на главную страницу

23 Июня 2004 года

Культура

Среда

«Иная лояльность» московского кино

Ирина ПАВЛЮТКИНА, «Красная звезда».



В Москве проходит 26-й Международный кинофестиваль, которому в этом году исполняется 45 лет. Он «родился» в 1959 году, в знаковую эпоху «оттепели», в том числе и культурной, и стал своеобразным творческим прорывом из духовной изоляции страны. Близкое знакомство с опытом мирового кинематографа заставило пересмотреть собственные достижения и поднять планку российского кинопроизводства. И в дни нынешнего кинофестиваля мы вновь задаемся вопросом: насколько эта планка соотносится с мировым уровнем?

     Фильм, показанный на открытии фестиваля, на этот раз был заведомо кассовым: «Убить Билла-2». Продолжение сказки-страшилки знаменитого режиссера Квентина Тарантино. С учетом зрительского внимания к неоднозначному творению киномастера про остальной столичный кинопоказ сейчас можно было бы сказать с долей иронии: «убитое» кино в Москве. В смысле затопленное волной интереса к истории смертельной любви, изобретательно замешанной на философии и голливудских спецэффектах.
     Приятно, конечно, что, как и в прошлые годы, в Москве можно будет посмотреть, по словам Рената Давлетьярова (генерального директора ММКФ), «самые заметные фильмы последнего кинематографического сезона, получившие награды престижных мировых киносмотров». И увидеть кроме уже упомянутого Тарантино «того самого Билла» - актера Дэвида Кэррадайна, великую актрису Мэрил Стрип, Руперта Эверетта (некогда сыгравшего Гришку Мелехова в фильме Сергея Бондарчука) и других «живых» звезд, которые вошли в жюри фестиваля. Выдающегося английского режиссера Алана Паркера (помните его «Полуночный экспресс»?), известных актеров Умбера Бальсана, Барбару Зукову, Ежи Штура. Из «наших» в состав жюри вошли культовый писатель Борис Акунин и киновед Армен Медведев.
     Но про «убитое» кино в Москве в эти дни можно говорить и по другому поводу. Гибнет известный Музей кино в столице, который в результате дурно пахнущих имущественных споров варварски выселяют буквально «в никуда». Это единственная синематика в России, показывающая старое кино, классику отечественного и зарубежного кинематографа. Уже в конце лета бесценный архив негде будет хранить. Квентин Тарантино и Бернардо Бертолуччи выступили в защиту реально работающего Музея кино, а вечером 23 июня на Пушкинской площади столицы пройдет митинг, на который придут все.
     Уже можно составить некоторое впечатление от 17 картин, которые вошли в конкурсную программу нынешнего ММКФ. Палитра стран, представивших свои фильмы, впечатляет: Германия, Таиланд, Португалия, Китай, Эстония, Италия, Израиль, Аргентина/ Испания, Швеция, Греция, Корея, США/Канада/Великобритания. Россия на этот раз представит три с половиной картины – фильм «Национальная бомба» режиссера Вагифа Мустафаева снят совместно с Азербайджаном, «Время жатвы» Марины Разбежкиной, «Свои» Дмитрия Месхиева и «Папа» Владимира Машкова.
     Этот год для российского кинематографа вообще выдался «урожайным» - долго молчавшие по разным причинам (в основном финансовым) мастера разных поколений вдруг «заговорили». Свобода беспредела насилия на экране переросла наконец-то в поиск позитивного начала. Экранные «трупные» разборки беспощадно шагнули в реальную жизнь, крюком маньяка Крюгера зацепив мир подростков. И вечный вопрос «что делать?», который особенно тревожит тех, кто только вступает во «взрослую» жизнь, стал приобретать все более мрачное наполнение. Поэтому понятен и очевиден интерес сегодняшней режиссуры к миру молодых. «Игры мотыльков» Андрея Прошкина, «Шиzа» Гульшат Омаровой, «Маша» Сергея Ткачева - страшная изнанка подросткового бытия. Что по-настоящему здорово, так это то, что эти фильмы без пыльной назидательности показывают: выход есть из любой беды, надо жить дальше, надо верить в себя. Нет тупика, есть многоплановая реальность, в которой есть бури, но и светит солнце, а главное – каждый год приходит весна.
     26-й ММКФ интересен еще и тем, что на этот раз на нем пройдут сразу два творческих конкурса. Кроме основного появился еще и конкурс дебютов «Перспективы» (11 фильмов).
     Пока рано делать какие-то серьезные прогнозы. Но уже видно, что фильм «Иная лояльность» режиссера Марека Каневски (США/Канада/Великобритания) с Шэрон Стоун, Рупертом Эвереттом и Марком Рендаллом без внимания, по крайней мере прокатчиков, не останется. Противостояние в 60-х годах КГБ и ЦРУ, втягивающее в орбиту политических страстей и национальных амбиций веру, надежду и любовь – святое триединство человеческой жизни - предполагало только два подхода к решению любых проблем, две «лояльности» - главное содержание фильма.
     Между прочим, на закрытии фестиваля будет представлен фильм режиссера Тимура Бекмамбетова «Ночной дозор». Некий мистический триллер, снятый по книге Сергея Лукьяненко (любимого россиянами не меньше Акунина). Так вот главные герои картины – маги и волшебники, эдакий спецназ, защищающий людей от нашествия темных сил. Такая вот простая человеческая лояльность.
     На снимке: кадр из фильма «Убить Билла-2».


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства