на главную страницу

8 Июля 2004 года

Планета людей

Четверг

Если замолчат дипломаты…

Олег ГОРУПАЙ (Тбилиси), Александр ТИХОНОВ, «Красная звезда».




     Сегодня, наверное, как никогда ранее, обострилась до предела ситуация в зоне грузино-осетинского конфликта. Несмотря на то, что после встречи Михаила Саакашвили с Владимиром Путиным в Москве грузинский руководитель обозначил готовность продолжить переговорный процесс. Принятое 2 июля решение СКК по снятию выставленных в зоне безопасности дополнительных постов до сих пор не выполнено. По данным проведенного трехсторонними группами военных наблюдателей мониторинга, их насчитывается с грузинской стороны около 20 в 17 населенных пунктах. Уполномоченный президента Грузии в регионе Шида-Картли Михаил Карели отказывается выполнять достигнутое соглашение.

     Кстати, личность Михаила Карели весьма загадочна. По некоторым сведениям, он имеет прямое касательство к перетасовке силовых министров Грузии. В частности, не без его участия во властные структуры страны был введен Ираклий Окруашвили, занявший после перестановок пост министра внутренних дел вместо Георгия Барамидзе. Сегодня в тандеме с командующим внутренними войсками страны генерал-майором Татухашвили Карели и Окруашвили, вероятно, и составляют авангард так называемой партии «коршунов», стремящейся силой разрубить цхинвальский узел. В том, что именно такой способ грузинскую сторону устраивает наиболее всего, говорят и следующие факты, приводимые как осетинской стороной, так и подтверждаемые задержанными в зоне конфликта представителями спецслужб Грузии.

     Так, к примеру, по неофициальным данным, в районе населенных пунктов Джава, Эредви была зафиксирована работа радиопередатчика грузинской разведгруппы. В населенном пункте Калети было отмечено появление неизвестных вооруженных лиц, одетых в спортивные костюмы, группами по 5 человек разместившихся в домах местных жителей. В районе отремонтированной и введенной в строй грузинской стороной объездной дороги от села Эредви до населенных пунктов Тамарашени и Кехви был замечен грузинский спецназ (в районе высоты 119,7 располагалась вооруженная группа людей в камуфляжной форме американского образца в количестве до 30 человек и имеющих в своем распоряжении пулеметы и гранатометы). Около села Хеити была обнаружена вооруженная группа, насчитывающая в своем составе 15 человек со стрелковым оружием, включающая полицейских из отделения полиции населенного пункта Курта и военнослужащих грузинского миротворческого батальона. Всего же, по данным осетинской стороны, вдоль административной границы Южной Осетии находятся около 2,5 тысячи военнослужащих внутренних войск Грузии и сотрудников МВД.

     В нарушение достигнутых соглашений грузинская сторона подтягивает к районам ответственности Смешанных сил по поддержанию мира (СсПМ) и тяжелую боевую технику. По последним данным, в Знаурский район минобороны Грузии были введены четыре единицы тяжелой бронированной техники. На выставленных в нарушение прежних соглашений постах постоянно возникают инциденты. Обострению обстановки способствует и то, что руководство региона Шида-Картли и сотрудники грузинских силовых структур фактически не признают межгосударственные соглашения по урегулированию конфликта, подписанные бывшим президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе. Мотивировка этому самая банальная – мол, нынешние власти Грузии непричастны к формированию конфликта и у нее чистые руки. Самое печальное, что усилиями грузинской стороны миротворческий контингент в зоне грузино-осетинского конфликта представляется если и не виновником обострившегося противостояния, то, по крайней мере, способствующим этому фактором.

     Как известно, сопредседатель СКК от Грузии Георгий Хаиндрава заявлял о том, что грузинская сторона в ближайшее время поставит вопрос о пересмотре мандата миротворческих сил в зоне грузино-осетинского конфликта, так как в Тбилиси считают, что ССПМ не справляются с возложенными на них обязанностями и не контролируют ситуацию. Собственно говоря, подобное заявление идет вразрез как с мнением Михаила Саакашвили, высоко оценивающего деятельность миротворцев, так и с точкой зрения сопредседателей СКК от российской и осетинских сторон.

     В качестве условия выполнения решения СКК по выводу несанкционированных комиссией постов грузинская сторона называет открытие совместного грузино-осетинского поста у Рокского тоннеля, что является категорически неприемлемым для осетинской стороны. Заранее выдвигая заведомо неприемлемые предложения, Грузия, по всей видимости, рассчитывает тем самым покончить как с институтом СКК, так и с миротворческой миссией в зоне конфликта. Грузинские силовики прекрасно отдают себе отчет в том, что их вооруженные силы не идут ни в какое сравнение с южно-осетинскими воинскими формированиями. Им хорошо известно, что даже после проведенного президентом Южной Осетии реформирования армии она по-прежнему остается малочисленной и слабо подготовленной. Текущая укомплектованность подразделений и частей не превышает 20 - 30 процентов. И даже недавно созданные в составе минобороны отдельные танковый, артиллерийский и разведывательный батальоны не исправили общей картины.

     Тем не менее руководство Республики Южная Осетия — Алания (РЮО), критически оценивая складывающуюся в зоне конфликта ситуацию, безо всяких обиняков готовится к отражению возможной агрессии со стороны Грузии. Президент РЮО Эдуард Кокойты обратился к грузинскому населению, проживающему на территории республики. В нем, в частности, говорилось о том, что официальный Тбилиси готов к развязыванию боевых действий против Цхинвали, а в села с преимущественно грузинским населением уже переброшены подразделения так называемых «Белого легиона» и «Лесных братьев». Кокойты призвал грузинский народ не поддаваться на провокации со стороны официального Тбилиси и сделать все возможное для сохранения мира и стабильности в Южной Осетии. По его словам, он, как верховный главнокомандующий, никогда не отдаст приказа на открытие огня в сторону грузинских населенных пунктов, если с их стороны не последует вооруженных провокаций.

     Для разрядки напряженности в ближайшее время необходимо убрать все несогласованные с СКК посты в зоне конфликта, а последующее их выставление осуществлять только с разрешения командующего ССПМ с последующим утверждением СКК. Не допускать несанкционированного пролета над зоной конфликта всех типов военных самолетов и вертолетов, а также их посадку в указанном районе. Все передвижения и действия в зоне конфликта, в том числе ввоз в регион гуманитарной помощи, приезд государственных деятелей должны осуществляться только по согласованию с сопредседателями СКК и под контролем ССПМ. Силовым структурам сторон конфликта, в том числе финансовой полиции Грузии, не проводить какие бы то ни было операции в регионе без разрешения СКК. Отказ выполнить данные требования будет означать только одно – вместо дипломатов заговорят пушки.

     
Провокация?

     Грузинское руководство пообещало рассмотреть вопрос о снятии выставленных после 31 мая без согласования со Смешанной контрольной комиссией постов полиции и внутренних войск в зоне грузино-южно-осетинского конфликта. Об этом, как передает ИТАР-ТАСС, заявил госминистр Грузии по вопросам урегулирования конфликтов Георгий Хаиндрава в ходе встречи в Цхинвали с министром по особым поручениям правительства Южной Осетии Борисом Чочиевым, командующим Смешанными силами по поддержанию мира в зоне конфликта генералом Святославом Набздоровым, представителями правительства Северной Осетии и миссии ОБСЕ в Грузии. Накануне южно-осетинская сторона сняла «выставленные с целью предотвращения провокаций в зоне грузино-осетинского конфликта» свои дополнительные посты.
     Как отметил Хаиндрава, грузинская сторона идет на этот шаг, «чтобы люди могли свободно передвигаться в Цхинвали и обратно...». Однако уже следующей ночью грузинские силовики показали, сколь «весомы» слова грузинского госминистра по урегулированию конфликта.
     В районе населенного пункта Курта спецназом внутренних войск МВД Грузии была задержана российская колонна из 10 машин, доставлявшая для нужд миротворцев материально-техническое имущество, в том числе два автомобиля с неуправляемыми ракетами класса «воздух – земля» для вертолетов ССПМ, размещение которых запланировано в зоне конфликта в ближайшее время. По информации, предоставленной «Красной звезде» в Объединенном штабе ССПМ, во время вынужденной остановки автоколонны для замены пробитого колеса на одной из машин колонна была оцеплена грузинскими спецназовцами численностью около 200 человек. Был избит старший колонны, изъяты личные вещи российских военнослужащих и две машины с ракетами угнаны в сторону Гори, хотя сопроводительные документы на все виды груза у миротворцев были в полном порядке. На месте задержания находились грузинские министры внутренних дел и государственной безопасности Ираклий Окруашвили и Вано Мерабишвили, а также командующий внутренними войсками МВД генерал-майор Георгий Татухашвили.
     Факт задержания автоколонны российских миротворцев является грубым нарушением решения СКК от 1992 г., еще раз подтвержденного на заседании комиссии 2 июня с.г., где говорится о том, что российская сторона размещает в зоне конфликта два вертолета и обеспечивает их необходимым вооружением и материально-техническим оборудованием.
     По оценке генерала Набздорова, «грузинская сторона предприняла откровенно провокационные действия, задержав груз миротворцев». Аналогичную оценку случившемуся дает южно-осетинская сторона. Сопредседатель СКК от южно-осетинской стороны Борис Чочиев подчеркнул, что грузинская сторона воспользовалась тем фактом, что Южная Осетия в одностороннем порядке сняла дополнительно выставленные в мае в зоне конфликта посты, и в нарушение существующих договоренностей ввела в зону конфликта спецназ МВД. Именно у населенного пункта Курта, где произошел инцидент, и был снят один из таких постов.
     Когда верстался номер, стало известно, что грузинская сторона возвратила задержанные минувшей ночью два грузовика российских миротворцев с военным имуществом.



Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства