на главную страницу

22 Июня 2004 года

Стратегия Победы

Вторник

Операция «Багратион». Уроки и выводы

Генерал армии Махмут ГАРЕЕВ, президент Академии военных наук.



Эта операция, проходившая с 23 июня по 28 августа 1944 года, является одной из наиболее выдающихся и поучительных наступательных операций Великой Отечественной войны. Ее главной целью были разгром крупнейшей группировки немецко-фашистских войск – группы армий «Центр», освобождение Белоруссии, части территории Литвы и Польши. О ходе операции, некоторых ее особенностях и уроках размышляет один из ее непосредственных участников.

     
Стратегическая обстановка накануне

     Вооруженные силы Германии к началу 1944 г. насчитывали свыше 10 млн. человек. Из них в действующей армии на советско-германском фронте было 5 млн. чел., 158 дивизий, 56 тыс. орудий и минометов, 5.400 танков, 3 тыс. боевых самолетов. Немцы еще удерживали Прибалтику, Карелию, значительную часть Белоруссии, Украины, Калининской и Ленинградской областей, Крым и Молдавию.
     Однако в целом военно-политическая и стратегическая обстановка коренным образом изменилась в пользу СССР и его союзников. К началу 1944 г. у нас в действующей армии было более 6,3 млн. человек, свыше 86,6 тыс. орудий и минометов, около 5,3 тыс. танков и самоходных орудий, 10,2 тыс. самолетов. Хотя подавляющего превосходства над Германией тогда еще не было. Оно появилось позже, когда союзники высадили крупный десант в Нормандии в июне 1944 г. и был открыт второй фронт в Европе.
     Линия фронта в Белоруссии протяженностью свыше 1.100 км проходила по рубежу оз. Нещедра, восточнее Витебска, Орши, Могилева, Жлобина, по р. Припять, образуя огромный выступ, обращенный своей вершиной на восток. С этого выступа германское командование продолжало угрожать Москве, с аэродромов, расположенных здесь, можно было по кратчайшему пути наносить авиационные удары на западном, северном и южном направлениях.
     На этом выступе оборонялись войска группы армий «Центр» (командующий — генерал-фельдмаршал Э. Буш, с 28 июля – генерал фельдмаршал В. Модель) в составе 3-й танковой, 4-й, 9-й и 2-й армий при поддержке 6-го и частично 1-го и 4-го воздушных флотов. Всего – 63 дивизии и 3 бригады, 1,2 млн. человек, около 10 тыс. орудий и минометов, 900 танков и штурмовых орудий, 1.350 боевых самолетов.
     Следует отметить также, что немецко-фашистские войска занимали заранее подготовленную глубокоэшелонированную оборону с развитой системой полевых укреплений и естественных рубежей, выгодных для ведения оборонительных действий.
     
Замысел и подготовка войск

     Замыслом Белорусской стратегической операции предусматривалось: сковать противника с фронта силами 2-го Белорусского фронта и, нанося главные удары силами 3-го и 1-го Прибалтийских фронтов с севера и 1-го Белорусского с юга, вначале разгромить наиболее сильные фланговые вражеские группировки, окружить и уничтожить их в районе Витебска и Бобруйска, а затем, развивая наступление в глубину, окружить минскую группировку противника и тем самым не допустить его отхода на запад.
     Примечательно, что первоначально операции планировались на глубину 200—250 км. В постановке фронтам таких сравнительно ограниченных задач, видимо, сказывался синдром безуспешных наступательных операций Западного фронта в осенне-зимней кампании 1943—1944 гг. Это обстоятельство сказалось, кстати, и на решениях германского командования. Уверовав по опыту предшествующих боев в прочность своей обороны на территории Белоруссии, оно полагало, что советское командование и летом 1944 г. не решится наносить здесь главный удар, и поэтому ждало его на юге, на Львовском направлении. Командования армий и группы имели в резерве всего 11 дивизий. К началу летнего наступления советских войск 24 из 34 танковых и моторизованных дивизий немцы держали южнее Полесья. Потом же, когда началась Белорусская операция, они стали перебрасывать свои танковые соединения в Белоруссию, но тут, с некоторым уступом по времени, началась Львовско-Сандомирская операция 1-го Украинского фронта и часть этих дивизий пришлось возвращать на юг. Это еще раз говорит о том, насколько умело и продуманно были выбраны советским командованием сроки и последовательность нанесения ударов.
     Для проведения Белорусской операции создавалась следующая группировка войск:
     - 1-й Прибалтийский фронт (командующий — генерал армии И.Х. Баграмян): 4-я ударная, 6-я гвардейская, 43-я армии, 1-й танковый корпус.
     - 3-й Белорусский фронт (командующий — генерал-полковник И.Д. Черняховский): 39-я, 5-я, 11-я гв., 31-я, 5-я гв. танковая армии, конно-механизированная группа, 2-й гвардейский танковый корпус.
     - 2-й Белорусский фронт (командующий — генерал-полковник Г.В. Захаров): 33-я, 49-я, 50-я армии, 1-й танковый корпус, 3-я воздушная армия.
     - 1-й Белорусский фронт (командующий — генерал армии К.К. Рокоссовский): 3-я, 48-я, 65-я, 28-я, 61-я, 70-я, 47-я, 8-я гв., 69-я армии; в ходе операции – 1-я армия Войска Польского (генерал Берлинг), Днепровская военная флотилия (контр-адмирал В.В. Григорьев).
     Войска фронтов поддерживали: 3-я, 1-я, 4-я, 6-я, 16-я воздушные армии. Привлекались также дальняя авиация и авиация ПВО. Всего было задействовано: 20 общевойсковых и 2 танковые армии, 166 стрелковых дивизий, 12 танковых и механизированных корпусов, 21 бригада (2,4 млн. человек, 36 тыс. орудий и минометов, 5,2 тыс. танков и САУ, 5,3 тыс. боевых самолетов).
     Координацию действий 1-го Прибалтийского и 3-го Белорусского фронтов осуществлял Маршал Советского Союза А.М. Василевский, 2-го БФ и 1-го БФ – Маршал Советского Союза Г.К. Жуков.
     Большую помощь войскам в ходе операции оказывали белорусские партизаны. К лету 1944 г. на белорусской земле действовали 150 партизанских бригад и 49 отдельных отрядов общей численностью 143 тыс. человек. Еще 20 июня они взорвали 40 тыс. рельсов.
     План Белорусской стратегической наступательной операции в целом и планы операций фронтов были утверждены в Ставке ВГК в конце мая. Директивы фронтам отданы 30 мая за подписью Сталина и Жукова. Первоначально в соответствии с замыслом Генштаба 1-й Белорусский фронт должен был наносить один удар на Бобруйском направлении. Во время доклада Сталину своего решения К.К. Рокоссовский предложил наносить не один, а примерно два одинаково мощных удара с целью окружения и уничтожения бобруйской группировки врага. Но теоретически всегда считалось, что один из ударов должен быть главным, и Сталин придавал первостепенное значение выбору направления главного удара. Поэтому он дважды предложил Рокоссовскому выйти и подумать над своим решением.
     Константин Константинович настаивал на своем, и в конечном счете при поддержке Г.К. Жукова ему удалось добиться утверждения своего решения. Оно, конечно, было более обоснованным. В состав 1-го Белорусского фронта входили 10 общевойсковых армий – 50 процентов всех сил и средств, участвовавших в операции, и было нерационально использовать все эти силы на одном направлении, куда и противник мог перебросить все свои резервы, а также войска с других неатакованных направлений.
     Добились уточнения первоначально намечавшегося в Генштабе плана и командующие 3-м Белорусским и 1-м Прибалтийским фронтами. И.Д. Черняховский также предложил вместо одного удара наносить два удара на Богушевском и Оршанском направлениях. И.Х. Баграмян убедил Ставку, что после прорыва обороны противника его войскам выгоднее развивать наступление не на юго-запад, а в западном направлении.
     Из этого мы видим, как далеки от истины утверждения некоторых историков о том, что Сталин ни с кем не считался. В действительности процесс выработки решений и планирования операций носил творческий, деловой характер, когда планы Генштаба и фронтов как бы накладывались друг на друга и под руководством Верховного вырабатывались наиболее рациональные решения.
     Практически подготовка всех упомянутых фронтов к наступлению началась еще в апреле 1944 г. По распоряжению Ставки ВГК в войсках состредоточивались 4 боекомплекта боеприпасов (400 тыс. тонн), 10—20 заправок ГСМ, 30-суточные запасы продовольствия.
Читать далее >>>


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства