на главную страницу

2 Июля 2004 года

Армия и общество

Пятница

Прощайте, льготы...

Ирина ЖИРНОВА.



Сегодня в Государственной Думе РФ состоится слушание в первом чтении Федерального закона, затрагивающего интересы миллионов жителей нашей страны. Речь идет о замене ряда льгот денежной компенсацией. Так уж получилось, что никто еще ничего толком не знает, но страна не на шутку взбудоражена. Ветераны активно выступают против намерений правительства, обвиняя чиновников в посягательстве на права самых незащищенных категорий граждан: инвалидов и участников Великой Отечественной войны, блокадников, инвалидов всех трех групп по общему заболеванию, участников боевых действий, детей-инвалидов и инвалидов с детства, Героев Советского Союза, России и Социалистического Труда.

     

     «Вокруг льгот создан огромный криминальный бизнес. В этом бизнесе вращаются миллиарды рублей, которые не идут в виде прямых дотаций тем людям, которым они предназначены. Политическая волна (против монетизации льгот) спровоцирована во многом этим криминальным бизнесом, который получает дивиденды на перераспределении бюджетных потоков».
     Министр экономического развития и торговли РФ Герман ГРЕФ.

     

     
Высшая математика

     Председатель Комитета по охране здоровья Татьяна Яковлева неоднократно подчеркивала, что законопроект вполне можно считать не только революционным, но и весьма спорным. Название обсуждаемого документа не каждый выговорит с первого раза. Предлагаю всем желающим провести тест на запоминание: «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Но это еще цветочки. Ягодки - внесение поправок в 155 законодательных актов России и признание утратившим силу еще 41 законодательного акта. Но, вне всякого сомнения, центральное место в рассматриваемом документе занимают вопросы перевода основной массы натуральных льгот в денежную форму.
     Представляя разработанную его ведомством концепцию, министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов сразу перешел к цифрам. По его мнению, никто в стране и по сию пору точно не знает, сколько же сегодня в стране насчитывается льготников всех указанных выше групп. Сведения Минфина, Минтруда и Минздрава отличаются иной раз на несколько порядков. Зато доподлинно известно, что подавляющее число продекларированных государством льгот не имеет почти никакого денежного наполнения.
     «Правительство готово пойти на компромисс при обсуждении в Госдуме законопроекта о льготных выплатах. Социальный пакет, безусловно, будет. Предлагаемая реформа не затрагивает и льгот по ЖКХ - они сохранятся и будут идти «в плюс» ко всем денежным компенсациям».
     Полномочный представитель Правительства РФ
     в Государственной Думе Андрей Логинов.
     Министр уверен, что действующая система ущербна по отношению к самим льготникам. Социальными благами пользуются только жители крупных городов богатых регионов, а ветераны и инвалиды бедных областей этого практически лишены. Только один из 10 льготников пользуется бесплатной путевкой в санаторий. Около 70 процентов не пользуются бесплатным проездом на пригородном транспорте - там, где они живут, его просто нет. В большинстве регионов список лекарств, отпускаемых по бесплатным и льготным рецептам, столь мал, что почти все необходимые медикаменты приходится покупать за собственный счет. Во многих городах большинство автобусов - частные, что означает: за проезд в них надо платить всем пассажирам. При этом сами льготы обходились бюджету в смехотворные суммы. На лекарства выделялось 2-95 рублей в месяц на человека, на санаторно-курортное лечение - 18-30 рублей, а на транспорт - 25-40 рублей. В целом, по данным Минфина, в 2003 году совокупные бюджетные расходы на всех льготников составляли 27 миллиардов рублей.
     
Несите ваши денежки...

     Новая схема предполагает выделение более чем 170 млрд. рублей бюджетных денег на нужды льготных категорий граждан в 2005 году. Вопрос заключается в том, как их эффективно потратить. Можно пойти по пути передачи этих средств в субъекты федерации, четко прописав, кто и что должен сделать. А ведь до сих пор там нет даже регистра всех льготников, проживающих на той или иной территории. Встает проблема определения целевых расходов, написания подробных инструкций, что в конечном счете превратит субъекты в обычных технических исполнителей, которых нужно будет еще и тщательно контролировать.
     Второй путь - раздать все указанные средства населению. Для многих такая модель выглядит заманчиво, но при этом не учитывается одно, но очень важное обстоятельство. В этом случае государство слагает с себя все обязательства перед льготниками. Случись что со здоровьем, человек останется один на один со своим несчастьем. Министр, как и все разработчики программы, считает, что такой путь абсолютно неприемлем для нашей страны, где человек привык к государственной защите. Гораздо эффективнее, уверен Зурабов, предложить населению понятную и прозрачную систему, которая предполагает стандартный социальный пакет.
     Начнем с транспорта. Всем известно, что пассажирские перевозки в России убыточны. Чтобы покрыть дефицит, железнодорожники постоянно поднимают тарифы на грузовые перевозки. Суммарный убыток железной дороги - 6 млрд. рублей в год. Это как раз те деньги, которые не платит за услуги многочисленная армия бесплатных пассажиров. Если же разделить ее на всех, то получится, что каждый льготник должен заплатить 40 рублей в месяц из полученной компенсации, чтобы купить на эти деньги проездной билет и уже с ним спокойно ездить в любой электричке бесконечное количество раз вне зависимости от зоны. Только так можно добиться не только снижения тарифов, но и роста качества обслуживания.
     Далее - санаторно-курортное лечение. За год, используя все имеющиеся у нас санатории, мы можем предоставить путевки
     1 млн. 250 тыс. человек из расчета отдыха и лечения в течение 24 дней. Правда, самих льготников, кто имеет право на такое лечение, набирается более 10 млн. человек. Тут уж врачи должны сказать свое слово, обследовав людей и определив, кто и когда нуждается в таком лечении. Средняя стоимость одного дня пребывания - порядка 500 руб. в сутки, а льготник должен из своей компенсации отчислить всего 50 руб. в месяц. Итого, мы уже насчитали 90 рублей ежемесячных платежей.
     Самая важная и больная тема - обеспечение лекарствами. По расчетам разработчиков, право пользования бесплатными медикаментами будет стоить 350 рублей в месяц. В нашей стране только 2 процента населения имеют ежемесячные расходы на лекарства по 10 тыс. рублей. Остальные тратят на себя существенно меньше: 70 процентов льготников - до тысячи рублей в месяц. Их них около 60 процентов - до 300 рублей. Платить нужно независимо то того, болеете вы или нет. Сам взнос платится все из той же компенсации, а не из своего кармана. Так живет весь мир. Граждане с серьезными заболеваниями (диабет, онкология, бронхиальная астма, психические заболевания и др.) получат адресную помощь от бюджета.
     Итого, весь социальный пакет обойдется в 440 рублей в месяц. Сюда не входят оплата телефона и междугородный проезд, который человек пока будет оплачивать самостоятельно.
     
Кто защитит военных?

     Ни на «круглом столе», недавно прошедшем в думском комитете по охране здоровья, ни на других многочисленных обсуждениях этого законопроекта о замене льгот военным некими компенсациями речь не шла. А жаль, ибо положение людей в погонах ничем не лучше, а зачастую даже хуже, чем у других льготников. Анализ перевода льгот военнослужащих в денежную форму предоставила Счетная палата. Специалисты палаты считают, что меры, планируемые правительством по отношению к военным, являются справедливыми. Речь идет о том, что «при сложившемся многообразии льгот их предоставление в полном объеме всем военнослужащим невозможно ввиду ограниченности финансовых ресурсов». Аудиторы отмечают, что в последние годы существенно возросло количество обращений людей в погонах в судебные органы с целью восстановления своих законных прав. Значительная часть исков связана с тем, что уже не первый год практикуется приостановление федеральными законами о федеральном бюджете на соответствующий год действия отдельных статей и положений Закона «О статусе военнослужащих». Дело в том, что закон закрепляет право военных на различные виды обеспечения, но не определяет какой-либо компенсационный механизм.
     Что же предлагает проект федерального закона для военных? Во-первых, отменить льготную оплату стоимости путевок в санаторно-курортные и лечебно-оздоровительные учреждения. Взамен предлагается норма закона, предусматривающая выплату военнослужащим и членам их семей раз в год к отпуску денежной компенсации в порядке и размерах, устанавливаемых правительством. Аудиторы, дотошно изучившие нынешнее положение с обеспечением путевок, считают, что так будет справедливее. Ведь на сегодняшний день реализовать льготу могут не более 3,9 процента служивых людей, так как возможности Министерства обороны в этой области крайне скромны. А вот компенсацию получат все военные.
     Далее реформаторы предлагают отменить бесплатный проезд на всех видах городского общественного транспорта, а также пригородного и местного сообщения. При этом, как отмечает Счетная палата, в законопроекте отсутствует информация о размерах и порядке компенсации отменяемой льготы. В финансово-экономическом обосновании к проекту не отражена оценка ожидаемых затрат военных на проезд и предполагаемых расходов федерального бюджета в связи с монетизацией права людей в погонах на проезд.
     Министерство обороны проинформировало Счетную палату, что предполагаемую отмену права на проезд планируется компенсировать дифференцированным, в зависимости от категории военнослужащих, повышением предельного размера выплачиваемой ежемесячной надбавки за сложность, напряженность и специальный режим военной службы с 70 до 120 процентов оклада по воинской должности. При этом правительству будет предоставлено право повышать размер указанной надбавки отдельным категориям военнослужащих в зависимости от места проживания (дислокации), чтобы не снизить уровень материального положения в связи с переводом натуральных льгот в форму денежных выплат. По оценке Минобороны, в случае принятия решения по этому вопросу ежемесячное денежное довольствие возрастет в среднем на 760 рублей.
     Собственные расчеты Счетной палаты показывают, что для старших и высших офицеров эта надбавка составит от 900 до 1.800 рублей в месяц. Для младших офицеров, прапорщиков, солдат и сержантов, проходящих военную службу по контракту, - от 480 до 870 рублей. Государству придется еще сильно поднатужиться, чтобы изыскать средства на эти цели. В финансово-экономическом обосновании законопроекта говорится, что в 2003 году расходы на возмещение льгот по проезду военных и федеральных госслужащих составили 3,3 млрд. рублей. А вот при переводе в денежную форму придется раскошелиться на 31,5 млрд. рублей, которые собираются искать по закромам Родины, то есть «за счет оптимизации расходов федерального бюджета».
     
Масштабный эксперимент

     Итак, намерения правительства вполне понятны, но в проекте нет ответов на очень многие вопросы. Главным из них остается механизм финансового обеспечения будущего закона. В основу расчетов положена численность льготников, которая не соответствует данным отраслевых министерств и не подтверждается контрольными мероприятиями Счетной палаты РФ. Не учтены и все категории лиц, пользующихся льготами. В частности, члены семей умерших или погибших Героев Советского Союза, России и полных кавалеров ордена Славы, инвалиды, не имеющие степени ограничения к трудовой деятельности. Денежные компенсации для инвалидов Великой Отечественной войны имеют перекрестное покрытие на основании двух федеральных законов. Нет расчетов денежных выплат для льготных категорий граждан, проживающих на территориях ЗАТО и Байконура. В итоге сегодня никто не может достоверно оценить объем необходимых ресурсов федерального бюджета и ожидаемые расходы субъектов Российской Федерации на весь законопроект.
     Думаю, что у военных, которые прочитают этот материал, тоже возникнут вполне законные вопросы: а почему им никто не предлагает хоть какой-нибудь социальный пакет с ежемесячным отчислением денежных средств в соответствующие фонды. К тому же пенсионерам правительство готово предоставить право выбора - согласиться на денежную компенсацию или купить пакет. У военных, понятное дело, никто о желаниях спрашивать не собирается. Будет соответствующий закон, и все получат однозначный приказ - выполнять. Всем понятно, что одна голая компенсация не способна покрыть расходы военных и по проезду на городском транспорте, и по санаторно-курортному лечению. Сколько стоит на деле денежная компенсация взамен отмененной льготы, служивый люд уже знает на примере ЖКХ. Месяц за месяцем растут тарифы, и уже даже небольшие квартиры становятся неподъемным бременем для скромного бюджета семей военнослужащих. Еще немного - и военные в массовом порядке отправятся за субсидиями по оплате жилья, увеличивая и без того немалые списки малоимущих граждан нашей страны.
     Нововведений в нашей стране уже прошло немало. Не берусь оценивать степень их эффективности и полезности, но одно очевидно: практически все они проходили предварительную обкатку в масштабах отдельных городов или регионов. Даже установку турникетов в городском транспорте столицы сначала проверили на автобусах Зеленограда, и лишь потом постепенно стали внедрять на московских маршрутах. Здесь же речь идет о масштабном эксперименте, затрагивающем миллионы людей. Причем в массе своей - немолодых, обремененных серьезными заболеваниями. Для них обеспечение лекарствами даже в том виде, как сегодня, - жизненная необходимость. За минувшие годы люди уже приспособились к действующей системе, усвоив ее правила и подводные камни. Что ждет их в самом ближайшем будущем, не знает никто.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства