на главную страницу

14 Июля 2004 года

Тема номера

Среда

Нас ждут на Марсе

К нему пойдем на «Клипере»

Андрей ГАРАВСКИЙ.




     Как заявил глава Федерального космического агентства Анатолий Перминов, в рамках проекта разрабатываемой сегодня федеральной космической программы на 2006 - 2015 годы заложено создание нового космического корабля «Клипер». Это в первую очередь свидетельствует о том, что, несмотря на сложную экономическую ситуацию, по крайней мере в космической области Россия продолжает мыслить масштабными, перспективными категориями. Такой подход не случаен, так как именно в дальнейшем освоении космического пространства, развитии спутниковых технологий и пилотируемых орбитальных полетов и полетов на другие планеты заключается будущее человечества.

     Мощный задел, созданный в этой сфере еще в советские времена, несмотря на все сегодняшние неурядицы, позволяет России оставаться в когорте ведущих космических держав. Но если мы хотим, чтобы этот статус был сохранен, необходимо активно создавать и разрабатывать новые корабли, ракеты, спутники, развивать технологии.

     Тем более России и так что-то нужно предпринимать в свете последних тенденций в мировой космонавтике, имеются в виду гибель американского шаттла «Атлантис» и последующий запрет на полеты челноков, и обнародование президентом США амбициозных планов по освоению космического пространства.

     При этом отметим, что и у простых россиян есть понимание актуальности важности этих проблем. Согласно изучению общественного мнения, 83 процента граждан страны поддерживают космическую деятельность и считают ее национальной гордостью. И это тогда, когда жизненный уровень наших сограждан еще довольно низкий.

     Безусловно, один из отечественных, перспективных и жизнеспособных космических проектов – создаваемый в Ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С.П. Королева (генеральный конструктор Юрий Семенов) перспективный универсальный космический корабль «Клипер». Его появление сегодня особенно актуально, ведь пилотируемым «Союзам», на которых до сих пор доставляют экипажи на МКС, без малого сорок лет и они уже трижды модернизировались. Несмотря на свою знаменитую надежность, эти корабли устарели и морально, и по элементной базе.

     Другой немаловажный фактор заключается в том, что для обслуживания МКС, полета к другим планетам нужно иметь вместительный многоразовый корабль, так как уже в ближайшем будущем космические конструкции станут монтировать на орбите из блоков, доставляемых с Земли. Оптимальное число монтажников - шесть человек. Именно столько космонавтов и сможет доставить на орбиту «Клипер» против трех членов экипажа «Союзов».

     «Клипер» - это корабль с многоразовой возвращаемой капсулой общей длиной более 10 метров и со стартовой массой до 14,5 тонны. Он сможет доставить на орбиту 6 человек экипажа и 700 килограммов груза. В нем широко использован уникальный опыт «Союзов», а отечественный челнок с несчастливой судьбой «Буран» даст новичку решения по многоразовому теплозащитному покрытию и уникальную навигационную систему.

     Новый корабль сможет работать по широкому спектру программ: от МКС до полетов на Марс и Луну. В сравнении с работающим сегодня кораблем «Союз» новичок будет удобней и вместительней. Разработчики говорят, что он впитал в себя все лучшее, что создано в области построения космических кораблей в нашей стране.

     «Клипер» состоит из большого и комфортного отсека экипажа, приборного и агрегатного отсеков. Еще одно важное отличие «Клипера» от предшественников - система аварийного спасения. При помощи ее двигателей экипаж может быть спасен на любой стадии полета путем мгновенного отрыва от ракеты.

     У новичка более мощная энергетика, новая двигательная установка, другой способ выведения и современная элементная база. Все это характерные черты перспективного пилотируемого корабля.

     Еще одной важной целью, стоящей сегодня перед Россией, является доведение до штатной численности многострадальной глобальной навигационной спутниковой системы - ГЛОНАСС. Уже сегодня невозможно представить нашу жизнь без использования навигационных технологий. Они дают возможность потребителям определять свое положение во времени и пространстве с требуемой точностью, оперативностью и надежностью.

     Как заявил заместитель руководителя Федерального космического агентства Георгий Полищук, в 2004 г. планируется продолжить восполнение орбитальной группировки и летные испытания системы с спутниками «Глонасс-М», обеспечить введение в опытную эксплуатацию первой очереди системы мониторинга и дифференциальных коррекций, завершить создание образцов потребительской аппаратуры и начать внедрение их на объектах транспортной и геодезической инфраструктуры. В дальнейшем агентство планирует развертывание минимально необходимой орбитальной группировки для глобальной навигации в составе 18 спутников в 2007 г. и ее полное восполнение до штатного состава (24 спутника) в 2010 - 2011 гг. на базе новых космических аппаратов.

     В завершение отметим, что с образованием на базе упраздненного Росавиакосмоса Федерального космического агентства, возглавляемого Анатолием Перминовым, почувствовалась серьезная активизация работ в космической сфере. В нынешних реалиях это не может не радовать каждого радеющего за интересы Отчизны.

     Клипером называлось быстроходное парусное судно XIX века с острыми обводами и большой площадью парусов. Пожелаем же нашему космическому «Клиперу» счастливого плавания. Хотя отметим, что для перспективного отечественного корабля можно было подобрать более патриотичное, российское имя.


Назад
Rambler TOP 100 Яndex
 

Полное или частичное воспроизведение материалов сервера без ссылки и упоминания имени
автора запрещено и является нарушением российского и международного законодательства