Развитие топливно-энергетического комплекса РФ в соответствии с действующей Энергетической стратегией России на период до 2020 года во многом будет определяться успешным решением задач по расширению возможностей магистрального трубопроводного транспорта. Так, экспорт газа в ближайшие 10 - 15 лет должен быть увеличен на 20 - 30 процентов. При этом наряду с использованием возможностей традиционных европейских рынков сбыта природного газа Россия заинтересована в диверсификации направлений экспорта. Уже через 5 - 7 лет необходимо реализовать меры по существенной диверсификации экспортных потоков российских энергоносителей в южном и восточном направлениях. В последующие годы эти направления (и прежде всего на страны Северо-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанского региона в целом) будут занимать все больший удельный вес в географической структуре экспорта энергоресурсов из России. К приоритетным крупномасштабным международным проектам относятся проекты по сооружению экспортных газотранспортных систем Ямал — Европа (первая ветка мощностью 33 млрд. куб. метров практически готова), Северо-Европейский газопровод (пройдет по дну Балтики), а также проекты поставок природного газа из Восточной Сибири и Дальнего Востока.
     Следует иметь в виду и огромную стратегическую важность решения задач, связанных с развитием транспортного потенциала российской нефти. Это обусловлено, во-первых, тем, что на европейском рынке ожидается существенный рост поставок каспийской нефти (построенный нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума и ожидаемый нефтепровод Баку - Джейхан); во-вторых, тем, что в странах Азиатско-Тихоокеанского региона растет дефицит сырой нефти, уже исчисляемый сотнями миллионов тонн; и, наконец, тем, что вопрос экспорта российской нефти в США приобретает все более актуальный характер.
     Концепцией развития системы магистральных нефтепроводов России определена основная идея - расширение существующих и создание новых экономически эффективных экспортных направлений транспортировки нефти. При этом имеется в виду привлечение инвестиций в развитие отечественного ТЭК, увеличение объемов добычи нефти, удовлетворение потребностей российских производителей нефти и создание привлекательных условий для транзита нефти стран СНГ через территорию Российской Федерации, а также обеспечение геополитических и экономических интересов России, ее национальной безопасности (включая энергетический и оборонный аспекты).
     Отсутствие в Российской Федерации собственных трубопроводных экспортных маршрутов на Северо-Западе России приводило до недавнего времени к ежегодным потерям бюджета в размере около 200 млн. долларов из-за транзитных поставок нефтепродуктов через страны Балтии. Отсутствие же нефтепроводов на Востоке страны сдерживает разработку перспективных нефтяных месторождений в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, где планируется добывать около 40 млн. тонн нефти в год. Ощущается также потребность в создании нефтеналивных глубоководных портов в Дальневосточном регионе и на Севере России, что предоставит возможность расширять рынки сбыта энергоресурсов.
     При этом важное значение имеет успешное осуществление ряда проектов по строительству новых магистральных нефтепроводов, а также расширение и увеличение производительности действующей системы магистральных нефтепроводов. Это позволит обеспечить надежные поставки нефти на нефтеперерабатывающие заводы и даст российским нефтяным компаниям возможность выхода на новые перспективные рынки сбыта - в Западной Европе, странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
     

     «Сегодня изношенность и низкая плотность дорожной сети, нефтепроводов, газотранспортной системы и инфраструктуры электроэнергетики накладывают серьезные ограничения на развитие всей российской экономики.
     …Вместе с тем современная, хорошо развитая транспортная инфраструктура способна превратить географические особенности России в ее конкурентное преимущество.
     Что нужно для этого сделать? Прежде всего объединить экономические центры страны, предоставить беспрепятственный выход хозяйствующим субъектам на региональные и международные рынки и одновременно обеспечить предоставление инфраструктурных услуг мирового уровня.
     …Государство вместе с тем еще длительное время - обращаю на это внимание, убежден в этом - еще длительное время должно будет контролировать развитие инфраструктуры страны. Вместе с тем частные инвестиции могут внести весомый вклад в создание разветвленной транспортной инфраструктуры высокого качества и надежности.
     Однако для частного капитала крайне важна определенность планов государства. С этой точки зрения правительству предстоит объявить о своих планах и проектах, об условиях их реализации. Такие проекты есть, их нужно быстрее дорабатывать. Напомню некоторые из них.
     К примеру, в нефтяном секторе речь идет о диверсификации поставок нашей нефти. Такие планы хорошо известны: это расширение пропускной способности Балтийской трубопроводной системы, введение в действие нефтепроводов Западная Сибирь - Баренцево море, определение маршрутов с месторождений Восточной Сибири, обход проливов Босфор и Дарданеллы, интеграция нефтепроводов «Дружба» и «Адрия».
     Между тем уже не первый год правительство не может определиться по приоритетам, и вопрос, прямо скажем, перезрел. Обращаю внимание, что ориентиром для принятия необходимых решений должна быть реализация общегосударственных задач, а не интересы отдельных компаний.
     Что касается газотранспортной системы, то здесь надо прежде всего развивать газораспределительную сеть внутри нашей страны, включая расширение системы на восток России. В части экспорта важнейшим является строительство Северо-Европейского газопровода. Он позволит диверсифицировать экспортные потоки, напрямую связав сети России и страны Балтийского региона с общеевропейской газовой сетью».
     Из Послания Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию РФ, 26 мая 2004 года.

     

     Развитию транспортной инфраструктуры нефтяного комплекса послужит реализация системы крупных проектов. Прежде всего это дальнейшее расширение Балтийской трубопроводной системы (БТС) до 62 млн. тонн нефти в год, что укрепит наши позиции на северо-европейском рынке. На центрально-европейском направлении планируется соединение нефтепроводов «Дружба» и «Адрия» и формирование нового экспортного направления через глубоководный порт Омишаль (Хорватия), позволяющий принимать танкеры дедвейтом до 500 тыс. тонн с доведением экспорта нефти до 15 млн. тонн в год. Это предоставит российским нефтяникам новые возможности для выхода на мировые рынки, включая североамериканский.
     Еще один проект - расширение нефтепровода Атырау - Самара (до 25 - 30 млн. тонн), которое позволит увеличить транзит казахстанской нефти через территорию Российской Федерации. Будет увеличен также экспорт нефти через Новороссийский порт (нефтеналивной терминал «Шесхарис») до 60 млн. тонн нефти в год.
     На восточно-сибирском направлении предполагается осуществить строительство нефтепровода Ангарск - Находка с отводом на Дацин (Китай), то есть создание нового экспортного направления для транспортировки российской нефти в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, которое призвано обеспечить поставки российской нефти в Китай в объеме 30 млн. тонн в год и в Находку в объеме 50 млн. тонн в год.
     Наконец, планируется реконструировать и расширить действующую систему магистральных нефтепроводов компании «Транснефть» с целью обеспечения развития экспортных направлений и увеличения экспорта нефти.
     Естественно, развитие системы магистральных нефтепроводов должно быть органично связано со строительством новых и расширением действующих нефтяных терминалов в морских портах и сливоналивных железнодорожных эстакад, в целом с развитием морских портов и железнодорожного транспорта. Только в этом случае может быть создана единая, целостная транспортная система.
     Стратегическим направлением в реализации энергетической политики страны на длительное время становится рост экспорта готовой продукции. Отсюда - необходимость развития собственных экспортных перегрузочных комплексов для светлых нефтепродуктов (автомобильный бензин, авиакеросин и т.п.) и создания нефтепродуктопроводных систем в экспортных направлениях. Это позволит повысить эффективность экспорта с обеспечением энергетической безопасности и экономической независимости от стран ближнего и дальнего зарубежья.
     Реализация проектов строительства магистральных нефтепродуктопроводов Кстово - Ярославль - Кириши - Приморск и Сызрань - Саратов - Волгоград - Новороссийск позволит подключить к системе магистральных трубопроводов Ярославский, Саратовский, Волгоградский НПЗ. Протяженность магистральных нефтепродуктопроводов «Транснефтепродукта» к 2010 году возрастет до 22,1 тыс. километров против 19,1 тыс. километров в 2002 году. Реализация проектов строительства новых магистральных нефтепродуктопроводов создаст возможности увеличить транспорт нефтепродуктов от российских НПЗ к 2010 году на 36,3 млн. тонн, в том числе на экспорт - на 34 млн. тонн в год.
     
Как обеспечить прорыв в будущее

     Реализация страной-экспортером эффективной стратегии поставок на мировых энергетических рынках возможна при соблюдении как минимум двух обязательных условий. Первое - обеспечение транспортировки добываемых энергоресурсов непосредственно конечному потребителю. Второе - влияние на механизмы ценообразования, формирующие конъюнктуру цен. Рынки нефти, газа и нефтепродуктов имеют схожую природу и подчиняются общей конъюнктуре цен на энергоносители, складывающейся на основе биржевых торгов так называемой бумажной нефтью.
     В силу технической невозможности организовать торговлю большими объемами нефти биржи как организаторы торгов сосредоточились на развитии производных финансовых инструментов (фьючерсы, опционы, форвардные контракты), которые имеют базовым товаром нефть или нефтепродукты. Данное направление доказало свою перспективность, поскольку механизм хеджирования (страхования ценовых рисков) оказался востребованным всеми участниками рынка реального товара. К участию в торгах оказались также привлечены значительные капиталы финансовых спекулянтов.
     В настоящее время биржевой рынок, помимо хеджирования, служит основным механизмом ценообразования, определения текущей ценовой конъюнктуры. Расчеты по большинству контрактов осуществляются по результатам торгов фьючерсами на ведущих биржах мира.
     Накопленный на Западе биржевой опыт может быть полезен для России и способствовать решению накопившихся проблем отечественной «нефтянки», среди которых - высокий уровень износа основных производственных фондов, отсутствие информационной прозрачности и единого информационного поля нефтяной отрасли, дефицит инвестиций, низкая капитализация нефтяных компаний в сравнении с зарубежными аналогами.
     В этой связи представляется необходимым формирование цивилизованных рыночных отношений между участниками нефтяного рынка в нашей стране. Существует потребность в создании в России собственных ценовых индикаторов на нефть и нефтепродукты на базе котировок биржевых торгов. Это открывает возможность прямого котирования отечественных энергоносителей (в настоящее время цены расчетов по поставочным экспортным контрактам российских компаний определяются по котировкам агентства PLATTS и итогам торгов фьючерсными контрактами на североморскую нефть Brent). Ведущие, в первую очередь европейские, импортеры российских энергоресурсов будут заключать сделки покупки, а также операции хеджирования непосредственно на российских биржевых площадках.
     Для реализации такой стратегии представляется целесообразным создать в России финансовый биржевой центр, который позволит соединить в единую систему всю торговлю энергоносителями на евроазиатском пространстве. Россия в этом случае получит возможность непосредственного влияния на мировую конъюнктуру цен, будет задавать тон и определять тенденции на энергетических рынках, а не плестись вслед за ценами Лондонской нефтяной биржи.
     

     Наша справка
     По сложившейся мировой практике трубопроводы обычно строятся в виде одиночных веток от месторождения до нефтеперерабатывающего завода или нефтеналивного терминала. Поэтому поток добытой с месторождения нефти проходит по заранее известному маршруту к конкретному пункту прибытия. В случае развития отечественной трубопроводной системы разветвленных терминалов имеется технологическая возможность выбора направления движения нефти в зависимости от конъюнктуры цен, складывающейся на конечном пункте назначения, что дает неоспоримые преимущества пользователям системы, прежде всего благодаря возможности гибко реагировать на изменения цен и выбирать оптимальные маршруты поставок нефти.

     

     Российская нефтяная отрасль имеет уникальную, не имеющую мировых аналогов инфраструктурную специфику, что является одной из сильных сторон нашей страны в борьбе за рынки сбыта энергоносителей.
     Использование возможностей системы магистральных трубопроводов при создании биржевой инфраструктуры торгов позволит решить ряд принципиальных вопросов, которые не могут быть решены ведущими мировыми биржами. В частности, под контролем государства будут находиться вопросы обеспечения гарантий и бесперебойности поставок, стандартизации торговых лотов, контроля качества нефти и т.д. В конечном итоге это открывает перспективу создания в России уникальной рыночной инфраструктуры по мировой торговле нефтью и нефтепродуктами.
     Фактически системой российских трубопроводов будут охвачены все перспективные рынки сбыта Евразийского континента. А сеть нефтеналивных терминалов обеспечит последующую доставку российской нефти танкерным флотом в любую точку земного шара. Вкупе с организованной биржевой площадкой Россия в состоянии стать весомым и эффективным игроком на мировом рынке с огромными возможностями оперативного перераспределения добываемых нефтяных ресурсов.
     В свое время известный американский политолог Збигнев Бжезинский сформулировал стратегию завоевания мирового господства. Она основывалась на тезисе, что главным является получение контроля над материком Евразия, основным континентом планеты, имеющим богатейшие природные ресурсы и человеческий потенциал. Во времена «холодной войны» такой контроль ассоциировался с военной силой.
     Новая Россия, избрав путь комплексного развития системы трубопроводного транспорта, сумеет реализовать новую стратегию, основанную на использовании экономических инструментов. Эта стратегия должна предусматривать реализацию долгосрочной энергетической политики в отношении всех стран Евразии, активное поведение российских компаний на континентальных рынках энергоносителей. Россия обладает уникальным геополитическим положением в Евразии, востребованными мировой экономикой природными ресурсами, и при нынешней конъюнктуре цен было бы неразумным не использовать свой шанс в общенациональных интересах.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства