на главную страницу

1 Июля 2004 года

Страницы будущих книг

Четверг

В.А. Крючков о Ю.В. Андропове

Из книги Владимира КРЮЧКОВА «Личность и власть».
(Продолжение следует.)



     





Встреча руководителей стран - участниц Варшавского Договора.




     Ю.В. Андропову были свойственны многие примечательные черты характера. С одной стороны, строгость и жесткость в том, что касается требований исполнения служебного долга, а с другой - деликатность, мягкость и даже демократичность во взаимоотношениях с подчиненными, когда речь шла об обсуждении той или иной проблемы и выработке нужных предложений и решений. Но он никогда не был простаком. Его нельзя было легко сбить с толку. Всякая попытка обмана приводила к тому, что он рвал связи с этим человеком или попросту игнорировал его. Он терпеть не мог неискренность, но готов был простить серьезный проступок, если видел, что человек в чем-то заблуждался, а потом признавал свою ошибку. Последнее было очень важно для создания творческой атмосферы в коллективе, стимулировало смелые, неординарные подходы.
     Мне довелось работать с Андроповым в общей сложности почти 30 лет. Я знаю его, пожалуй, лучше, чем кто-либо другой, и с большей основательностью могу судить о его деятельности, взглядах, суждениях, а также об отдельных лицах, окружавших его и работавших с ним. Это была цельная натура. Со своими морально-нравственными устоями. Трезвыми, реальными взглядами на жизнь. Человек большой скромности, честности и порядочности. Он был коммунистом в лучшем понимании этого слова и остался бы таковым, что бы ни случилось с ним, с партией и страной в дальнейшем. Он был верен политическим убеждениям, которые сформировались у него под влиянием непростых условий жизни государства, и оставался верным им до конца. Вместе с тем он не раз говорил, что нельзя стоять на одном месте, что движение вперед, если мы хотим идти дорогой прогресса, требует постоянного совершенствования жизни общества и государства, творческого подхода к большому и малому без конъюнктурного подхода к решению проблем, с которыми мы сталкивались и от которых зависела судьба Отечества.
     Если о ком-то и можно сказать, что он добился всего своим трудом, преодолевая лишения, тяготы, неудобства, так это о Юрии Владимировиче Андропове. Все те трудности, которые переживала в то время страна, целиком и полностью переживал и Андропов - как в детские годы, так и в юности. Он не корил за это своих родителей, неизменно отзывался о них с уважением и любовью. Он понимал, что все, что они могли ему дать, они сделали. Солидный багаж знаний, который накопил Юрий Владимирович за годы своей жизни, он приобрел благодаря усердию, огромной работоспособности, удивительной памяти. Он прочитал огромное количество книг на самые разные темы, увлекался художественной и политической литературой, философией. Цепкая память удержала многое из того, что он прочитал, слышал от других, а слушать, надо отдать ему должное, он умел.
     За время работы в ЦК КПСС, где Юрий Владимирович возглавлял отдел по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран, он встречался и близко общался со многими руководителями братских государств. Они, возглавлявшие высшую партийную и государственную власть в своих странах, принимали самое активное участие в международном коммунистическом и рабочем движении, составив блестящую плеяду руководителей 1940 - 1960-х годов. Хотя их отношение к Советскому Союзу в чем-то и разнилось, но в целом это были наши верные и преданные друзья.
     


     - Всякая попытка обмана приводила к тому, что он рвал связи с этим человеком или попросту игнорировал его.
     


     Мне хотелось бы назвать имена первых партийных и государственных руководителей социалистических стран - тех, кто вошел в историю человечества благодаря своей выдающейся деятельности: Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай, Дэн Сяопин, Цзян Цзэ-минь (Китайская Народная Республика); Болеслав Берут, Владислав Гомулка, Войцех Ярузельский (Польская Народная Республика); Вильгельм Пик, Вальтер Ульбрихт, Отто Гротеволь, Эрих Хонеккер (Германская Демократическая Республика); Климент Готвальд, Густав Гусак (Чехословацкая Социалистическая Республика); Матиас Ракоши, Янош Кадар (Венгерская Народная Республика); Георгий Димитров, Тодор Живков (Народная Республика Болгария); Георгий Георгиу-Деж, Николае Чаушеску (Социалистическая Республика Румыния); Хо Ши Мин, Ле Зуан (Социалистическая Республика Вьетнам); Фидель Кастро Рус, Рауль Кастро Рус (Куба); Ким Ир Сен и несколько позже Ким Чен Ир (Корейская Народно-Демократическая Республика); Юмжагийн Цеденбал (Монгольская Народная Республика).
     Со многими из них Юрий Владимирович был знаком лично, активно сотрудничал и, конечно, приобретал богатейший опыт, обогащался знаниями.
     Мне также довелось встречаться со многими из указанных деятелей, слушать их выступления, присутствовать на беседах на высшем уровне. Каждый из них заслуживает того, чтобы о нем была написана книга, и, возможно, не одна - историко-политические труды, которые отображали бы их жизнь, деятельность и через это - события национального и международного масштаба. Юрий Владимирович неоднократно вспоминал их, неизменно говорил с большим уважением. Отношения с ними у Андропова были дружескими, товарищескими, весьма уважительными.
     В последние годы у меня было несколько встреч с нынешним лидером КНДР Ким Чен Иром. Он рассказывал мне о том, что его отец Ким Ир Сен в бытность лидером Северной Кореи неоднократно встречался с Андроповым и очень высоко отзывался о нем. Я вспоминаю, что в свою очередь и Юрий Владимирович неоднократно возвращался к своим встречам с Ким Ир Сеном, отмечал его высокий интеллект, организаторские способности. За его мягкой манерой общения, замечал Андропов, чувствовалась колоритная личность большого масштаба. Кстати, под стать своему отцу и его преемник на посту партийного и государственного руководителя Ким Чен Ир. Человек разносторонних дарований, организаторских способностей, человек, у которого слова не расходятся с делом, на дружбу которого всегда можно положиться.
     Что касается отношений Андропова с Яношем Кадаром, то для них самые подходящие слова - это многолетняя дружба, глубокое взаимопонимание и безграничное уважение друг к другу. Эту дружбу Андропов пронес в течение всех 30 лет своего с ним общения...
     Более восьми лет мне довелось проработать в отделе Ю.В. Андропова. Из них почти четыре года я был его помощником как секретаря ЦК КПСС. Имел возможность видеть, быть свидетелем встреч Андропова со многими перечисленными выше руководителями социалистических стран. Это была взаимная тяга друг к другу. Прежде всего обращала на себя внимание интеллигентная, товарищеская, уважительная манера поведения Юрия Владимировича при встрече с любым иностранным руководителем. Он был терпелив, внимателен. Если был с чем-то не согласен, то мягко советовал еще раз вернуться к вопросу. Отдельные руководители не раз обращались к нему с просьбой наладить отношения со своими коллегами из других партий, и Юрий Владимирович мастерски помогал им. Он сколачивал содружество социалистических стран, видел в этом свой первостепенный долг, моральную и политическую обязанность.
     Я часто задумывался над тем, правильно ли поступил Л.И. Брежнев, когда переместил Ю.В. Андропова с участка отношений с социалистическими странами в Комитет госбезопасности. И до сих пор не уверен, что это было оптимальное решение...
     Андропов внес большой вклад в развитие отношений между социалистическими странами. Он много лет занимался этой проблемой, будучи заведующим Отделом ЦК КПСС по связям с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран. Именно в этот период, при Андропове, получили большое развитие Варшавский Договор и Совет Экономической Взаимопомощи. Политическое и экономическое сотрудничество между соцстранами развивалось на многосторонней и двусторонней основах. Особое внимание уделялось перспективным направлениям экономического сотрудничества как по отдельным отраслям, так и в целом. В этих отношениях совершенствовались надстройка над базисом и, что особенно важно, ее законодательная правовая основа.
     


     - Правильно ли поступил Брежнев, переместив Андропова с участка отношений с социалистическими странами в КГБ?
     


     Мощный рывок сделало такое перспективное направление сотрудничества, как подготовка кадров для социалистических стран. Здесь основную ношу нес Советский Союз - средние и высшие учебные заведения нашей страны ежегодно оканчивали десятки тысяч человек и возвращались на родину, где начинали трудовую деятельность. До сих пор эти кадры являются конструктивным фактором с точки зрения наших интересов. Но был один недостаток: Советский Союз мало готовил кадров для себя в социалистических странах, хотя по некоторым направлениям у них и было чему поучиться. В целом же интеграция соцстран приобретала широкие масштабы и глубину, с каждым годом обретала новое качество, была взаимовыгодной. Однако в пропагандистском плане этот процесс освещался достаточно слабо и, главное, без значимых конструктивных начал, без критики серьезных недостатков и привлечения широкой общественности к поиску новых форм дальнейшего развития интеграционных процессов.
     В то время имели место и серьезные недостатки в сотрудничестве между нашими странами. Парадность и внешний эффект не помогали сути, а, наоборот, вредили. Так, стали буквально какой-то болезнью взаимные направления больших делегаций на партийные, комсомольские, профсоюзные и другие съезды, проходившие в соцстранах. Первые руководители соответствующих организаций бесцельно проводили время, порой неделями, на всевозможных форумах, где произносились парадные речи, восхваления друг друга, устраивались пустые мероприятия, не приносившие никакой пользы на перспективу. Так продолжалось годы, и из этого порочного круга невозможно было вырваться. Кому-то нравилось, кто-то был в восторге от этого. Но вся эта эффектная шумиха касалась только верхов и не касалась широких слоев населения. Она не приносила никакой пользы, ни в коей мере не служила воспитательным целям, не оказывала должного воздействия на человека. Отрицательные явления накапливались, их количество росло, и со временем все это обернулось минусом в отношениях между социалистическими странами.
     Ю. В. Андропов все это хорошо понимал, готов был покончить с этой практикой, но ничего сделать не смог. Правда, надо признать, что решительных попыток к этому он не делал. Н. С. Хрущеву, а потом и Л. И. Брежневу вся эта парадность даже нравилась. Им казалось, что они на гребне славы. А все было как раз наоборот. Люди устали от помпезности, она их просто раздражала.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства